Автор: Калач Анжела Владимировна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Формирование компетенций на уроках химии
Раздел: полное образование
Формирование компетенций на уроках химии
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов
определения
целей
образования,
отбора
содержания
образования,
способность установить и реализовать связь между знаниями, умениями и
конкретной ситуацией. Организации образовательного процесса и оценки
образовательных результатов.
Компетентностный подход на уроках химии включает следующие
знания, умения и навыки учащихся:
формирование умения анализировать химические явления;
развитие навыков безопасного обращения с веществами, материалами
на практике и в жизни;
развитие понятия о химии как неотъемлемой составляющей единой
естественнонаучной картины мира.
Хороший
результат
такой
деятельности
достигается
при
использовании
в
процессе
преподавания
личностно-ориентированных
технологий. Учитель должен заинтересовать учащихся на позитивную
работу, должен стимулировать познавательную и творческую активность
ребят.
Я на своих уроках стараюсь так организовать работу учащихся, чтобы
он получал свои знания не в готовом виде, а создавал его большей частью
самостоятельно
в
результате
познавательной
деятельности.
Уроки
разработаны с позиций личностно-ориентированного подхода к учащимся,
единства воспитании и обучения.
Очень часто использую ценностно - смысловую компетенцию.
Постоянно обращаюсь к реальной жизни, к окружающей действительности.
Использую живые объекты, рассматриваю явления, с которыми ученик часто
сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это
формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
В рамках этой компетенции формирую способность
видеть и понимать окружающий мир;
ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы
«почему?», «зачем?», «в чем причина?», «как это устроено?»;
осознавать свою роль и предназначение в нем – «а я смогу так?», «как
это сделать?»;
уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков;
способность видеть и понимать химические и биологические явления в
природе;
отличать их от физических явлений;
прогнозировать направление научного использования биологических и
химических знаний в практической деятельности человека.
На уроках учу учеников с разных сторон рассматривать одну и ту же
проблему, аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную
от их собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в
обсуждении в группе сформулировать верное решение. В настоящее время
для формирования образовательных компетенций я стала использовать
информационно – коммуникационные педагогические технологии (ИКТ):
использование
готовых
программ
по
химии;
создание
собственных
электронных образовательных ресурсов.
На уроках использую технологию проблемного обучения. Основными
методическими приёмами создания проблемных ситуаций являются:
подведение школьников к противоречию и предложить им самим
найти способ его решения;
предложить ребятам рассмотреть проблему с различных позиций:
например юриста, финансиста, технолога, эколога, медика и т.п.;
побуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из
ситуаций, сопоставлять факты;
ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение,
обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
предложить проблемные теоретические и практические задания решить
самостоятельно.
На уроках использую следующие виды проблемных ситуаций:
Ситуация неожиданности.
Ситуация неопределённости.
Ситуация конфликта.
Ситуация опровержения.
Ситуация предположения
Используя проблемные ситуации, создаю осознанное затруднение
учащегося, преодоление которого, заставляет ученика мыслить, искать выход,
рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что
способствует формированию учебно-познавательной компетенции.
Таким образом, формирование компетенций происходит на всех этапах
образовательного
процесса.
На
каждом
этапе
стремлюсь
развить
мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования
ключевых компетенций:
Активизировать мыслительную деятельность я стараюсь, осуществляя
контроль ЗУНов.
Контрольные задания стараюсь формулировать таким
образом, чтобы учащийся не просто воспроизводил имеющиеся у него знания,
а активизировал свою мыслительную деятельность, опираясь на уже
полученные знания.
В целом, эффективность внедрения ключевых компетенций на уроках,
помогут ученику в дальнейшем реализовать себя в профессиональной и
социальной сферах.