Автор: Новичихина Светлана Владимировна Должность: учитель ИЗО Учебное заведение: МОУ СОШ № 12 Населённый пункт: город Новоалександровск, Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ" Раздел: среднее профессиональное
Рисование - одно из любимых занятий детей с ограниченными
возможностями здоровья, особенно учащихся младших классов, дающее
большой простор для проявления их творческой активности.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании
личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние
изобразительной деятельности на ребенка ничем не заменимо и
невосполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности,
которые не могут формироваться в других видах деятельности.
Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в
познавательном отношении, развиваются его память, мышление,
воображение. Изобразительная деятельность создает у ребенка определенную
установку на восприятие действительности. Совершенно очевидно, что в
рисунке детей с ОВЗ прежде всего отражены особенности их ощущений и
восприятия. Специфическими особенностями нарушенного восприятия
являются:
Несогласованность движений;
Замедленное восприятие;
Пассивная осязательная деятельность;
Большое количество ошибок при распознавании объектов;
Недостаточные знания об окружающем мире.
Поэтому в своей работе я учитываю особенности их ИЗОдеятельности.
Развивая творческие способности, провожу дидактические игры,
графические упражнения, которые позволяют детям самостоятельно
мыслить, узнавать предметы по величине, форме, цвету:
Игра «Ровная дорожка» или "От дома к дому". Задача ребенка -
точными прямыми линиями или волнистыми соединить между собой
домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто
пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети
сопровождают действия словами "От домика к домику".
Игра "Всевозможные лабиринты". Ребенку рисуют различные
лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не
наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и
кто по нему должен пройти или докатиться.
Игра «Ровный контур». Обведение любых вкладышей полезно для
развития руки, не менее полезно их заштриховывать.
Игра «По точкам». Создать рисунок, обводя его по точкам.
Игра «Штриховка» Каждую фигурку следует штриховать под разным
углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если
штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного,
еле заметного, до темного.
Пальчиковая живопись очень нравиться детям, здесь можно рисовать
рисунок как самостоятельно, так и по контуру.
В обучении рисованию всегда осуществляю дифференцированный подход.
Учитываю степень подготовки учащихся к изобразительной деятельности, а
также уровень развития умственной деятельности. В соответствии с этим
подбираю разные по сложности задания. Развивая творческие способности,
использую разные формы организации:
Групповая работа;
Коллективная работа;
Индивидуальная работа.
На уроках создаю ситуацию успеха, понимаю, что творческие работы не
могут быть правильными или неправильными, нахожу значимое в каждом
рисунке. Работа над развитием творческих способностей детей с ОВЗ даёт
положительные результаты:
Повысилась эмоционально-волевая сфера учащихся;
Появилась мотивация к обучению;
Учащиеся освоили новые методы работы разными материалами и
техниками рисунка.
Работая с детьми, я могу сделать выводы:
Дети участвуют в школьных, районных конкурсах;
Учащиеся способны для творческой деятельности;
Могут самостоятельно подбирать цвет, передавать объём предмета,
находить ошибки, доводить начатое до конца.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, изображая события и
явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их
красоту, давать им эстетическую оценку. Занятия рисованием и другими
видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие
ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно
воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в
овладении всех школьных дисциплин. В. А. Сухомлинский учил детей видеть
красоту природы, он говорил детям: «Посмотрите вокруг себя. Что вы видите
красивое, что вам больше всего нравится, то и рисуйте». Наблюдая за детьми,
он приходит к заключению: «…Детский рисунок, процесс рисования — это
частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то
из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы
красоты, наслаждаются этой красотой».