Напоминание

Спортивный туризм как средство физического воспитания


Автор: Замараева Валентина Пантелеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ ЦТС
Населённый пункт: город Стрежевой, Томская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Спортивный туризм как средство физического воспитания
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование технического и тактического мастерства по спортивному туризму Актуальность опыта педагога Замараевой В.П. Проблема в воспитании интереса к оздоровительному туризму в приобщении детей к здоровому образу жизни сегодня стала одной из приоритетных задач государства. Одним из видов спортивно- оздоровительной деятельности является спортивный туризм, который представляет собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития подростков. Занятия туризмом способствуют приобретению детьми необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчают проце ссы самоутверждения, имеют большой воспитательный потенциал – способствует становлению силы воли, трудолюбия, целеустремленности, взаимовыручки, ответственности. Обучение спортивному туризму предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: в технике и тактике спортивных походов и соревнований, в топографии и ориентировании, организации туристского быта, в медицине, в организации питания, экологии, краеведении, что создает условия для самоопределения обучающегося и формирования общей культуры . Практика показывает, чтобы добиться высоких результатов, необходимо по стоянно е совершенствование технико-тактической подготовки, разработка новых современных приемов, отработка их до автоматизма, развитие логического мышления, формирование коммуникативных качеств обучающихся. Для этого на территории школьного спортивного стадиона оборудован полигон, где можно отрабатывать блоки: подъем-траверс-спуск, навесная переправа, переправа по бревну, крутонаклонная навесная - спуск «дюльфером», подъем на жумаре-навесная переправа-спуск«дюльфером», отрабатывать некоторые этапы самонаведением. Более эффективной была бы отработка этапов в спортивном зале, но мы этого, к сожалению, не имеем. Именно такая целенаправленная работа позволит самостоятельно на дистанции в ограниченный временной промежуток принять верное решение и, таким образом, сократить время работы на дистанции. Возникшее противоречие между потребностью обучающихся в овладении методами совершенствования тактических приемов по спортивному туризму и недостаточной их разработанностью определило тему опыта « Формирование (усовершенствование) технического и тактического мастерства по туристскому многоборью». Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании прохождения технических этапов командой и лично первоначально на основе представления учебно-тренировочного процесса, а впоследствии на основе
разработки и внедрения технико-тактических приемов преодоления препятствий туристами- спортсменами.
Технология опыта
Цель работы: - разработка системы и создания условий для разработки методики совершенствования технико-тактического мастерства по прохождению технических этапов командой и обеспечения возможности сохранения здоровья за период обучения в объединении. Задачи: - учить тактико-техническим приемам прохождения туристских этапов; -развивать способности оценивать и контролировать свою работу; - формировать у обучающихся осознанную потребность в регулярных занятиях туризмом, направленных на укрепление здоровья, саморазвитие и самосовершенствование; - воспитывать волю, смелость, решительность, способность быстро реагировать. В опыте работы реализуются следующие педагогические принципы: 1) Принцип сознательности и активности - формирование у обучающихся устойчивой потребности в постоянном повышении результативности спортивной деятельности; 2) Принцип доступности и индивидуализации – обеспечение для каждого занимающегося оптимальных условий приобретения скоростных навыков 3) Принцип наглядности – комплексное включение органов чувств человека в процессе познания. 4) Принцип постепенности «от простого к сложному» - постепенное усложнение технических и тактических задач для совершенствования прохождения технических этапов. 5) Принцип последовательности – порядок последовательного перехода от отработки одних тактических задач к другим. 7) Принцип оценочности – оценка конечного результата, отражающего готовность спортсменов к соответствующей деятельности. От того как правильно будут выстроены занятия на начальном этапе, во многом будет зависеть желание ребенка продолжать занятия дальше, поскольку работа на технических этапах всегда вызывает наибольший эмоциональный подъем и интерес, так как выполняя определенные задания, обучающиеся оказываются в нестандартных для себя ситуациях. Поэтому на этом этапе очень важно создать коллектив единомышленников, которых на выполнение поставленной задачи надо заинтересовать необычными приемами обучения, перспективой их личностного развития, внести в программу занятий различные элементы игры и соревнований. Организуя работу на начальном этапе обучения техническим приемам, выделяем следующие задачи: - создать у обучающихся общее представление о двигательном действии на технических этапах, познакомить со специальным туристским снаряжением; 2
- разучить звенья основы техники преодоления туристских этапов, предупредив о возникновении грубых ошибок: а) по преодолению «навесной переправы» б) по преодолению крутонаклонной навесной - спуск «дюльфером» в) по прохождению (вертикальных) туристских этапов «подъем спуск «дюльфером» - добиться выполнения техники преодоления технических этапов в целом. Перед началом учебно-тренировочных занятий обучающихся нужно познакомить с условиями их проведения: с полигоном для отработки умений и навыков в естественных условиях. Это осуществляется через практический показ. Обучив детей преодолевать туристские этапы «Параллельная переправа», «Бревно без самостраховки», «Маятник», «Подъем», «Спуск» без специального туристского снаряжения, на следующих занятиях в тренировочный процесс включены упражнения со специальным туристским снаряжением, при выполнении которых обучающиеся убеждаются в том, что от умения приводить снаряжение в рабочее или транспортное состояние при работе на туристском этапе будет зависеть не только скорость и безопасность прохождения, но и количество совершаемых ошибок, которые в дальнейшем на соревнованиях неизбежно приводят к получению штрафных баллов. В силу специфики данного вида спорта для юных туристов обязательным является приобретение знаний каждым учащимся техники безопасности и получение специальных навыков прохождения дистанции по туристскому многоборью. Проводятся учебно-тренировочные занятия по модифицированной программе с использованием тактических схем на следующих туристских этапах: подъем- траверс-спуск, переправа по бревну, навесная, крутонаклонная навесная-спуск «дюльфером». Данные этапы выбраны неслучайно, так как они наиболее технически сложные и требуют от участников умения работать с веревками. В своей работе я знакомлю обучающихся с системой штрафных баллов, используемых на туристских соревнованиях. Штрафные баллы определяют следующие условия: на этапе может находиться только один участник, заступ за контрольную линию без самостраховки запрещен, не завинчена муфта карабина, порядок «пристежки» и «отстежки», двое на этапе. В дальнейшем такая работа обеспечит юным спортсменам «чистое» (без штрафных баллов) прохождение этапов дистанции. Постепенное знакомство с системой штрафов позволяет участникам быть собранными, внимательными, что очень важно для использования полученных знаний в практической деятельности на соревнованиях. Когда команда технически готова, следует отработка новых технических приемов. Для получения сравнительных результатов обучающимся предлагается пройти этап двумя разными способами. Суммируя общее время работы на этапе отдельно каждым способом, получается среднее время прохождения дистанции. Оно показало, что первоначально на начальном этапе обучения первым способом было выше, так как отсутствие технических навыков замедлило действия участников, затем при отработке навыков прохождения время изменилось в сторону второго способа. Данная работа по 3
отслеживанию результатов позволяет не только подбирать приемлемые способы прохождения дистанции индивидуально для участников, но и самим обучающимся видеть преимущества совершенствования техники, выбрать наиболее рациональные способы прохождения дистанции. Начальное обучение на этапе
«Параллельная переправа»
предусматривает решение следующей задачи для участников – преодолеть переправу, двигаясь по нижней веревке ногами и с опорой на верхние страховочные перила. Самостраховка осуществляется так же, как и на этапе «Бревно»: с помощью карабина и «уса» самостраховки, который пристегивается к верхним перилам. Несмотря на простоту движений при прохождении этого этапа, у юных спортсменов встречается целый ряд нерациональных движений и ошибок. Поэтому для овладения двигательными действиями руками и ногами, необходимо сначала разучить звенья техники прохождения этапа: подход к этапу и пристёгивание участника к перильной верёвке, прохождение этапа, окончание работы на этапе. Для пристёжки к перилам участнику необходимо подняться на нижнюю верёвку. Отработке этого умения воспитаннику необходимо уделить особое внимание, так как вопросы, с какой стороны лучше подходить, где при этом должен находиться карабин, у него обязательно возникнут. Следует помнить, что с первых тренировок требовать преодоление этапа с точной техникой и высокой скоростью нельзя. Формирование двигательных умений зависит от физических и психических возможностей ребенка. Должно пройти определенное время, чтобы воспитанник смог адаптироваться на «раскачивающихся» в разные стороны перилах параллельной переправы, после чего можно целенаправленно обучать его правильной технике прохождения. При работе на этапе
«Траверс»
перед воспитанниками ставится задача – преодолеть опасный участок, двигаясь траверсом (вдоль) склона с самостраховкой к горизонтальным перилам. Обучающиеся должны передвигаться по склону, осуществляя страховку к перилам скользящим карабином «уса» самостраховки. При переходе с одного участка перил на другой, отделённой точкой закрепления веревки, участник должен перестегнуть карабин «уса» самостраховки (совершить «перестежку»). Перестежка должна производиться без потери самостраховки. Это выполняется так: участник сначала пристегивается имеющимся у него свободным «усом» самостраховки к последующему участку перил, затем отстегивает карабин самостраховки с предыдущего участка и продолжает движение. Для преодоления этапа «Траверс» существуют следующие способы: первый способ: участник левой рукой берётся за перила, правой перестегивает карабин. На следующем участке повторяет это действие, но уже с другим карабином, после чего правой рукой отстегивает карабин самостраховки. Так как участник закрепляет и перестёгивает карабин одной рукой, скорость прохождения снижается. Второй способ прохождения этапа «Траверс» сложнее . Участник пристегивает и снимает карабины при переходе с одного 4
участка на другой двумя руками, т.е. если карабин участник закрепляет правой рукой, то отстегивает тоже правой, одновременно левой рукой закрепляя второй карабин. Требуется время и упорство, чтобы научиться быстро открывать и закрывать карабин как правой, так и левой рукой, но в итоге скорость прохождения вторым способом будет выше. Выявляя результативность прохождения данного этапа разными способами, можно заметить, что первоначально ребята проходят быстрее дистанцию первым способом, так как на данный момент это им доступнее. Второй способ требует доведения определённых навыков до автоматизма. Поэтому расхождение во времени при приёмных нормативах в пользу первого способа. Последовательное введение технических приёмов позволяет автоматизировать необходимые навыки, в результате чего участники значительно повышают скорость работы на этапе. Отработка навыков прохождения дистанции разными способами, отслеживание результативности очень важны для развития тактического мышления у обучающихся, так, они учатся сравнивать приёмы, анализировать, выделять наиболее приемлемые, осознано подходить к выбору рационального способа прохождения этапов. Сокращение времени работы позволяет ребятам чувствовать себя увереннее на дистанции, снимает нервное напряжение и страх не уложиться в контрольное время, что является главной причиной получения штрафных баллов, а также создания травмоопасных ситуаций. Проверкой сформированности туристских умений, знаний и навыков является проведение соревнований по туристской технике с включением данных этапов. Результаты соревнования позволят не только проверить усвоение изученного материала и помогут спланировать дальнейшую работу по отработке технических умений на тренировочных занятиях. Следующий раздел обучения прохождению
(вертикальных)

туристских

этапов
включает: «Подъем с самостраховкой» и «Спуск с самостраховкой».
Подъем

по

склону

с

самостраховкой
организуется следующим образом. Участник проходит опасный участок с самостраховкой и опорой на перильную веревку. Самостраховка осуществляется с помощью подъёмного устройства « жумар», который присоединяется к перилам и пристегивается карабином к страховочной системе в грудное перекрестье обвязки. С самого начала надо стремиться обучать юных туристов правильной технике. При прохождении этапа «Подъем» участнику необходимо следить за следующим: перильная верёвка постоянно должна выбираться руками и поддерживаться в «нагруженном» состоянии. Сделать это сразу правильно на естественном склоне довольно сложно, поэтому начинать лучше с имитации на ровной поверхности. Упражнения для закрепления навыка прохождения этапа «Подъем» будут описаны ниже. Э т а п
«Спуск

с

самостраховкой»
, предусматривает прохождение опасного участка с самостраховкой. Она осуществляется с применением спускового устройства « восьмёрка», которое закрепляется на основной верёвке. Одна рука выше « восьмёрки», другая находится ниже. Участник, работающий на этапе «Спуск» должен быть в брезентовых рукавицах. 5
Так как этапы «Подъем и спуск с самостраховкой» похожи (оба организуются на склоне), Следовательно, целесообразно и обучение данных этапов проводить на одном занятии. Для дальнейшего обучения работе на этапах «Подъем» и «Спуск» можно использовать соревновательные моменты и отрабатывать их одновременно. - задание «Подъем-траверс-спуск». Для выполнения его участнику необходимо два туристских карабина, жумар и «восьмёрку». По команде участник пристёгивает жумар и преодолевает условный подъем, затем пристегивает карабин «уса» самостраховки к судейской верёвке и отстёгивает жумар. После этого участник поднимает руку вверх и показывает, что первая часть задания выполнена, и он готов к выполнению второй части. Далее он пристёгивает спусковое к перильной верёвке на спуск и отстёгивает ус с карабином, надевает страховочные рукавицы, преодолевает условный спуск, снимает рукавицы, отстёгивает спусковое устройство. Соединяя этапы можно отрабатывать различные технические блоки без потери самостраховки, такие как: «Подъём - траверс - параллельная переправа», «Бревно - траверс - подъём - спуск».
Результативность опыта
Использование системы технико-тактических приемов, описаных в данном опыте, оптимально приемлемы для любого туристского объединения как для детей, так и для руководителей объединений с разной туристской и спортивной подготовкой. Результатами позитивности использования данного опыта является то, что обучающиеся объединений «Спортивный туризм» и « Юные инструктора туризма» неоднократно становились победителями и призерами муниципальных, областных и российских соревнований по спортивному туризму, успешно выступают на первенствах ХМАО-ЮГРЫ, имеют взрослые разряды и звание КМС. 6


В раздел образования