Автор: Александр Васильевич Пахомов
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Учитель истории и обществознания
Населённый пункт: с.Елечей, Мегино-Кангаласский улус, РС(Я) РФ
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Личности в истории
Раздел: полное образование
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурной направлении «Я и мои ценности»
разработана для занятий в 10 классе с учетом:
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Алтанская СОШ.
Учебного плана МОУ Алтанская СОШ на 2021-2022 учебный год
Программы внеурочной деятельности МБОУ Алтанская СОШ
Познавательных интересов учащихся.
Возраст учащихся: 15-16 лет
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Цель программы:
Формирование нравственной, духовно развитой личности, способной к самосовершенствованию, поиску смысла жизни,
стремящейся к правде, добру, красоте.
Задачи программы:
формировать нравственно устойчивую цельную личность, обладающей такими моральными качествами, как
добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению,
мужество, любовь к Родине и своему народу;
воспитывать уважение к семье, родителям, семейным традициям;
формировать социальную активность, направленную на служение интересам своего
Отечества;
2
воспитывать отношение к труду как к жизненной необходимости, главному способу
достижения успеха в жизни;
формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, воспитывать активную жизненную позицию в
отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье
нации.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые личностные результаты:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,
старшему поколению;
представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых
страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и
патриотического долга;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
умение видеть красоту в окружающем мире;
умение видеть красоту в поведении, поступках людей;
представление об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом,
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним;
3
знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества,
трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
ценностное отношение к природе;
участие в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья
человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
здоровьесберегающая деятельность.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
Умение оценивать собственные возможности
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети
Интернет.
4
Умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках.
Умение структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное.
Умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Умение давать определение понятиям.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов.
Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
Формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий.
Планируемые предметные результаты
Знание ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.
Знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах
взаимоотношений в коллективе, представителями различных социальных групп.
Знание роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
Знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической
этики.
Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Знания о различных профессиях.
5
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях.
Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и основано на системе базовых национальных
ценностей.
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
политическое устройство Российского государства, его институты, их роль в жизни общества, его важнейшие
законы;
символы государства — Флаг, Герб России, флаг и герб субъекта Российской Федерации, в котором находится
образовательное учреждение;
национальные герои и важнейшие события истории России и её народов;
праздники и важнейшие события в жизни России, субъекта Российской Федерации, своей области, поселка;
права и обязанности гражданина России;
любовь к образовательному учреждению, своему поселку, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки.
6
2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
нравственная основа учёбы, ведущая роль образования, труда и значение творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
представление об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
коллективная работа, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-
трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам,
личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда
людей.
3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
базовые национальные российские ценности;
различение хороших и плохих поступков;
правила поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах,
на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского
государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
возможное негативное влияние на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино,
телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в
содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
7
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
оздоровительное влияние природы на человека;
возможное негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий
физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в
природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
природоохранительная деятельность;
бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях:
душевная и физическая красота человека;
эстетические идеалы, чувство прекрасного;
красота природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
Основные виды деятельности учащихся:
познавательная;
трудовая;
игровая;
8
досугово-развлекательная;
художественное творчество;
спортивно-оздоровительная;
проблемно-ценностное общение.
Формы организации внеурочной деятельности:
беседа
дискуссия;
он-лайн урок;
видеоурок;
час общения;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
Формы учёта оценки планируемых результатов:
анкетирование;
создание презентаций;
участие в акциях;
участие в конкурсах;
участие в олимпиадах.
Тематическое планирование.
9
№
п/п
Тема занятия
Кол-
во
часов
План.дат
а
Факт.дата
Примечание
10
1
Человек – личность.
Познай самого себя
1
2
«Терроризм. Как не стать его
жертвой»
1
3
«Мои права. Мои обязанности»
1
4
Демографическая ситуация в
современной России
1
5
Молодежь в современном мире
1
6
« От всей души!»
1
7
«Моя будущая профессия»
1
8
Занятость и безработица
1
9
День народного единства
1
10
« Мы выбираем жизнь!»
1
11
«Безопасность в сети Интернет»
1
12
День Неизвестного Солдата
1
13
«Человек среди людей»
1
14
«Правда о СПИДе»
1
15
Политика и власть
1
16
Демократические выборы.
1
17
«Правила делового общения»
1
18
Потребности человека
1
11
19
Урок добра
1
20
Роль экономики в жизни общества
1
21
Слагаемые успеха в бизнесе
1
22
«Красная армия»
1
23
«Солдат войны не выбирает»
1
24
«Жди меня и я вернусь»
1
25
« Как прекрасно это слово – мама!»
1
26
Якутск. Путь на родину
1
27
«Мир профессий»
1
28
«День здоровья»
1
29
На пути к жизненному успеху
1
30
Межличностные отношения
1
31
«Вахта памяти»
1
32
«День Победы»
1
33
Человек славен добрыми делами
1
34
Человек и человечность
1
12