Напоминание

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


Автор: Тащян Аревик Саркисовна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МАОУ Лицея № 5
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Раздел: полное образование





Назад




УДК 376

Тащян Аревик Саркисовна

Магистр 1 курса ПГНИУ по направлению подготовки

44.04.01 «Педагогическое образование».

Учитель иностранных языков Лицея № 5 г. Перми

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация: данная статья посвящена обучению одаренных детей и особым

условиям, и подходам, которые могут помочь реализовать их творческий и

интеллектуальный потенциал. В статье обсуждаются ключевые идеи, такие как

сложность одаренности, необходимость педагогов и тьюторов, системы психолого-

педагогического

сопровождения

и

технологии

тьюторского

сопровождения.

Тьюторство имеет отличительную особенность, состоящую в том, что учебный

процесс должен быть основан на образовательной активности самого учащегося,

способного совершать и регулировать свои реальные действия. Одним из главных

преимуществ тьюторского сопровождения является его персонифицированный

подход. Статья также обсуждает роль тьютора в индивидуализации образования и

профессиональную подготовку педагогов для работы с одаренными детьми.

Ключевые

слова:

тьютор,

одаренные

дети,

тьюторское

сопровождение

одаренных детей, обучение одаренных детей, тьюторство.

Abstract: the article is devoted to teaching gifted children and special conditions, and

approaches that can help realize their creative and intellectual potential. The article discusses

key ideas such as the complexity of giftedness, the need for teachers and tutors, systems of

psychological and pedagogical support and technologies of tutor support. Tutoring has a

distinctive feature, which consists in the fact that the educational process should be based on

the educational activity of the student himself, who is able to perform and regulate his real

actions. One of the main advantages of tutor support is its personalized approach. The article

also discusses the role of the tutor in the individualization of education and the professional

training of teachers to work with gifted children.

Keywords: tutor, gifted children, tutor support for gifted children, teaching gifted

children, tutoring.

Одна из основных задач государственной политики России в области

образования − поддержка и развитие талантливых детей, которые могут стать

интеллектуальным потенциалом страны и способствовать научному и

технологическому прогрессу. В настоящее время государство уделяет

большое внимание этой задаче, так как ее актуальность исследуется в

социально-педагогическом аспекте.

1

Для достижения этой цели правительство России начало уделять

особое внимание развитию детей в 2000-х годах, повышая общий уровень

интеллектуального

развития

подрастающего

поколения.

Однако

нацеленность на массовое «выращивание» гениев была заменена на

индивидуальный

подход

к

каждому

ребенку,

учитывающий

его

индивидуальные особенности.

В 2000 году правительство России запустило целевую программу

«Одаренные дети» в рамках государственной программы «Дети России».

Программа

создала

государственную

систему,

выявляющую

и

поддерживающую талантливых детей. Она охватывает до 40% детей и

направлена на сохранение интеллектуального и творческого потенциала и

национального генофонда.

В федеральных округах были созданы центры, которые занимаются

координацией работы с одаренными детьми и составлением банка одаренных

детей для их дальнейшего сопровождения. В 2012 году была утверждена

«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых

талантов», предназначенная для координации работы всех вовлеченных

сторон в развитии талантливых детей.

При рассмотрении особенностей работы с талантливыми детьми можно

отметить историческое прошлое данной темы. В своих исследованиях

ученые, такие как А. Бине, Дж. Гилфорд, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Л.

Торндайк, Л. Термен, В. Штерн и другие, рассматривали возможность

создания условий для развития интеллектуального потенциала талантливых

детей. В отечественной науке используются результаты наработок Л.А.

Венгера, Н.В. Гончаренко, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, С.А. Изюмовой,

A.А. Мелик-Пашаева, М.А. Холодной, B.Э. Чудновского и других ученых в

аспекте диагностики и сопровождения развития талантливых детей.

Проанализировав имеющиеся концепции и модели, в частности

представленные Г.В. Бурменской, А.А. Лосевой, В.М. Слуцким, можно

2

констатировать, что понятие «одаренность» порождает множество вопросов

и разногласий.

Для того,

чтобы

детализировать

термин «одаренность»,

можно

выделить следующие характеристики:

1.

Личностные

качества,

такие

как

высокий

познавательный

интерес, творческий потенциал и стремление к исследованиям;

2.

Интеллектуальные

характеристики,

такие

как

гибкость

и

оригинальность мышления;

3.

Увлечение задачей, как основная черта одаренности.

В работе «Рабочая концепция одаренности» определяется, что это

«системное, развивающееся качество психики, которое дает возможность

человеку достичь высоких результатов в сравнении с другими людьми» [7].

Необходимо уточнить определение выдающихся способностей, так как

они не всегда гарантируют обязательные достижения в будущем [7].

Существует

также

феномен

«угасания

одаренности»,

который

объясняет снижение процента детей, обладающих ранней одаренностью.

Например, среди 10-летних детей можно найти порядка 60-70% одаренных, а

среди 17-летних − только 15-20%. Таким образом, количество одаренных

детей существенно сокращается с возрастом.

Одна из причин данного явления − невостребованность ярких

проявлений и неполном раскрытии возможностей обучающихся. Данный

феномен был рассмотрен такими исследователями, как А.В. Бакушинский,

Г.В. Лабунская, А.В. Щербаков, Н.С. Лейтес, А.А. Мелик-Пашаев.

Создание

специальных

условий

для

одаренных

детей

поможет

раскрыть их способности, решить проблемы личностного и межличностного

характера, повысить учебно-познавательную мотивацию [8]. Следовательно,

можно создать программы и условия, которые помогут реализовать

творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей.

Ключевые идеи:

3

1.

Одаренность − сложное системное образование, проявляющееся

во всех сторонах психики и личности ребенка;

2.

Изучение одаренных детей и принятие их такими, какие они есть,

представляет собой значительную проблему;

3.

Развитие одаренных детей требует учета особенностей их

психики и личности;

4.

Системы психолого-педагогического сопровождения одаренных

детей актуальны;

5.

Образование одаренных детей − обязательный и закономерный

отклик на социальный заказ;

6.

Обучение

и

воспитание

одаренных

детей

зависят

от

сопровождающих их взрослых;

7.

Технология

тьюторского

сопровождения

может

помочь

обучающимся в ситуациях, когда требуются особые условия образовательной

активности;

8.

Результативность тьюторского сопровождения соотносится с

сформированностью учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Обучение одаренных детей требует специальных условий и подходов,

таких

как

системы

психолого-педагогического

и

тьюторского

сопровождения. Эти подходы учитывают особенности ребенка и его

индивидуальные

потребности

и

способности,

что

позволяет

достичь

персонализированного образования.

Тьюторство

основано

на

образовательной

активности

самого

учащегося, что требует от тьютора помощи в принятии решений и развитии

творческих способностей ученика.

Тьюторское

сопровождение

одаренных

детей

требует

создания

эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы данного рода

сопровождения. Она включает в себя поиск образовательных ресурсов для

создания

индивидуальной

образовательной

программы,

работу

с

образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной

4

рефлексии учащегося, а также создание гибких вариативных моделей

тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах, направленных на

поддержку личностного роста обучающегося.

Тьюторы

выявляют,

развивают

и

поддерживают

в

активности

образовательные мотивы и интересы детей, создают индивидуальную

образовательную программу и помогают в реализации образовательных

целей и задач ученика.

Тьюторское

сопровождение

является

личностно-ориентированным

взаимодействием ученика и тьютора, в рамках которого ученик получает

возможность осознать и реализовать собственные образовательные цели и

задачи.

Одним из главных преимуществ тьюторского сопровождения является

его

персонифицированный

подход.

Тьютор

всегда

учитывает

индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, даже если

работает с группой.

Таким

образом,

в

основе

тьюторского

сопровождения

лежит

личностно-ориентированное и субъект-субъектное взаимодействие двух

личностей (тьютора и ученика).

При таком раскладе ролей позиция тьютора приравнивается к позиции

партнера, консультанта и советчика. В современных условиях развития

общества одной из важнейших задач педагогики является профессиональная

подготовка педагогов для работы с одаренными детьми. Она включает в себя

как

профессиональную

педагогическую

подготовку,

так

и

развитие

профессионально значимых личностных качеств педагога.

Таким образом, в современном обществе роль тьюторства становится

все более значимой. Особенно важно тьюторское сопровождение для

одаренных детей, так как они требуют особого подхода к обучению.

Тьюторы помогают таким детям в развитии их способностей и талантов, а

также поддерживают их интерес к учебе.

5

Зачастую одаренные дети испытывают трудности в общении со

сверстниками, так как их интересы и увлечения могут отличаться. В таких

случаях тьюторы могут стать наставниками, которые помогут ребенку найти

единомышленников и принять свои уникальные черты.

Тьюторы могут помочь в развитии творческого мышления, научить

эффективным методам решения задач, а также помочь в подготовке к

экзаменам и олимпиадам. Многие тьюторы также обладают специальными

знаниями, например, в области программирования, и могут научить ребенка

программировать.

Кроме того, тьюторы могут помочь одаренным детям в выборе

профессии

и

карьеры.

Они

могут

ознакомить

детей

с

различными

профессиями и помочь им определиться со своими интересами и целями.

Тьюторы также могут помочь в написании резюме и подготовке к

собеседованию.

Важно

отметить,

что

тьюторское

сопровождение

должно

быть

индивидуальным и адаптированным к потребностям каждого ребенка.

Тьютор должен учитывать интересы и особенности ребенка, а также его

уровень знаний и навыков. Важно создать комфортную атмосферу, где

ребенок будет чувствовать себя уверенно и сможет задавать вопросы.

Тьюторское

сопровождение

одаренных

детей

является

важным

фактором их успеха в учебе и карьере. Квалифицированные тьюторы

помогут детям развиваться и достигать своих целей, обеспечивая им

индивидуальный и эффективный подход к обучению.

Важно помнить, что тьюторские услуги не должны заменять обычную

школу, но они могут помочь ребенку раскрыть свой потенциал и достичь

большего успеха в учебе и жизни.

6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Антонова

Е.Е.

Психолого-педагогическое

сопровождение

одаренного ребенка как реализация личностно-ориентированного подхода //

Одаренный ребенок. М, 2019. С. 126-139.

2.

Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд.,

расшир. И перераб. М, 2013. 90 с.

3.

Золотарева

А.В.

Концепция

тьюторского

сопровождения

развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных

учреждений

//

Ярославский

педагогический

вестник.

Психолого-

педагогические науки. 2014. № 1, т. II. С. 56-61.

4.

Ковалева Т.М. Профессия «тьютор». М.: СФК, 2006. 246 с.

5.

Пикина А.Л. Модель тьюторского сопровождения развития

одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и

профессионального образования // Ярославский педагогический вестник.

Психолого-педагогические науки. 2019. № 4, т. II. С. 111.

6.

Рыбалкина

Н.В.

Идея

тьюторства

-

идея

педагогического

поиска // Тьюторство: идея и идеология: мат-лы Iмежрег. Конф. Томск, 1996.

С. 15-30.

7.

Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека.

М.: Логос, 2022. 160 с.

8.

Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения:

пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.;

под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2016. 239 с.

7



В раздел образования