Напоминание

«Программная музыка в репертуаре учащихся фортепианного класса ДШИ. Знакомство со сборником фортепианных пьес А. Я. Лепина «Приключения Буратино»


Автор: Коротоякская Наталия Валериевна
Должность: Педагог
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 8 им. А.А. Бабаджаняна
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: ДОКЛАД - КОНЦЕРТ
Тема: «Программная музыка в репертуаре учащихся фортепианного класса ДШИ. Знакомство со сборником фортепианных пьес А. Я. Лепина «Приключения Буратино»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Материалы методического заседания фортепианного отделения ДШИ № 8 в

рамках развивающего обучения с использованием инновационных

технологий

ДОКЛАД - КОНЦЕРТ

Тема : «Программная музыка в репертуаре учащихся

фортепианного класса ДШИ. Знакомство со сборником

фортепианных пьес А. Я. Лепина «Приключения Буратино»».

Подготовила и провела – заведующая,

преподаватель фортепианного отделения ДШИ № 8

Коротоякская Н.В.

г. Воронеж , 2023 г.

Основной целью современного начального музыкального образования

является воспитание и развитие в детях духовной культуры, способности

воспринимать музыку как живое, образное искусство. П. И. Чайковский

говорил:

«Любой

вид

искусства

мыслит

образами,

а

в

любом

художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир».

Как же естественнее ввести ребенка в мир музыкальных образов?

Наиболее эффективное решение этой проблемы связано с опорой на

принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании

ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, и в этом

большой помощницей выступает программная музыка.

Музыка отражает чувства, настроение, душевные переживания человека.

Однако она не в состоянии точно обозначить, что именно вызывает в

человеке то или иное чувство, не способна достигнуть конкретности

отображения. Возможностями такой конкретизации обладает речевой язык и

литература. Поэтому композиторы заставляют средства речевого языка,

художественной литературы действовать в единстве с собственно

музыкальными средствами, дополняя свои произведения определенной

словесной, не редко поэтической, программой и раскрывая музыкой

запечатленное в ней содержание.

Будь то краткий программный заголовок или подробная программа,

написанная композитором по выбранному литературному произведению,

речевой язык дополняет музыку, раскрывая в ней нечто отсутствующее,

недоступное для воплощения музыкальными средствами.

Один из видов программности – картинная – воссоздает картины природы,

народные празднества, пляски, битвы, портретные музыкальные зарисовки.

Например: Дебюсси «Шаги на снегу», «Лунный свет», Чайковский «Времена

года», Баба Яга из «Детского альбома».

Второй вид – сюжетная программность, которая опирается на

художественную литературу. Например: Григ «Пер Гюнт» по драме Ибсена,

Мендельсон увертюра «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру, Берлиоз

драм.симфония «Ромео и Джкльетта» и др.

Встречаются музыкальные произведения, в которых в качестве

программы привлекаются произведения живописи или скульптуры.

Например: Лист «Обручение» к картине Рафаэля из фортепианного цикла

«Годы странствий», Мусоргский «Картинки с выставки».

Программность использовалась на протяжении всего развития

музыкального искусства. Однако подлинный ее расцвет наступил в эпоху

Романтизма, когда романтики объявили лозунг обновления музыки с

помощью ее связи с поэзией. Новые замыслы заставляли композиторов

прибегать к новым музыкальным формам. Лист создает симфоническую

поэму, а Шуман возводит фортепианную миниатюру в разряд высокого

искусства.

Это открыло новую страницу в истории инструментальной музыки, где

крупные произведения складывались из последовательного чередования

законченных пьес, объединенных единством названия и музыкальными

представлениями композитора. Например: Шуман «Бабочки», «Причуды»,

«Пестрые листья», «Карнавал»; Григ «Поэтические картинки», «Лирические

пьесы» и др.

Современные композиторы тоже прибегают к программным произведениям,

сочиняя музыку к кинофильмам, мультфильмам, театральным постановкам

тех или иных литературных пьес.

А какой огромный полет фантазии возникает при обращении к пьесам,

изображающим образы героев любимых сказок.

И с циклом таких пьес мы сегодня с вами познакомимся.

Все мы знаем и искренне любим сказку А.Н. Толстого «Золотой ключик,

или Приключения Буратино». По этой сказке в 1958 году на студии Союз-

Мультфильм был снят рисованный мультик. Режиссером, художником и

сценаристом стал один из основателей советской рисованной

мультипликации Иван Петрович Иванов-Вано. А музыку к нему сочинил

Анатолий Яковлевич Лепин – композитор, автор более 500 песен, 8 опер, 3

фортепианных концертов и музыки ко множеству кинофильмов, самые

известные среди них: «Девушка без адреса», «Карнавальная ночь», «Мы с

вами где-то встречались».

Музыка к мультфильму «Приключения Буратино» представлена в форме

из 8 пьес, каждая из которых – яркая музыкальная зарисовка определенного

образа, и сопровождает его на протяжении всего мультика , как лейтмотив.

Действие сказки разворачивается в городке на берегу Средиземного

моря. Безмятежный колорит этого южного, солнечного, очень теплого

местечка передается в перовой пьесе цикла – «Вступление». ( следует

исполнение)

Следующая пьеска написана в форме изящного вальса и раскрывает образ

девочки с кудрявыми голубыми волосами – «Мальвина». ( следует

исполнение)

Характер непоседливого, веселого, любознательного, находчивого,

озорного героя передает пьеса в ритме тарантеллы – «Буратино». (следует

исполнение)

Далее следует изображение самого печального персонажа сказки. Это

маленький человек в длинной белой рубашке с длинными рукавами и лицом,

осыпанным пудрой, белой, как зубной порошок – «Пьеро». ( следует

исполнение)

Пятое произведение изображает отрицательных героев. Это двое нищих

уныло бредущих по пыльной дороге: лиса Алиса, ковыляющая на трех

лапках, и слепой кот Базилио. Они хитрые, лживые, готовые предать друг

друга, добиться своей цели любым путем – убить, запугать, обмануть. Пьеса

«Лиса и Кот». ( следует исполнение)

Музыка шестой пьесы передает образ такого страшного с виду человека,

что можно окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Это доктор

кукольных наук, директор знаменитого театра – «Карабас Барабас». (следует

исполнение)

Все куклы – и Мальвина, и Арлекин, и Пьеро, и девочки в черных

масках, и арапы, и собачки – все куклы удрали от Карабаса Барабаса в новый

театр – седьмая пьеса «Погоня». (следует исполнение)

И завершает цикл – «Полька». Ее музыка картинно передает атмосферу

веселого праздника и счастливого конца сказки.

Завершает концерт просмотр мультфильма «Приключения Буратино», во

время которого музыкальные образы от услышанных пьес воплощаются в

нарисованных героев, оставляя яркие впечатления.

Мы с вами познакомились с ярчайшим примером программного

произведения.

Подводя итог, хочется сказать, что работа над подобными сочинениями

будит фантазию и побуждает к творчеству – это и выучивание пьес, и

создание костюмов, и зарисовка образов в картинках, и прочтение

литературного источника, и просмотр мультфильма. Вся эта работа

побуждает к поиску новой формы подачи произведений – не просто

исполнить пьесы, а сделать маленькое представление или даже спектакль. И

это очень увлекает не только педагога и детей, но и родителей, делая процесс

обучения ярким, интересным и запоминающимся!

Спасибо за внимание!



В раздел образования