Автор: Вершкова Анна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16" Населённый пункт: г.Энгельс Наименование материала: методическая разработка Тема: "Клуб знаменитых путешественников" Раздел: начальное образование
Клуб знаменитых путешественников
Цель:
-провести экскурсию по литературным произведениям, установить связь литературы с
другими науками, видами искусства, жизненным опытом уч-ся;
-развивать познавательную активность уч-ся и речь;
-воспитывать чувство товарищества, любовь к чтению.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана
Гранта», иллюстрации, карточки.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Учитель:- Сегодня вы станете свидетелями интересного события: в этом зале собрались
знаменитые путешественники. Они приехали, чтобы обменяться опытом и поделиться с
вами своими знаниями. Давайте поприветствуем их.
На сцену под музыку поднимаются участники игры, изображающие героев детских книг.
Учитель: - представляю Вам участников клуба. Перед вами:
1. Юнга с судна " Пилигрим", 15-летний капитан Дик Сенд.
2. Дочь капитана Гранта Мэри Грант. Смелая дочь знаменитого капитана.
3. Капитан Врунгель выдающийся мореплаватель.
4.Знаменитый выдумщик и Фантазер Незнайка.
5.Элли - лучший друг жевунов, мигунов и других жителей волшебной страны.
6.Робинзон Крузо, много лет проживший на необитаемом острове.
7.Моряк, побывавший у лилипутов и великанов.
8. Самый обаятельный кот в сапогах.
9. Барон Мюнхаузен - замечательный Фантазер и выдумщик. Самая Озорная девчонка на
свете - Пеппи Длинный чулок.
Зрители приветствуют героев.
Учитель: - сегодня собрались вместе такие разные люди - Элли и Пеппи, Незнайка и
Робинзон. У каждого из вас, дорогие гости, свои привычки, вкусы и характеры, но есть
нечто, объединяющее вас: любовь к приключениям и путешествиям. Вы побывали в
разных странах, на разных материках, а некоторые даже в космосе. Вы многое увидели и
узнали. Наверное, вы не откажетесь поделиться с ребятами своим богатым опытом.
Конкурс «Географический»
Учитель: Чтобы стать хорошим путешественником, прежде всего надо знать географию и
уметь ориентироваться в незнакомом месте, внимательно рассматривая все, что видишь
вокруг. Дик Сенд, юнга с судна "Пилигрим", поднялся на капитанский мостик в 15 летнем
возрасте и проявил не только мужество, но и замечательную наблюдательность и
начитанность. Помните, Дик, вы бросили якорь у незнакомого берега и быстро поняли, что
перед вами отнюдь не Южная Америка. Как вы об этом догадались?
Дик: Мы увидели жирафа, слона, гиппопотама и муху- цеце- все знают, что они не
водятся в Южной Америке.
Учитель: вот так помогают человеку крепкие знания. Дик Сенд ответил на свой вопрос.
такие вопросы есть и для остальных участников игры. А теперь 1 конкурс для всех
путешественников. Каждая пара получает карточку и находит на ней 2 вопроса. За каждый
правильный ответ- 1 жетон.
1. С помощью какого прибора определяют стороны света? (компас)
В чью честь названа Америка? (в честь мореплавателя Америго Веспуччи, который
первым догадался что эти земли-новый континент.)
2. Какой континент меньше всего заселен? (Антарктида)
Какая страна в мире самая маленькая? (Ватикан)
3. Перечислите части света. (Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида, Австралия.)
Как определить Северное и южное направление по мхам и лишайникам? (На стволах
деревьев мухи и лишайники растут с Северной стороны ствола)
4. Назовите стороны света на «морском» языке. (Север- норм, юг- зюйд, запад- вест,
восток-ост.)
Какая территория, входящая в состав США, когда-то принадлежал России? (Аляска)
5. Какие знаете «цветные» моря? (Черное, Белое, Желтое, Красное)
Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Экспедиция ф. Магеллана)
6. В какую сторону смотрит подсолнечник в полдень? (На юг: туда, где солнце в полдень)
Какое море в древности называли янтарным? (Балтийское)
7. Назовите все океаны? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)
Как называются плавучие ледяные острова? (Айсберги)
8. Какая звезда служит самым главным ориентиром? (Полярная)
Можно ли определить стороны света по стволам сосен? (Да: северная сторона сосен
темная, Южная- светлая)
9. Назовите самое большое в мире озеро? (Каспийское море)
Что можно приложить к уху и услышать шум моря? (морскую раковину)
10.Какая страна ближе к нашей Англия или США? (США. Отделяется от России
Беринговым проливом.)
Как определить стороны света по муравейнику? (Муравьи строят свои жилища возле
пня или дерева, располагая муравейник к югу от него.)
Конкурс «Зоологический»
Учитель:- Мэри Грант, дочь капитана Гранта, совершила кругосветное путешествие в
поисках отца. Мэри, вы посетили удивительный континент: там есть рыбы, которые
дышат легкими, млекопитающие, которые откладывают яйца, и даже крысы, не бегают, а
прыгают. Что это за континент и какова главная особенность его животного мира?
Мэри :- Это Австралия. Там водятся сумчатые животные, которых в других частях света не
увидишь - разве что в зоопарках.
Учитель:- А теперь все путешественники должны показать знание животного мира.
Посмотрите, кто изображен на иллюстрациях.
Рисунки: пингвин, кит, кенгуру, белый медведь, лама, лев, бобр, тигр, верблюд, мышь.
-Среди картинок надо выбрать изображение того животного, которое подходит под
название на вашей карточке. Правильный выбор - жетон.
1. Африканское животное
2. Животное Антарктиды.
3. Морское животное.
4. Животное, обитающее на речном берегу.
5. Животное Австралии.
6. Животное тайги
7. Животное Заполярья
8. Животное пустынь
9. Животное обитающее в горах
10.Животное обитающее вблизи человека.
Учитель: — А вы зрители, ответьте на вопросы «Кто помнит, в каких животных
превращался Юра Баранкин?» (Воробей, бабочки, муравей.)
Конкурс «Ботанический »
Учитель: - Капитан Врунгель всегда наблюдал флору посещаемых им земель, любовался
природой, наслаждался запахами цветов. Но он никогда бы не узнал, что в северном лесу
цветы могут распускаться и зимой, если бы не познакомился с героями сказки С. Маршака
«Двенадцать месяцев». Расскажите нам, капитан, какие цветы распустились в январском
лесу и почему это произошло.
Врунгель:- Братья - месяцы помогли девочке набрать в лесу подснежников потому, что
она трудолюбива и добросердечна.
Учитель: - А задание для всех участников игры будет таким: посмотрите на список
растений.
Растения: герань, папоротник, колокольчик, кувшинка, тюльпан, зверобой, черника,
клюква, чертополох, клевер, гладиолус, волчье лыко.
-Выберите из него растение того вида, которое указано на вашей карточке.
1. комнатное.
2. лесное.
3. луговое
4. озерное
5. садовое
6. ядовитое
7. лекарственное
8. ягода лесная.
9. ягода болотная
10.сорняк.
Учитель: - Зрители, вспомните как назвался цветок, в котором женщина обнаружила
Дюймовочку? (Тюльпан) Что служило девочке периной и одеялом? (голубые фиалки и
лепесток розы)
Конкурс «Космический»
Учитель: еще один знаменитый путешественник – это Незнайка, побывавший на Луне.
Напомни нам, пожалуйста, Незнайка сколько планет в Солнечной системе?
Незнайка: Девять: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,
Плутон.
Учитель: А вот вопросы для всех игроков.
1.Как называется космический корабль, на котором летел Ю.А.Гагарин? (Восток)
2.Назовите фамилию главного конструктора первых космических ракет, спутников,
кораблей. ( С.П. Королев).
3.Как называется место, откуда стартуют космические корабли? (стартовая площадка
космодрома)
4.Назовите фамилию человека, впервые вышедшего в космическое пространство?
(Леонов)
5.Когда мы отмечаем день космонавтики? (12 апреля)
6.Какую форму имеет планета Земля? (шара)
7. Назовите самую крупную планету Солнечной системы? (Юпитер)
8.Как называются камни, которые врезаются в атмосферу Земли? (Метеориты)
9. В каком созвездии находятся Полярная звезда? ( Малая медведица.)
10.Назовите фамилию первой женщины- космонавта? (Терешкова)
Учитель: А вы, зрители догадайтесь: каких медведей мы чаще всего встречаем ночью-
белых, серых или бурых? (Бурые водятся в лесах, белые-в полярных областях, серые
медведи (гризли) живут в Америке. Мы чаще всего видим по ночам звездных медведей
созвездия Большая и Малая.)
Конкурс «Волшебный»
Учитель: Каждый из нас, совершая путешествия, попадал в самые невероятные
ситуации, но преодолевал трудностей благодаря уму и находчивости. А некоторым
помогало и волшебство. В этой области у нас хорошо ориентируется Элли: ведь она
неоднократно путешествовала в Волшебную страну и участвовала в чудесных событиях.
Элли: ведь она неоднократно путешествовала в Волшебную страну и участвовала в
чудесных событиях. Элли, вы знаете много заклинаний и волшебных слов, поэтому без
труда объясните нам, когда следует произносить слово «мутабор» и из какой оно сказки.
Элли: Это слово из сказки Гауфа «Калифаист». Его следует произносить, когда хочешь
превратиться в какое-нибудь животное, а потом — когда хочешь вернуть себе
человеческий облик.
Учитель: А вот волшебное задание: на карточках записаны названия чудесных предметов,
а вам, путешественники, надо будет назвать владельца этих вещей и сказку.
1.Два зонтика- черный и разноцветный. (Оле- Лукойе из сказки Х.Андерсена)
2.Огниво. (Ведьма, затем солдат из сказки Андерсена «Огниво«)
3. Цветик- семицветик. (Девочка Женя из книги В.Катаева «Цветик- семицветик» )
4.Старая медная лампа. (Аладдин из сказки «Тысяча и одна ночь»).
5.Зеркало, умеющее разговаривать. (Царица, из «Сказки о мертвой царевне» Пушкина»)
6.Золотой ключик. (Тортилла, Буратино. Сказка «Приключения Буратино или Золотой
ключик» А. Толстого).
7.Аленький цветочек. (Чудище.Сказка Аксакова «Аленький цветочек»)
8.Горошина. (Королева. Сказка Андресана «Принцесса на горошине»)
9.Лягушачья кожа. (Василиса Премудрая. Русс.Народная сказа «Царевна- лягушка»)
10.Прялка. (Ведьма. Сказка 3. Перро «Спящая красавица»)
Конкурс «Кулинарный»
Учитель: Если не волшебной силы, то, по крайней мере, немалой смекалки в походных
условиях требует даже такое несложное дело, как приготовить еды. Особенно отличился
Робинзон Крузо, который сумел выжить на острове,питаясь растениями и охотясь на
животных. Вы, Робинзон, стали настоящим кулинаром и поэтому сумеете ответить на
специальный вопрос. Вспомните Мишку из рассказа Н.Носова «Мишкина кашка» и
объясните, какие ошибки он совершил, когда варил кашу и жарил рыбу.
Робинзон: Мишка налил в кастрюлю немного вода и высыпал всю крупу, а пескарей
положил на сухую сковороду, надо было крупу засыпать в кипящую воду в правильной
пропорции, а рыбу жарить на растительном масле.
Учитель: -А теперь задание для всех участников. Вам предлагаются иллюстрации
различных продуктов. Выберите их них, те которые необходимы для приготовления
борща. За ненужный продукт у вас отнимут балл.
Рисунки: капуста, огурец, томаты, тыква, свёкла, баклажаны, картофель, крупа,
морковь, яйцо, лук, горох, мясо, сливочное масло, соль, зелень.
Учитель: А пока, дорогие наши гости, подумайте у Н.Носова есть еще рассказы,
названия которых относятся к еде. Вспомните их. («Огурцы», «Про репку», «Леденец»)
Конкурс «Музыкальный»
Учитель: - Кулинария - чудесное искусство и очень полезное, но... Пожалуй, на свете
есть другое волшебство, которое то радует человека, то наполняет его душу светлой
печалью... Это музыка! Одно из путешествий привело Гулливера в страну великанов.
Правители этой страны очень любили музыку и иногда приглашали Гулливера на
музыкальные вечера. А вы знаете, Гулливер, что один мальчик из сказки Д.Родари имел
волшебный голос разрушительной силы? Однажды могучая сила голоса помогла мальчику
в борьбе со злом и неправдой. Вспомните, о каком мальчике я говорю.
Гулливер: Мальчика зовут Джельсомино. Своим волшебным голосом он разрушил замок этого
Джакомоно, правителя страны лжецов, и тот в испуге бежал.
Учитель: Такова волшебная сила звуков! Кстати, сам Гулливер неплохо играл на клавикордах. На
каждой карточке написаны фамилия знаменитых писателей и композиторов. Вам надо выбрать
фамилию композитора.
1.Бах, Толстой, Андресен
2.Верн, Бетховен, Свифт
3.Аксаков, Пришвин,Моцарт.
4.Некрасов, Пушкин, Римский- Корсаков.
5.Глинка, Лермонтов, Чехов
6.Чайковский, Родари, Перро
7.Рахманинов, Волков, Носов
8.Григ, Гоголь, Маяковский
9.Кассиль, Успенский, Мусоргский
10.Шуберт, Бажов,Линдгрен.
Конкурс «Литературный»
Учитель: Сын мельника получил в наследство обаятельного Кота в сапогах. А, знаете ли вы,
Уважаемый Кот в сапогах, что за кот живет у морского берега, умеет петь и рассказывать сказки?
Вспомните, какая из его историй стала достоянием читателей.
Кот в сапогах: Я думаю- это «Кот ученый», который живет у пушкинского Лукоморья .
Идёт направо-песнь заводит,
Налево-сказку говорит...
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
Такое выступление А.Пушкин написал к поэме «Руслан и Людмила». Ее сказочный сюжет как
будто подсказан автору ученым котом.
Учитель: Ученый от знал много сказок- нато и учёный! Сказка учит верить в добро и
справедливость, воспитываем ум, будит воображение, поэтому сказки необходимы настоящим
путешественникам. На карточках — отрывки из сказок. Назовите сказку и автора.
1.Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати! «Сестрица Алёнушка, да братец Иванушка»
2. "Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных
мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне
цветочек, краше которого нет на белом свете. (Аксаков «Аленький цветочек»)
3 «Как бы мне его назвать?»- раздумывал Карло,- назову ка я его Буратино. Это имя принесет мне
счастье». А.Толстой «Золотой ключик»
4.»Я назову тебя Маугли. Лягушка и ...когда — нибудь придет время, ты будешь охотиться на Шер
Хана, как он озотится сейчас на тебя!» Киплинг «Книга Джунглей»
5.«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою..» Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
6.» И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: -
Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был гадким утёнком.» Андерсен «Гадкий утёнок»
7.»Если ты опоздаешь хоть на одну минутку, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой,
лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое,
залатанное платьице. » Перро «Золушка»
8.Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте. ловила комаров да мошку, весною
громко квакала с подружками. И весь век она прожила бы так. Но случилось одно происшествие!»
Гаршин «Лягушка-Путешественница.»
9.Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном стульчике сидела крошечная
девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, её и прозвали Дюймовочкой.
Андерсен «Дюймовочка»
10.С той поры боялись разбойники возвращаться в дом, а четырем бременским музыкантам там
так понравилось, что и уходить не захотелось. Гримм «Бременские музыканты»
Конкурс «Фантазёрский»
Учитель: А теперь слово барону Мюнхгаузену самому правдивому человеку на земле. Все помнят,
уважаемый барон, как вы вытаскивали себя за волосы из болота, летали к Луне, стреляли в оленя
вишневой косточкой. А вспомните, дорогой барон, выдумщиков Мишку и Стасика из рассказа
Н.Носова «фантазёры». Почему эти мальчики рассердились на Игоря и не захотели даже сидеть с
ним рядом?
Мюнхгаузен: Мишка и Стасик фантазировали, никого не обижая и не обманывая. А Игорь обманул
маму: съел варенье, да еще свалил свою вину на сестрёнку, которую наказали.
Учитель: Сейчас давайте поиграем в «обманщиков». Я буду говорить правду и неправду, а вы
замечайте, в чём я пытаюсь «обмануть».
1.Ласточка унесла Дюймовочку от мерзкой жабы и ее противного сыночка. (из норы, от крота)
2. Князь Гвидон превращался в комара, муху и муравья (в шмеля).
3. Красная шапочка повстречала в лесу медведя, лису и волка (только волка).
4.Старик- боровик дал девочке Жене три волшебных предмета: дудочку, кувшинчик и крышечку.
(только дудочку)
5.Врагом Маугли были пантера Багира, тигр Шерхан, удав Каа, волк Акела. (тигр Шерхан)
6.У бабы-Яги была избушка на курьих ножках, на гусиных лапках,на козьих копытцах, на кошачьих
коготках. (на курьих ножках)
7.В ящике,, в котором прилетел Чебурашка , были апельсины, гуталин, секретная аппаратура.
(апельсин)
8.Я знаю хороших котов, кота Леопольда, кота Матроскина, Кота в сапогах, кота Базилио. (плохой
кот- Базилио)
9.Золушка стала принцессой, супругой президента, владычицей морскою. (Принцессой)
10.Баба- Яга предпочитала двигаться на джипе, на метле и ступе, на ракете. (на метле и ступе)
Конкурс «Именной»
Учитель: И наконец, удивительная и озорная девочка Пеппи- длинный чулок. Вы помните, Пеппи
историю индийского мальчика, воспитанного волчьей стаей. Сумеете ли вы объяснить значение
его имени.
Пеппи: Мальчика, героя «книги джунглей» Киплинга, зовут Маугли, что значит «лягушонок»
Учитель: А вы, участники игры смогли бы объяснить значения своих собственных имён.
Дети рассказывают о значении своих имён.
Учитель: Клуб знаменитых путешественников заканчивает свою работу. Сегодня вы с честью
выдержали испытания. Подведем итоги!