Автор: Коротоякская Наталия Валериевна
Должность: Педагог
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 8 им. А.А. Бабаджаняна
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: ДОКЛАД - КОНЦЕРТ
Тема: «Программная музыка в репертуаре учащихся фортепианного класса ДШИ. Знакомство со сборником фортепианных пьес А. Я. Лепина «Приключения Буратино»
Раздел: дополнительное образование
Материалы методического заседания фортепианного отделения ДШИ № 8 в
рамках развивающего обучения с использованием инновационных
технологий
ДОКЛАД - КОНЦЕРТ
Тема : «Программная музыка в репертуаре учащихся
фортепианного класса ДШИ. Знакомство со сборником
фортепианных пьес А. Я. Лепина «Приключения Буратино»».
Подготовила и провела – заведующая,
преподаватель фортепианного отделения ДШИ № 8
Коротоякская Н.В.
г. Воронеж , 2023 г.
Основной целью современного начального музыкального образования
является воспитание и развитие в детях духовной культуры, способности
воспринимать музыку как живое, образное искусство. П. И. Чайковский
говорил:
«Любой
вид
искусства
мыслит
образами,
а
в
любом
художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир».
Как же естественнее ввести ребенка в мир музыкальных образов?
Наиболее эффективное решение этой проблемы связано с опорой на
принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании
ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, и в этом
большой помощницей выступает программная музыка.
Музыка отражает чувства, настроение, душевные переживания человека.
Однако она не в состоянии точно обозначить, что именно вызывает в
человеке то или иное чувство, не способна достигнуть конкретности
отображения. Возможностями такой конкретизации обладает речевой язык и
литература. Поэтому композиторы заставляют средства речевого языка,
художественной литературы действовать в единстве с собственно
музыкальными средствами, дополняя свои произведения определенной
словесной, не редко поэтической, программой и раскрывая музыкой
запечатленное в ней содержание.
Будь то краткий программный заголовок или подробная программа,
написанная композитором по выбранному литературному произведению,
речевой язык дополняет музыку, раскрывая в ней нечто отсутствующее,
недоступное для воплощения музыкальными средствами.
Один из видов программности – картинная – воссоздает картины природы,
народные празднества, пляски, битвы, портретные музыкальные зарисовки.
Например: Дебюсси «Шаги на снегу», «Лунный свет», Чайковский «Времена
года», Баба Яга из «Детского альбома».
Второй вид – сюжетная программность, которая опирается на
художественную литературу. Например: Григ «Пер Гюнт» по драме Ибсена,
Мендельсон увертюра «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру, Берлиоз
драм.симфония «Ромео и Джкльетта» и др.
Встречаются музыкальные произведения, в которых в качестве
программы привлекаются произведения живописи или скульптуры.
Например: Лист «Обручение» к картине Рафаэля из фортепианного цикла
«Годы странствий», Мусоргский «Картинки с выставки».
Программность использовалась на протяжении всего развития
музыкального искусства. Однако подлинный ее расцвет наступил в эпоху
Романтизма, когда романтики объявили лозунг обновления музыки с
помощью ее связи с поэзией. Новые замыслы заставляли композиторов
прибегать к новым музыкальным формам. Лист создает симфоническую
поэму, а Шуман возводит фортепианную миниатюру в разряд высокого
искусства.
Это открыло новую страницу в истории инструментальной музыки, где
крупные произведения складывались из последовательного чередования
законченных пьес, объединенных единством названия и музыкальными
представлениями композитора. Например: Шуман «Бабочки», «Причуды»,
«Пестрые листья», «Карнавал»; Григ «Поэтические картинки», «Лирические
пьесы» и др.
Современные композиторы тоже прибегают к программным произведениям,
сочиняя музыку к кинофильмам, мультфильмам, театральным постановкам
тех или иных литературных пьес.
А какой огромный полет фантазии возникает при обращении к пьесам,
изображающим образы героев любимых сказок.
И с циклом таких пьес мы сегодня с вами познакомимся.
Все мы знаем и искренне любим сказку А.Н. Толстого «Золотой ключик,
или Приключения Буратино». По этой сказке в 1958 году на студии Союз-
Мультфильм был снят рисованный мультик. Режиссером, художником и
сценаристом стал один из основателей советской рисованной
мультипликации Иван Петрович Иванов-Вано. А музыку к нему сочинил
Анатолий Яковлевич Лепин – композитор, автор более 500 песен, 8 опер, 3
фортепианных концертов и музыки ко множеству кинофильмов, самые
известные среди них: «Девушка без адреса», «Карнавальная ночь», «Мы с
вами где-то встречались».
Музыка к мультфильму «Приключения Буратино» представлена в форме
из 8 пьес, каждая из которых – яркая музыкальная зарисовка определенного
образа, и сопровождает его на протяжении всего мультика , как лейтмотив.
Действие сказки разворачивается в городке на берегу Средиземного
моря. Безмятежный колорит этого южного, солнечного, очень теплого
местечка передается в перовой пьесе цикла – «Вступление». ( следует
исполнение)
Следующая пьеска написана в форме изящного вальса и раскрывает образ
девочки с кудрявыми голубыми волосами – «Мальвина». ( следует
исполнение)
Характер непоседливого, веселого, любознательного, находчивого,
озорного героя передает пьеса в ритме тарантеллы – «Буратино». (следует
исполнение)
Далее следует изображение самого печального персонажа сказки. Это
маленький человек в длинной белой рубашке с длинными рукавами и лицом,
осыпанным пудрой, белой, как зубной порошок – «Пьеро». ( следует
исполнение)
Пятое произведение изображает отрицательных героев. Это двое нищих
уныло бредущих по пыльной дороге: лиса Алиса, ковыляющая на трех
лапках, и слепой кот Базилио. Они хитрые, лживые, готовые предать друг
друга, добиться своей цели любым путем – убить, запугать, обмануть. Пьеса
«Лиса и Кот». ( следует исполнение)
Музыка шестой пьесы передает образ такого страшного с виду человека,
что можно окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Это доктор
кукольных наук, директор знаменитого театра – «Карабас Барабас». (следует
исполнение)
Все куклы – и Мальвина, и Арлекин, и Пьеро, и девочки в черных
масках, и арапы, и собачки – все куклы удрали от Карабаса Барабаса в новый
театр – седьмая пьеса «Погоня». (следует исполнение)
И завершает цикл – «Полька». Ее музыка картинно передает атмосферу
веселого праздника и счастливого конца сказки.
Завершает концерт просмотр мультфильма «Приключения Буратино», во
время которого музыкальные образы от услышанных пьес воплощаются в
нарисованных героев, оставляя яркие впечатления.
Мы с вами познакомились с ярчайшим примером программного
произведения.
Подводя итог, хочется сказать, что работа над подобными сочинениями
будит фантазию и побуждает к творчеству – это и выучивание пьес, и
создание костюмов, и зарисовка образов в картинках, и прочтение
литературного источника, и просмотр мультфильма. Вся эта работа
побуждает к поиску новой формы подачи произведений – не просто
исполнить пьесы, а сделать маленькое представление или даже спектакль. И
это очень увлекает не только педагога и детей, но и родителей, делая процесс
обучения ярким, интересным и запоминающимся!
Спасибо за внимание!