Напоминание

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ РОЛЬ В КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ


Автор: Рахматуллоева Мархабо Махмудовна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: кафедра высшей математики и информатики, ХУДЖАНДСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ТАДЖИКСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени академика М. Осими
Населённый пункт: город Худжанд
Наименование материала: статья
Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ РОЛЬ В КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: высшее образование





Назад




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ РОЛЬ В

КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Рахматуллоева Мархабо Махмудовна

ХУДЖАНДСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ТАДЖИКСКОГО

ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени академика М. Осими

Самостоятельная

работа

в

высшей

школе

является

специфическим

средством

организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе,

средством самоорганизации и самодисциплины студентов в овладении необходимыми

знаниями, умениями и навыками [1].

Как известно, при кредитной технологии обучения сокращение объема аудиторной

работы непосредственно повышает значение и статус самостоятельной работы студента

(СРС). Если в традиционной системе обучения самостоятельная работа занимает одну

третью часть от общей трудоемкости изучаемого курса обучения, то при кредитной системе

обучения она составляет две трети части. Поэтому в условиях кредитной технологии СРС

становится одним из главных резервов повышения качества обучения и подготовки будущих

специалистов.

Самостоятельная работа студентов делится на два вида:

-

аудиторная

-

внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине выполняется на учебных

занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию [2].

Внеаудиторная

самостоятельная

работа

выполняется

студентами

по

заданию

преподавателя, но без его непосредственного участия.

В структуре самостоятельной работы можно выделить следующие компоненты:

мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения,

исполнительское звено, контроль [3].

Эффективность организации самостоятельной работы студентов во многом зависит от

соблюдения таких дидактических принципов ее организации, как систематичности и

последовательности; активности; индивидуального подхода; доступности; наглядности;

научно-обоснованного расчета времени и дозировки домашних заданий.

Для правильного и эффективного планирования и организации СРС необходимо:

- обеспечить учебно-методическую поддержку и индивидуальность заданий на

самостоятельную работу студентов;

- определить виды и формы заданий СРС в начале семестра;

- разработать эффективные формы контроля;

- установить график консультаций и приёма СРС [4].

С учетом того, что занятия по высшей математике носят сугубо практический характер,

необходимо продумать систему СРС, дополняющую и совершенствующую сформированные

на занятиях навыков и умений.

Для правильной и эффективной организации СРС

большое значение имеют

следующие условия:

- подготовленность преподавателей к эффективной организации самостоятельной

работы по кредитной системе обучения;

- наличие учебно-методического комплекса по каждой дисциплине, включающий

описание курса в печатном и электронном виде, форм и средств контроля уровня

самостоятельного освоения студентом СРС с указанием содержания и сроков их проведения,

справочника-путеводителя для студента на весь период обучения;

- обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой;

- индивидуализация заданий, а также учет уровня подготовленности и склонности

каждого студента;

-

применение инновационных технологий

(совокупность технических средств,

обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и

создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения);

- оптимальная нагрузка студентов в области самостоятельной работы [5].

В ПИТТУ приняты два вида самостоятельной работы: регулярные и долгосрочные.

Регулярные самостоятельные работы выполняются студентами в соответствии с

предложенными в силлабусе (рабочая программа) заданиями к каждому занятию. Их

выполнение контролируется и оценивается преподавателем на занятиях.

Тетрадь содержит задания для самостоятельной работы учащихся и разбивается на

тематические разделы. Рабочая тетрадь получила широкое распространение как средство

увеличения самостоятельности и активности учащихся.

Цель рабочей тетради – способствовать повышению эффективности обучения и уровня

творческого развития обучаемых.

Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса должно решать такие задачи:

развитие мышления обучающихся;

более прочное усвоение теоретических положений, а также приобретение

практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих

задач;

2

овладение алгоритмами решения основополагающих задач;

контроль за ходом обучения обучаемых конкретной учебной дисциплине и

формирование у них умений и навыков самоконтроля.

Как показывает опыт ведущих специалистов в области преподавания математики, а

также опыт преподавателей кафедры, наиболее эффективными формами и видами

регулярной самостоятельной работы студентов являются следующие.

Выполнение индивидуальных задач с тремя уровнями сложности, доказательства

теорем и формул, написание докладов и рефератов, ответ на теоретические вопросы и т.д.

Помимо

перечисленных

форм

организации

самостоятельной

работы,

можно

использовать такие, как решение кроссвордов, математических задач, решение задач на

определенные темы, выполнение упражнений и задач различного характера, выполнение

заданий на компьютере, работа с обучающей программой на компьютере.

Самостоятельная долгосрочная работа выполняется студентом в течение длительного

времени. Первое долгосрочное задание (семестровая работа) выполняется студентами в

течение восьми заданий и сдается на проверку преподавателю на девятый день (I рубеж), а

вторая – на восемнадцатый день. Если регулярная самостоятельная работа может быть как

устного, так и письменного характера, то самостоятельная долгосрочная работа выполняется

только в письменной форме, причем только в рукописном виде [6].

Выдача заданий студентам на самостоятельную долгосрочную внеаудиторную работу

должна сопровождаться со стороны преподавателя инструктажем по ее выполнению,

включающим

изложение

цели

задания,

его

содержания,

сроков

выполнения,

ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы и к отчету по

ним, сведения о возможных ошибках и критериях оценки выполнения работы.

Следует отметить, что задания для самостоятельной работы студента должны быть

четко сформулированы, разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объем не

должен превышать допустимой нормы.

Наиболее приемлемой формой оценки результатов работы студента по изучаемой

дисциплине является балльная. При разработке шкалы оценки результатов самостоятельной

работы студента необходимо ранжировать задания для самостоятельной работы в

зависимости от уровня их сложности.

Регулярные письменные самостоятельные работы оформляются в рабочих тетрадях, а

долгосрочные семестровые работы на листах формата А-4, написанные от руки. Приведем

пример самостоятельной работы студентов по предмету высшей математики изучающую

тему: Теория определителей.

3

ТЕОРИЯ ОПРЕДЕЛИТЕЛЕЙ

Регулярная письменная самостоятельная работа

1.

Найти определитель второго порядка, минор и алгебраическое дополнение:

Вариант 1

Вариант 2

2.

Найти определитель методом Сариюса:

Вариант 1

Вариант 2

3.

Найти определитель методом Лапласа:

Вариант 1

Вариант 2

4.

Найти всех алгебраических дополнений определителя:

Вариант 1

Вариант 2

4

Долгосрочная семестровая работа

Задания 1.

1. Вычислить определитель

и

.

2. Вычислить определитель

методом Саррюса и Лапласа.

3. Вычислить определитель D четвёртого порядка.

Таблица 1.

№ вариантов

Задания

A

B

C

D

Вариант 1

7

3

4

3

5

2

2

1

Задания 2.

Решить уравнение или неравенство:

Таблица 2.

№ вариантов

Задания

Вариант 1

Лучшие работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в

качестве учебных пособий и наглядных материалов.

Комплексное использование вышеприведенных видов и форм самостоятельной работы в

преподавании математики значительно повысит эффективность процесса формирования и

совершенствования знаний, умений и навыков студентов.

Список Литературы

1. Гарунов М.Г. Совершенствование внеаудиторной самостоятельной работы студентов –

важное условие эффективной подготовки специалистов. – Тюмень, 1981.– 53 с.

2.

Демеуов

А.

Особенности

планирования,

организации

и

контроля

внеаудиторной

самостоятельной работы студентов. Астана : Высшая школа Казахстана, 2004.- №3.- 52-54.

3. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М. : Учпедгиз, 1961.– 239 с.

4. Жарова Л.В. Учить самостоятельности.- М.: Просвещение, 1993.-240 с.

5

5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. –164 с.

6. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность в обучении. – М.:

Педагогика, 1980.– 240 с.

7. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. –192 с.

8. Берман Г.Н.Сборник задач по курсу математического анализа. Москва: Наука,1985.- 436 с.

6



В раздел образования