Напоминание

«Здравствуйте, маэстро Гайдн!»


Автор: Коротоякская Наталия Валериевна
Должность: Педагог
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 8 им. А.А. Бабаджаняна
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: ЛЕКЦИЯ – КОНЦЕРТ к 290 – летию со дня рождения Й. Гайдна
Тема: «Здравствуйте, маэстро Гайдн!»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЛЕКЦИЯ – КОНЦЕРТ

посвященная 290 – летию со дня рождения Й. Гайдна

« Здравствуйте, маэстро Гайдн!»

Составитель и ведущая - Коротоякская Н.В.

зав.отделением специального фортепиано

МБУДО ДШИ № 8 им. А.А. Бабаджаняна

г.Воронеж 2022 г.

Цель – формирование музыкального и эстетического вкуса, расширение и обогащение

кругозора слушателей.

Задачи:

- познакомить аудиторию с жизнью и творчеством великого венского композитора-

классика Й. Гайдна

- формировать интерес к классической музыке

- поднять творческую активность учащихся и разбудить их творческое мышление

- развивать сценическую выдержку и артистизм

Участники мероприятия – ведущая и исполнители концертных номеров (ученики и

преподаватели)

Мероприятие проводится в Большом зале ДШИ № 8

В 2022 году все музыканты отмечают прекрасную юбилейную дату - 290 лет со дня

рождения Йозефа Гайдна – замечательного, великолепного, гениального композитора 18

века, ярчайшего представителя классического направления в музыке, самого старшего из

3х великих венских классиков вместе с Вольфгангом Амадеем Моцартом и Людвигом ван

Бетховеном.

Сегодня мы наш концерт посвящаем этому прославленному композитору, и будем

наслаждаться его музыкой!

1). Выступает ученица 2 класса Ксюша Куриленко. Она прочитает стихотворение

Владимира Черченко « Под звуки радостного Гайдна» и сыграет пьесу Аллегретто.

Давайте совершим небольшое воображаемое путешествие на 290 лет назад в Австрию.

Итак, Вена, 1760 год. В лавку, где продают ноты, входит человек и спрашивает, есть ли в

продаже хорошие избранные музыкальные пьесы?

- Конечно, найдутся! – отвечает продавец. – Я только что напечатал великолепную пьесу

Гайдна, совершенно новое сочинение!

- Ах, Гайдн! – разочарованно говори человек,- ну она то мне не нужна вовсе!

- Как ,сударь, неужели Вам не нравится музыка этого великого композитора? –

возмущается продавец. – И что , позвольте узнать, Вы имеете против Гайдна?

- О, многое. Но не стоит о нем говорить. Покажите что-нибудь другое!

Обиженный торговец, страстный почитатель Гайдна, отвечает:

- У меня есть и другие ноты, но, боюсь, они Вам тоже не подойдут! Вам стоит поискать

ноты в каком-нибудь другом месте!

Мужчина направляется к выходу. В эту минуту в лавку входит другой посетитель. Все

еще раздраженный торговец жалуется посетителю:

- Посмотрите на этого оригинала, он не любит музыку Гайдна!

- Помилуйте, но это же и есть сам Гайдн!

Торговец рассыпается в извинениях, затем спрашивает композитора:

- Но за что же Вы себя так не любите?

- Музыка у Гайдна довольно сносная. Но, уж слишком много он пишет! Надоел!

Вот так иногда любил развлекаться австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн! Он был

очень веселым человеком. И музыка у него такая же веселая и жизнерадостная!

В последующих выступлениях вы услышите фортепианные пьесы из цикла « 12

маленьких пьес для фортепиано».

2).1-ую сыграет ученица 4 кл. Доценко Элина

3).2-ую исполняет ученица 3 кл. Ногина Юля

Йозеф Гайдн прожил долгую замечательную жизнь!

Он родился 30 марта 1732 гора в местечке Рорау – предместье Вены, на границе Австрии

и Венгрии. Происхождения он был, самого что ни на есть, низкого – из крестьян. Отец,

Матиас Гайдн, был каретником ( по современным меркам авто-слесарем). Мама, Анна

Мария, кухаркой.

Следуя традициям, в семье часто устраивались домашние концерты, на которых отец игра

на арфе и пел, или аккомпанировал пению матери, а все дети тоже должны были учить

партии и принимать участие в концерте.

Всего в семье было 17 детей. Йозеф был старший из 6 сыновей. У него был прекрасный

голос, который послужил поводом заняться музыкой и сделал его знаменитым.

В 6 лет Зепперль, так звали его родные, пел в капелле своего дяди в городке Гайнбурге.

Там его услышал капельмейстер венского собора св. Стефана Георг Рейтер. Он был

впечатлен чистотой, красотой и точностью пения маленького мальчика и забрал его с

собой в Вену. Йозеф был принят в хор при соборе св. Стефана, где работать приходилось

по 16-18 часов в день!

В «Письмах о прославленном композиторе Гайдне» Стендаля говорится, что с самого

раннего детства музыка доставляла Йозефу необычное удовольствие. Слушать, как

играют на каком-нибудь инструменте, для него было отраднее всего. Когда, резвясь со

своими сверстниками на площади по соседству с собором св. Стефана, Гайдн внезапно

слышал звук оргнана, то тот час же расставался с ребятами и бежал в церковь! Еще в

детстве маленький Зепперль пришел к уверенности в том, что музыка должна приносить

радость и утешение.

4).Мухамедова Саша ученица 4 кл. исполнит 2 пьесы из цикла «12 маленьких пьес для

фортепиано»

Вспоминая беседы с великим Гайдном, его обожатель и почитатель, французский

писатель Фредерик Стендаль ( Мари-Анри Бейль) пишет, что в детстве, не смотря на

тяжелую жизнь, маэстро никогда не терял веселья – сказывалась крестьянская закалка.

Характер у Гайдна был весьма хулиганский! И в играх, и в проказах он был всегда

заводилой!

Однажды капеллу пригласили петь в императорском дворце, фасад которого был

ремонтировался. Ожидая времени выступления, мальчишки стали бегать по строительным

лесам, производя ужасный шум и грохот. Из окна выглянула императрица Мария-Тереза и

повелела детям прекратить беготню. После непродолжительного затишья грохот лесов

вновь возобновился. Государыня , высунувшись из окна , пообещала раздать шалунам «по

шиллингу», если они не успокоятся ( т.е выпороть их).Однако, шум не прекращался, и

монаршая угроза была приведена в исполнение.

Через 30 лет, когда Гайдн служил при дворе у Эстергази, императрица нанесла визит

князю. После исполнения посвященной ей симфонии, которая так и называлась

«Императрица», уже всемирно известный композитор был представлен государыне. В

ходе беседы Гайдн напомнил Марии-Терезе о «шиллинге», который получил от нее в

детстве. « Что-же, - сказала императрица, - «шиллинг» тот, я вижу, принес хорошие

плоды!» - и подарила композитору драгоценную табакерку, наполненную золотыми

дукатами.

5).Смыслова Милана ученица 3 кл. исполнит Пьесу №8 из «12 фортепианных пьес»

С детства обнаружилась важная составляющая жизни композитора: он жаждал учиться!

Но на учителей ему не везло, и Йозеф компенсировал это интуитивным самообучением. И

вот что поразительно: не получив никакого системного образования, Гайдн дал

музыкальному искусству новые формы симфонии, квартета и сонаты и наделил их таким

богатством средств выразительности, которое не исчерпано и поныне!

6).Комиссарова Вероника исполнит три Пьесы № 4,5,6 из цикла 12 пьес

Ничто не вечно в природе! Повзрослев, Йозеф потерял голос. Его заменили в хоре, а затем

и нашли повод для изгнания его из капеллы. С хулиганским характером юноши это было

легко сделать! Как то раз, он взял без разрешения новые ножницы и проверил их остроту,

отрезав кончик парика у сидевшего перед ним товарища, на что тот обиделся и

пожаловался капельмейстеру Рейтеру. Йозеф был незамедлительно уволен из капеллы!

И следующие 10 лет стали годами тревог и скитания, бедности и лишений. Молодой

человек жил впроголодь, участвовал в случайных уличных ансамблях, сочинял для них,

давал грошовые уроки пения и игры на клавире, играл на танцевальных вечеринках. Но!

Никогда не унывал! Всегда имел веселый круг друзей, с которыми устраивал озорные

проделки, например, «кошачьи концерты».

В те времена было популярно петь под балконами возлюбленных ночные серенады, а

именинникам устраивать «ночную музыку», т.е под окнами давать небольшой концерт.

Однажды, Гайдн с компанией задумали устроить «ночную музыку», «серенаду»! Каждый

получил задание играть то, что хочет. Сам Гайдн играл на литаврах. Можете представить

себе, что получилось из этой затеи, если музыкантов разгоняли стражники, а двоих даже

арестовали и посадили в тюрьму.

В течении этих 10 лет Гайдн сделал себя из певчего капеллы профессиональным

музыкантом! И все же молодой композитор остро ощущал недостаточность своих знаний.

Йозеф устраивается аккомпаниатором, но больше лакеем, к известному итальянскому

композитору Никола Порпора. Он был готов выполнять любую работу, терпеть унижения

и оскорбления ради возможности быть на уроках и пользоваться советами композитора.

Он очень много работал и занимался! Именно у Порпоры Гайдн знакомится с известным в

те времена композитором Кристофом Глюком, который является крупнейшим

представителем музыкального классицизма и автором многочисленных опер, а также с

известным поэтом того времени Пьетро Метастазио, дочь которого брала у Гайдна уроки

вокала и игры на клавире.

В старости Йозеф Гайдн будет с благодарностью вспоминать эти годы ученичества: « До

18 лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при

дворе! Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых 8 лет влачить жалкое

существование. Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар

к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно. Так

продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье изучать подлинные основы

музыкального искусства у господина Порпоры, который жил тогда в Вене.»

Сочинения Гайдна стали приобретать все больший спрос. Слушателям нравилась

благородная простота мелодий, светлый, жизнерадостный характер произведений.

Много лет спустя, уже став признанным мастером, Гайдн говорил: « Прелесть музыки в

мелодии!» И действительно, его музыка поражает мелодическим богатством, основанном

на народных напевах. Их в те годы на улицах Вены звучало бесчисленное множество:

австрийские, венгерские, словацкие, чешские, хорватские, итальянские.

7).Ящеркина Настя Пьеса №10

В 1761 году Гайдн подписывает контракт на должность помощника капельмейстера

крупнейшего венгерского князя Эстергази в городе Эйзенштадте. Через 5 лет он уже

будет капельмейстром. И в течении последующих 30 лет жизнь Йозефа будет связана со

двором князя.

Николай Эстергази был меценатом и просвещенным человеком, к которому Гайдн до

конца своих дней сохранял чувство любви и благодарности. Князь прекрасно понимал,

кто служит у него концертмейстером, и кто за счет кого войдет в историю, - и создал

Гайдну режим наибольшего благоприятствования. В распоряжении Гайдна был большой

оркестр. Это давало ему возможность свободно экспериментировать, вырабатывая новое

звучание и новые музыкальные формы.

Свобода Гайдна не ограничивалась. Он часто бывал в Вене и встречался там с друзьями,

среди которых был и гениальный Моцарт. Их связывала самая искренняя и теплая дружба,

не смотря на то, что Гайдн был на 24 года старше. Он был одним из немногих

современников, кто сумел понять гений Моцарта! «Ваш сын,- писал он Л.Моцарту,-

величайший композитор из всех, кого я знаю. Он обладает вкусом и помимо того владеет

мастерством композиции»

Моцарт отвечал Гайдну тем же! Он учился на произведениях старшего друга и очень

высоко ценил его творчество. По словам Моцарта « никто не в состоянии делать все:

балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать. И все одинаково хорошо, как

умеет Гайдн». Сохранились воспоминания современников о том, что оба великих

музыканта принимали иногда совместное участие в муз. вечерах, на которых играли в

квартете.,

Музыкальные вечера были традиционной формой времяпрепровождения в домах Вены.

Для подобных мероприятий Гайдн сочинял квартеты, дивертисменты для различных

инструментальных составов, сонаты, квартеты. В те времена начинает приобретать

популярность фортепиано, вытесняя клавесин и клавикорд. И Гайдн с большим интересом

изучает его возможности.

8).Вашему вниманию представляем произведение для фортепиано и струнного оркестра

«Концертино». Оркестр – достаточно большой коллектив! А у нас больше получится

квартет! Итак: партию фортепиано исп. Золотухина Екатерина 4кл. Партии скрипок исп.

Пожидаевы Ольга Викторовна и Эмилия Алексеевна. Партию виолончели – Галина

Ивановна

Между Гайдном и Моцартом не было ни тени соперничества – для творческих личностей

такого масштаба это большая редкость! Однако , это характерно для Гайдна! При своей

известности и всеобщем почете он нисколько не превозносился, не стыдился своего

крестьянского происхождения, был приветлив с людьми!

«Папаша Гайдн» - так звал его Моцарт, и так называли его все, начиная от музыкантов

капеллы, посыльных и заканчивая домочадцами, включая и домашнего питомца –

попугая.

Музыканты капеллы доверяли и благоговели перед Гайдном! А он по-отечески был к ним

добр, всегда помогал и защищал перед его светлостью князем.

Гайдн пользовался и большим личным расположением Князя Николая , который позволял

ему то, что не потерпел бы от других! Взять хотя бы историю с симфонией №45

«Прощальной» или «При свечах».

Однажды музыканты все лето провели в летней резиденции князя, в то время как жены и

дети оставались в Эйзенштадте. Срок их возвращения давно истек, однако, Князь не

собирался возвращаться еще 3 месяца! Вся надежда была на Гайдна, который с помощью

музыки обратился к Князю с просьбой об отпуске! Он пишет симфонию, где появляется 5

Часть. До сей поры симфонии были только 4хчастными. В этой части все музыканты по

очереди доигрывают свои партии, гасят свечи на пультах и тихонько удаляются. Князь

понял и принял этот остроумный протест и на следующий день приказал всем собираться

домой.

Однажды на ярмарке маэстро купил целый короб свистулек, трещеток и погремушек,

потому что решил написать симфонию для игрушечных инструментов! Получилась очень

веселая музыка, в которой слышны голоса птиц: кукушек, перепела и других. Назвал ее

Гайдн « Детская».

А еще есть симфония под названием «Медведь», «Курица», квартет «Лягушка» и другие!

Папаша Гайдн научил музыкантов шутить! В его музыке очень много сюрпризов! Они

подстерегают слушателя на каждом шагу: то внезапные сфорцандо на фоне прозрачной

музыки, то мелодия на всем скаку внезапно влетает не туда, то появляются перебои в

ритме! Все это для того, чтобы разбудить задремавших на концерте слушателей!

9).Аня Бражникова 5кл. Сонатина Соль-мажор, 1 часть

На протяжении всей своей жизни Гайдн помимо симфоний обращался еще и к клавирной

музыке. Среди различных инструментов Гайдн предпочитал фортепиано. Сочиняя для

него произведения, он выработал новый стиль игры на этом инструменте, поняв, что на

нем возможно более мягкое, певучее, легатное исполнение мелодий! Начиная с Гайдна

клавесинная музыка уходит в прошлое, а фортепианная начинает свою историю.

Маэстро развивает жанр клавирной сонаты, которая теряет свои пышные салонные

формы, а приобретает простоту, легкость, изящество, небольшой объем и камерность

звучания.

Однажды Гайдна пригласили в дом знатной особы для починки ф-но. Когда инструмент

был настроен, Гайдн не удержался и сел помузицировать. Услышав его игру, в зал вошла

хозяйка и спросила:

- Как вас зовут?

- Й.Гайдн

- Й. Гайдн? Тогда сыграйте мне это наизусть , - и она дала ему ноты.

Это была собственная соната Гайдна, давно написанная для ученицы. Конечно, он помнил

каждую ноту произведения! Исполнение было воспринято с восхищением и щедро

вознаграждено.

10).Распопова Олеся исполнит Сонату Соль- мажор 1ч.

Клавирный стиль Гайдна мало изучен, по сравнению с творчеством Моцарта или

Бетховена. Об этом сетовал Святослав Рихтер: «Милый Гайдн! Я его очень люблю, а

другие пианисты? Сравнительно равнодушны!»

Сонаты Гайдн писал на протяжении всей своей жизни – с ранней юности до самой

старости. В ранних сонатах ( дивертисментах, партитах) он развивал традиции

австрийской школы, в более поздних прослеживается влияние стиля Ф.И. Баха и

В.А.Моцарта.

11).В исполнении Саши Макаровой ученицы 6кл. прозвучит 3 часть сонаты Ре-мажор. В

основе сонаты лежит небольшая авторская ремарка: « В теплый ,солнечный, летний день

так хорошо повеселиться, посмеяться, поиграть и побегать, лишь налетевшая гроза на

некоторое время останавливает игру. Гроза проходит, и игра начинается снова».

Инструмент времен Гайдна по способу звукоизвлечения существенно отличался от

современных фортепиано. Исполнение на нем требовало меньшего веса руки и более

четкой артикуляции и подвижности пальцев. В пассажах слышалось больше нон легато,

чем легато. Чтобы не нарушать стилевые рамки того времени исполнителю следует

избегать слишком громкого звучания и достаточно экономно педализировать.

Одним из главенствующих принципов, влиявших на музыку времени Гайдна, было учение

о выразительности, лозунгом которого было утверждение: « музыка должна говорить».

«Говорящая музыка» в сонатах Гайдна должна быть абсолютно естественной и правдивой,

без лишней вычурности. Это живая речь, а не кричащие эмоции.

12).В исполнении Земской Анны учащейся 8 кл. вы услышите 1 часть сонаты Соль-мажор

В 1791 году князь Николай Эстергази умер. Пенсия, которую он завещал Гайдну,

позволяла жить безбедно, и маэстро переезжает жить в Вену.

В этом же году маэстро получает приглашение посетить Лондон, на что охотно

соглашается. Англию он посетит дважды. Возвращаясь из 2ой поездки, Гайдн знакомится

с молодым Бетховеном, способствует его переезду в Вену и дает там ему уроки

композиции.

Под влиянием Англии и музыки Генделя , с которым он там познакомился, возникли

поздние сочинения, самые зрелые и совершенные творения Мастера – оратории «Времена

года» и «Сотворение мира», Лондонские симфонии и масса других прекрасных

сочинений.

Йозеф Гайдн прожил 77 лет. В его творческое наследие входят: 104 симфонии,83

струнных квартета, 62 сонаты для фортепиано,4 оратории, 14 месс, 14 опер и масса других

произведений.

За 3 недели до смерти Маэстро в Вену вторглись французские войска. От обстрелов в

спальне Гайдна вылетела дверь и все окна дрожали со страшной силой. Но и в этот час

Маэстро не покидает оптимизм и жизнерадостность. Он старается убедить домочадцев,

что с ними ничего не случится! Ведь там , где Гайдн ничего плохого произойти не может!

В одном из писем Йозеф Гайдн написал: « В этом мире так мало радостных и довольных

людей, ведь их преследуют горе и заботы. Быть может, мой труд подчас послужит

источником, из которого полный забот или обремененный делами человек будет черпать

минутами спокойствие и свой отдых».

И действительно, внимая творениям Гайдна, в которых видна его чистая и добрая душа,

мы хоть немного увеличиваем область света в нашей далеко не всегда радостной жизни!

13).В заключении прозвучит Концерт Соль мажор для скрипки и симф.оркестра в

исполнении Кочневой Варвары 6кл. Преподаватель Пожидаева Эмилия Алексеевна,

концертмейстер Бунеева Наталья Александровна.

Спасибо за внимание! До новых встреч!



В раздел образования