Автор: Макарюк Екатерина Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: ГБОУ ВО СГПИ
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья детей с ОВЗ
Раздел: высшее образование
Макарюк Екатерина Андреевна, 3 курс, группа ПН3ДО
Ставропольский государственный
педагогический институт
Кульчицкий Владимир Емельянович,
доцент, кандидат педагогических наук,
Ставропольский государственный
педагогически институт
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ
ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация: в статье рассматривается, что для преодоления имеющихся у
детей с ОВЗ нарушений, одним из важнейших компонентов является система
дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика, рассматриваются условия
использования дыхательной гимнастики.
Ключевые
слова:
детьми
с
ОВЗ,
дыхательная
гимнастика,
здоровьесбережение, дыхательные упражнения, укрепление здоровья.
Актуальность темы определяется тем, что в последнее время, во многих
детских учреждений, отмечается увеличение количества детей с различными
нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в
адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не
способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей
душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, одним из
важнейших
компонентов
является
система
дыхательных
упражнений,
дыхательная гимнастика. Любой человек, будь то это ребенок или взрослый,
может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не
проживет и десяти минут [4].
Дыхательная система – один из самых важных «механизмов» нашего
организма. Она не только наполняет организм кислородом, участвуя в процессе
1
дыхания и газообмена, но и выполняет целый ряд функций: терморегуляция,
голосообразование, обоняние, увлажнение воздуха, синтез гормонов, защита от
факторов внешней среды и т.д.[4]
При этом органы дыхательной системы пожалуй чаще остальных
сталкиваются с различными заболеваниями. В медицине насчитывается более
двадцати
видов
заболеваний
дыхательной
системы:
какие-то
из
них
встречаются крайне редко, с другими же мы сталкиваемся довольно часто,
особенно в сезоны простуд.
Медики разделяют их на два типа: заболевания верхних дыхательных
путей и заболевания нижних дыхательных путей. Условно, первые из них
считаются более легкими. Это в основном воспалительные заболевания: ОРВИ,
ОРЗ, фарингит, ларингит, ринит, гайморит, трахеит, ангина, синусит и т.д.
Заболевания нижних дыхательных путей считаются более серьезными,
так
как
часто
протекают
с
осложнениями.
Это,
например,
бронхит,
бронхиальная астма, пневмония, хроническая обструктивная болезнь легких
(ХОБЛ), туберкулез, саркоидоз, эмфизема легких и т.д.[6]
Болезни
верхних
дыхательных
путей
–
это
группа
заболеваний
воспалительной и не воспалительной природы. К ним относятся банальный
насморк и ангина, болезни гортани и трахеи, околоносовых пазух[6].
Несмотря
на
определенные
успехи
в
применении
дыхательных
упражнений в медицине, наблюдается ограниченность видов упражнений,
применяемых в системе образования.
Проблемой исследования являются условия использования дыхательной
гимнастики как средства укрепления здоровья у детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания.
Дети с ОВЗ – это особая и чрезвычайно неоднородная группа детей. В нее
входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-
двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-
2
волевой сферы, интеллекта. Дети с ограниченными возможностями здоровья -
это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных
программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети с
особыми образовательными потребностями, для каждой категории детей с ОВЗ
требуется дифференциация специального образовательного стандарта. Задачи
адаптации детей с ОВЗ в развитии к окружающей действительности,
необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждают
искать иные пути обучения и воспитания, приводят к переосмыслению
имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов [3].
Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными
возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления,
совершенствования и самореализации.
ЛФК
(упражнения
общеукрепляющего
характера
чередуются
со
специальными дыхательными упражнениями для нормализации механики
дыхания,
улучшения
функции
аппарата
внешнего
дыхания,
улучшения
дренажной функции бронхов, профилактики спаечного процесса)[5, С.159].
В работе c детьми с ОВЗ используют дыхательную гимнастику, которая
способствует сохранению и укреплению здоровья.
Дыхательная гимнастика - это система упражнений направленная на
оздоровление организма, которая решает ряд следующих задач:
насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в
организме;
повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости
устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
нормализация
и
улучшение
психоэмоционального
состояния
организма;
развитие силы, плавности длительности выдоха.
В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным,
усиленным выдохом (вдох через нос).
3
Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат,
координацию
движений,
мышцы
рук
и
позвоночника,
способствуют
правильному ритмичному дыханию и произношению звуков.
Дыхательные
упражнения
проводятся
в
различных
формах
оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на
физминутках и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Применение в работе дыхательной гимнастики повышает результативность
воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные
ориентации,
направленные
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Также
дыхательная
гимнастика
прекрасно
дополняет
любое
лечение
(медикаментозное,
гомеопатическое,
физиотерапевтическое),развивает
ещё
несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы
организма.
Дыхательные упражнения по характеру воздействия на организм и их
выполнению делятся на динамические и статические. К статическим относят
дыхательные
упражнения,
не
сочетаемые
с
движениями
туловища
и
конечностей: изменение частоты и типа дыхания, фаз дыхательного цикла
(различные соотношения вдоха и выдоха по времени, кратковременные паузы и
задержки дыхания, сочетание дыхания с произнесением отдельных звуков),
понижение уровня дыхания [1, C.12].
Динамические дыхательные упражнения – это упражнения, при которых
дыхание сочетается с различными движениями. При этом движение облегчает
выполнение различных фаз дыхательного цикла или целиком всего цикла. К
ним
относят
упражнения,
обеспечивающие
избирательное
увеличение
подвижности
и
вентиляции
отдельных
участков
легкого,
увеличение
подвижности ребер и диафрагмы, формирующие навыки рационального
сочетания дыхания и движения. При выполнении динамических дыхательных
упражнений очень важно амплитуду и темп упражнения согласовывать с
глубиной и ритмом дыхания.
4
Однако под дыхательной гимнастикой следует понимать специальные
упражнения, при выполнении которых произвольно тренируются механизмы
или составные компоненты дыхательного акта [1].
Оздоровительный эффект дыхательных упражнений заключается в
увеличении объема легких, выведении из организма шлаков, улучшении
деятельности
сердечно-сосудистой
системы
и
внутренних
органов
под
воздействием массажа брюшной полости диафрагмой.
Использование дыхательных упражнений при проведении коррекционно-
развивающей
работы
с
детьми
с
ОВЗ,
а
также
создание
наиболее
разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:
повышению работоспособности, выносливости детей;
развитию психических процессов;
формированию, развитию двигательных умений и навыков;
развитию общей и мелкой моторики;
улучшают нервно-психическое состояние;
и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Существуют различные методики дыхательной гимнастики, основными
элементами которых являются: поверхностное дыхание, задержка дыхания,
искусственное затруднение дыхания, замедление дыхания, а также глубоко.
Дыхательная гимнастика помогает восстановить технику правильного
дыхания, нормальное соотношение вдоха и выдоха.
Дыхательных упражнений великое множество. Занятия должны быть
регулярными и приносить положительные эмоции. Дыхательная гимнастика –
это не только интересные, но и полезные занятия для детей. Выполняя
упражнения, играя, можно с самого раннего возраста развивать органы дыхания
ребенка и способствовать оздоровлению организма в целом. Насыщение
организма кислородом способствует и умственному и физическому развитию
организма ребенка, помогая ему расти здоровым [2].
Среди основных видов гимнастик, направленных на укрепление здоровья,
особого
внимания
заслуживает
дыхательная
гимнастика.
Дыхательная
5
гимнастика - это система дыхательных упражнений и эффективное средство
укрепления здоровья человека. Во время дыхательной гимнастики организм
детей насыщается кислородом, улучшается кровообращение, ускоряются
обменные процессы, стабилизируется эмоциональное состояние, укрепляется
иммунитет[2].
Значительное количество исследований посвящено изучению влияния
дыхания на движение (Е. В. Кудрявцев, И. М. Серопегин, В. С. Фарфель и др.).
Анализ научно-методической литературы показал, что любые виды физической
культуры, в которых стимулируется дыхательная функция, можно считать
дыхательной гимнастикой.
Теоретический анализ, обобщение литературных источников и изучение
методик по проблеме физической реабилитации детей дошкольного возраста с
хроническими заболеваниями дыхательной системы показал, что несмотря на
свою актуальность, эта проблема в данный период времени не может считаться
окончательно решенной.
Дыхательная
гимнастика
прекрасно
дополняет
любое
лечение,
и
медикаментозное,
и
терапевтическое,
развивая
ещё
несовершенную
дыхательную систему ребёнка и укрепляя защитные силы организма.
Литература
1.
Дыхательная гимнастика: метод.рекомендации / Брест. гос. ун-т им. А. С.
Пушкина ; сост.: Т. А. Самойлюк, Т.С. Демчук. Брест :БрГУ, 2018. 30 с.
2.
Кухарева Е.В. Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей
(из опыта работы) // Вестник научных конференций. 2016. № 11-4 (15). С.
46-48.
3.
Перегудова
Н.В.
Дыхательная
гимнастика
как
средство
общей
выносливости и иммунитета // Инновационная наука. 2015. № 10-3. С.
152-155.
4.
Родионова Ю.Н., Зайцева А.П. Дыхательная гимнастика как средство
формирования правильного дыхания у детей дошкольного возраста //
Путь науки. 2019. № 5 (63). С. 56-58.
6
5.
Соколова
Н.Г.
Практическое
руководство
по
детской
лечебной
физкультуре / Н. Г. Соколова. - Изд. 2-е, стер. - Ростов-н/Дону : Феникс,
2010. – 445с
6.
Челенкова И.Н., Утешев Д.Б., Бунятян Н.Д.
Острые и хронические
воспалительные заболевания верхних дыхательных путей // Российский
медицинский журнал. 2016. Т. 18. № 30. С. 1878-1882.
7