Автор: Рунец Галина Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МО Гимназия № 87
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО (ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ) ПРОФИЛЯ
Раздел: полное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ
В КЛАССАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО (ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ)
ПРОФИЛЯ
Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке
способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с
культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое
мышление. Поэтому уроки домашнего чтения необходимы в учебном
процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся
соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-
вторых,
есть
возможность
высказать
свое
мнение
и
дать
оценку
произведению, героям и ситуациям.
Под домашним чтением принято понимать обязательное для всех
учащихся, дополнительное по отношению к учебнику, постоянное и
обильное чтение с целью извлечения содержательной информации. По
характеру понимания, читаемого — это синтетическое чтение, так как
языковая форма текстов в данном случае не требует от читающего
значительных мыслительно-волевых усилий для ее раскрытия, и основное
внимание
читающего
направлено
на
извлечение
информации,
зашифрованной в тексте. По способу чтения — это чтение про себя или в
идеальном виде — визуальное чтение, как наиболее совершенное и зрелое
чтение. Со стороны цели в организации домашнего чтения в настоящее время
обозначились две тенденции:
1) чтение с целью понять текст, т. е. собственно чтение;
2) чтение как подготовка к беседе по прочитанному.
Второе направление не является главным и постоянным в характеристике
чтения как вида речевой деятельности в общеобразовательных классах, но
если говорить о профильных классах, то оно имеет огромное влияние на
развитие устной речи. Опыт моей работы показывает, что именно во время
беседы по текстам, прочитанным дома, учащиеся легче всего освобождаются
от оков учебных тем и свободнее выражают свои суждения и эмоции. Кроме
того, лексика художественных текстов, в отличие от нехудожественных,
тесно соприкасается с общеупотребительным словарем разговорного языка.
Поэтому возможность достижения неразрывной связи обучения чтению и
говорению
на
базе
художественных
текстов
в
рамках
углубленной
программы по домашнему чтению очевидна.
Приступая
к чтению новой художественной книги, придерживаюсь
следующей последовательности: Vocabulary work, Comprehension, Discussion,
Writing. В профильных классах обязательно провожу анализ литературно-
стилевых особенностей текста, выполнение подобных заданий позволяет
более гармонично развивать все виды речевой деятельности. Работа по
развитию навыков анализа художественного произведения начинается с ряда
занятий по стилистике, целями которых являются обучение распознаванию
источников выразительности речи, приобретение умений описывать и точно
определять целый ряд стилистических приемов, существующих в языке,
устанавливать их сравнительные характеристики и функции, находить
взаимозависимость между функциями и контекстом, а также описывать
функциональные стили языка и определять их системообразующие черты.
При подготовке уроков, посвящённых домашнему чтению, использую
приём «прочти – скажи» (Read and Look Up), разработанный выдающимся
методистом М.Уэстом. Суть метода в том, что ученик читает небольшие
отрывки текста, затем, оторвав взгляд от книги, повторяет их вслух. По мере
продвижения вперёд ученик все чаще и чаще и уже ненамеренно
перефразирует
прочитанное,
пока
в
конечном
итоге
не
начинает
заимствовать из книги только идеи и передавать их своим собственным
языком. Более того, этот метод помогает, приучить ученика никогда не
говорить, уткнувшись в книгу или в угол комнаты.
При проведении уроков домашнего чтения стараюсь использовать такие
виды упражнений, которые помогают ученикам реализовывать себя, признаю
и активно включаю положительные эмоции учащихся; по мере возможности
даю учащимся задания по вкусу и желанию. Стратегии ролевых игр (Role
Playing) способствует воспитанию таких черт, как взаимозависимость и
независимость,
умение
кооперировать
свои
действия
с
другими,
способствует
формированию
учебного
сотрудничества
и
партнёрства.
Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему
происходящему.
Итоговым
занятием
может
стать
театрализованное
представление с участием всех учеников группы. Кто-то непосредственно
принимает участие в постановке, а кто-то занимается оформительской
работой, декорациями.
Кроме стратегий драматизации (Using
Drama) и ролевых игр (Role
Playing) уже на начальном этапе активно использую стратегию рассказа
(Story Telling) с применением метода М.Уэста.
Работу с текстами для домашнего чтения организую так, чтобы
подготовить
учеников
к
летнему
чтению
и
защите
рефератов
по
прочитанному.
Конечно, современные уроки, а уроки домашнего чтения особенно,
невозможно представить себе без применения проектной методики. Ведь
главная цель этой методики – целенаправленная работа над устной речью,
работа, которая сфокусирована на конечную цель – это осуществление
проекта с применением всех четырёх видов речевой деятельности. Проектная
методика – это результат работы, итог на протяжении определённого
промежутка времени. Работа над проектом позволяет ученику работать
самостоятельно, творчески, даёт возможность пополнять знания, приобретать
навыки публичного выступления. Овладевая культурой проектирования,
ученики приучаются творчески мыслить, самостоятельно планируя свои
действия, прогнозируя возможные варианты стоящих перед ним задач,
эстетически реализуя усвоенные ими средства и способы работы.
Готовясь к урокам домашнего чтения, использую следующие виды
упражнений. На первоначальном этапе (Vocabulary work) можно предложить
такие упражнения:
1.
Найти, выписать и перевести предложения с определенными словами.
2.
Найти пары: слово и его значения. Учащимся даны 2 колонки, их
задача соединить пары стрелочками.
3.
Выбрать антоним слова из предлагаемой группы.
4.
Выбрать синоним слова из предлагаемой группы.
5.
Перефразировать
предложения,
используя
определенную
грамматическую структуру.
6.
Перефразировать
предложения,
заменив
выделенное
слово
или
выражение на синоним, использованный в тексте.
7.
Составить предложения с определенными словами, чтобы стало ясным
их значение.
Проверяя понимание содержания (Comprehension) можно использовать
следующие упражнения:
1.
Озаглавить главные смысловые части текста.
2.
Найти
(выписать)
предложения,
выражающие
главную
мысль
отдельных частей текста.
3.
Прочитать (выписать) те фрагменты из текста, которые характеризуют
того или иного героя.
4.
Найти (выписать) предложения, подтверждающие или отрицающие
определенное мнение.
5.
Перечислить последовательно всех действующих лиц.
6.
Назвать по порядку все места действий, названные в тексте.
7.
Продолжить (окончить) рассказ одной-двумя фразами.
Следующие упражнения помогут организовать творческую работу:
1.
Попытаться
представить
поведение
героев
в
изменившихся
обстоятельствах.
2.
Пересказать текст от лица различных персонажей.
3.
Рассмотрев иллюстрацию к тексту, написать сочинение на тему «Что
чувствует герой (героиня) в данный момент».
4.
Написать краткую аннотацию к книге, которая могла бы послужить
вступлением.
5.
Дать совет герою (героине).
6.
Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом
жанре.
Это
только
небольшая
часть
упражнений,
которые
помогут
организовать работу над текстами домашнего чтения.
В заключении, хочу сказать, что уроки домашнего чтения помогают
решать более важную, чем просто обучение, задачу – воспитание человека
способного
самостоятельно
работать
над
развитием
собственной
нравственности, интеллекта и культурного уровня. Ведь чтение – это не
просто
один
из
видов
речевой
деятельности.
Чтение
вообще,
а
художественной
литературы
особенно,
помогает
моим
ученикам
открывать мир, впитывать опыт поколений, развивать свой ум и чувства,
вырабатывать убеждения, познавать, оценивать и воспитывать самого
себя.