Напоминание

Запуск речи у безречевых детей


Автор: Калинина Алла Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ № 53
Населённый пункт: г.Люберцы
Наименование материала: Проект
Тема: Запуск речи у безречевых детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО Проект :
«
Запуск речи у безречевых детей
»

Подготовила: учитель-логопед Калинина Алла Васильевна Актуальность проблемы. В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать, что-то неладное. Сверстники ребенка начали говорить словами и фразами, а их малыш по- прежнему лепечет что-то непонятное. Что делать? В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами,по которым передаётся информация. В головном мозге существуют речевые зоны: -задние отделы нижней лобной извилины; - височные извилины; - нижняя теменная область; -а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария . Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет. Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком? Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Кто такой безречевой ребенок? В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком? Мы намеренно употребляем этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей — вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, — не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения», поскольку выработка условных связей на слова значительно затруднена. Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость — все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. При наличии общности
проявлений основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности. Очень можно услышать вопросы такого характера: с чего же начать работу по формированию речи, если с большим трудом удается организовать деятельность безречевого ребенка, если его внимание крайне неустойчиво, налицо эмоциональная лабильность? Поэтому в самом начале рекомендуется понаблюдать за ребенком в игровой и бытовой деятельности. У неговорящего ребенка необходимо уточнить состояние слуха. Это нужно для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и преимущественным нарушением восприятия. Далее следует выявить степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность. Успех работы будет зависеть от ответа на такие вопросы: как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли он развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям и продолжить их. Очень значимо для безречевого ребенка развитие личностных качеств - доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям взрослых. Неговорящий ребенок должен вовлекаться в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее направления, задачи и приемы логопедической работы с безречевыми детьми. Исходя из особенностей речевого дефекта детей, приёмы логопедической работы могут варьировать. Так, в работе с детьми с сенсорной алалией воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимание речевых структур. Взрослым необходимо избегать хлопков в ладоши, топанья, стуков, так как в этих случаях детьми воспринимаются колебания, вибрация, а не звучания. В работе с детьми с моторной алалией важны формирование мотивационной основы высказывания, развитие психической активности и отражённой речи. В работе с детьми с нарушениями слуха большое значение имеет подражание, широко используется предметная деятельность на основе эмоционального воздействия со взрослым, уточняется характер имеющихся звуков. В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью важны развитие наглядного мышления, ознакомление с предметами окружающей действительности. Специфика работы с детьми с анартрией заключается в сочетании логопедических приёмов: работы над просодикой, массажем артикуляционных органов с развитием функций рук и общей моторики ребёнка. Работа по установлению контакта с детьми с РДА должна проводится особенно осторожно. Главным является снятие общей отрицательной оценки взрослого человека ребёнком. После установления к себе положительного отношения нужно помнить о пресыщаемости подобного ребёнка в контактах. Давать возможность ему отдохнуть, не прерывая тактильного контакта. В моменты интенсивной вестибулярной стимуляции необходимо фиксировать аффективную связь момента удовольствия и взгляда, улыбки взрослого, добиваясь ответной реакции ребёнка.
Наиболее существенный момент при формировании общения и речи у безречевых детей — совмещение развивающего и эмоционального начал, использование при этом положи- тельных результатов, закрепляющих, в свою очередь, желательное поведение, развитие эмпатии, сотрудничества, потребности в общении. Нельзя приступать к работе по формированию речи без предварительной работы по эмоциональной активизации ребенка, повышающей его психический тонус. На начальном этапе обучения нужно опираться на невербальные компоненты коммуникации как наиболее доступное средство общения, не ставя целью дальнейшее развитие этой формы речи. Организованное поэтапное активное обучение общению с развитием структуры психологических механизмов положительно влияет на формирование общения и речи у безречевых детей. Цель Научить неговорящих детей выдавать языковой продукт (научиться пользоваться пусть и неполным, но — словом, неразвернутым, но — предложением). Задачи  развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения  Выработка языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности  развитие понимания ситуативной и бытовой речи;  формирование первичны коммуникативных навыков и лексики на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия;  работа над семантикой слова  стимулирование простых видов коммуникативной речи. Пути реализации  Просветительская деятельность среди педагогов и родителей  Активное включение родителей в работу, направленную на стимуляцию общения.  Внедрение инновационных методов работы  Разработка и опробация новых приемов запуска речи у безречевых детей  Индивидуальные занятия с детьми Сроки реализации Проект долгосрочный – 2 года
Ожидаемые результаты Используемые методы дают позитивные результаты. У детей появляются попытки вслушиваться в речь, что говорит об улучшении функции слухового восприятия, развиваются основы звуковых ориентировок. В речи появляются новые слова, вопросы, возникает желание поддерживать диалог со взрослыми на доступном уровне. Устанавливается зрительный контакт. Становится возможным организовать зрительное восприятие в заданном пространстве. Улучшается эмоциональный фон, появляется положительное отношение к занятиям, вырабатываются более устойчивые формы поведения. Эта система работы оправдывает ожидания родителей и специалистов. А дети радуются своим успехам и готовы к новым, пусть и маленьким, победам.
Описание проекта:
Нарушения речи, если они наступают у взрослого человека, скоро обращают на себя внимание и рассматриваются окружающими как патология. Если же нарушается речевой процесс у ребенка, то выявление дефектов обычно происходит с запозданием. Это понятно, так как речь ребенка развивается и родителям неясно, где норма, где патология, где лежит допустимый рубеж в запаздывании речевого развития и чем грозит это запаздывание. Наиболее оправданной моделью речевой базы ,является путь развития речи в онтогенезе.Однако,моделирование онтогенеза при формировании речи у неговорящих детей не предполагает слепого копирования всего пути развития речи в норме с его частностями и деталями.Задача заключается в учете основных закономерностей этого пути,в ориентировке на ключевые звенья,которыми детерминируется развитие системы. Основной задачей логопедического воздействия будет создание стимулов,"пусковых механизмов",которые должны обеспечить развитие речи безречевых детей и усвоение ими языковой системы. В соответствии с речевыми нарушениями дети распределяются по следующим направлениям работы:
Направление 1 -
работа с неговорящими детьми на ранних этапах коррекции, формирование ритмико-мелодико-интонационной стороны речи, слоговой структуры слова и структурирование фразы.
Направление 2
— формирование связной речи (диалог, монолог), формирование навыка грамматического оформления фразы, формирование произношения у детей с артикуляционной апраксией. Программа занятий включает в себя следующие направления : 1. Работа с неговорящими детьми на ранних этапах коррекции (подготовительный этап). 2. Формирование ритмико-мелодико-интонационной стороны речи. 3. Формирование слоговой структуры слова. 4. Формирование фразы. 5. Формирование связной речи. 6. Формирование навыка грамматического оформления фразы. 7. Преодоление артикуляционной апраксии Основные условия эффективности коррекционно-развивающего воздействия заключаются в следующем: ·коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия на логопедических занятиях; ·необходимость одновременной работы над всеми компонентами речевой системы: фонетико- фонематической стороной речи и лексико-грамматическим строем; ·установление оптимального соотношения фронтальных и индивидуальных методов преодоления речевых нарушений в процессе коррекционного обучения;
·развитие у детей максимальной речемыслительной активности и самостоятельности путем подбора игр и упражнений; ·обязательное протекание коррекционного обучения в атмосфере доброжелательности с положительным эмоциональным откликом детей. В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие). Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую. В своей работе активно использую:
Акватерапию,
которая способствует снятию речевого негативизма, развитию мелкой моторики, речевого дыхания, коррекции слоговой структуры слова, развитию фонематического слуха и др.
Пескотрепию.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние гипервозбудимых, склонных к агрессии детей .Применение в коррекционной работе игр с песком позволяет естественным образом будить фантазию детей, развивать воображение, побуждать к творчеству, при этом дети чувствуют себя более успешными.
Метод формирования языковой системы языка.
Цель данной методики — научить неговорящих детей выдавать языковой продукт (научиться пользоваться пусть и неполным, но — словом, неразвернутым, но — предложением). Методика создает условия для прохождения естественного речевого развития ребенка и разработана исходя из языковых кодов и онтогенеза.
Использование ИКТ.
Возможности использования информационных технологий в логопедической практике: -Повышение мотивации к логопедической непосредственно образовательной деятельности; -Организация объективного контроля развития и деятельности детей; -Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; -Возможность быстрого создания собственного дидактического материала и апробировать на дошкольниках; -Визуализация акустических компонентов речи; -Расширение спектра невербальных заданий.
Сказкотерапия
Огромную проблему в развитии умственно отсталых детей представляет речевое развитие.Устная речь данной категории детей примитивна и бедна как по содержанию, так и по своему внешнему выражению.Нарушения речи умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение
полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности.Занятия кружка «Сказочка-рассказочка» способствовали формированию связной речи, расширению словаря, формированию навыков общения.
Игротерапия.Использование игрового приема «Лягушка и черепаха».
В коррекции сложных речевых расстройств одним из основных направлений является работа над исправлением малопонятного произношения, нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. При этом необходимо работать поэтапно: -Обучение ребенка четкому скандированному произнесению слов по слогам, что способствует возникновению самоконтроля речи, четкой дикции, коррекции слоговой структуры и звуконаполняемости слов. При этом важно следить за правильностью артикуляции гласных. -Отработка плавного произношения слов, с длительным произнесением гласных звуков и слиянием слогов. В этом направлении очень легко работать ,используя данный прием.Также активно применяю его при обучении старших дошкольников слиянию букв и послоговому чтению. Основные условияэффективности коррекционно-развивающего воздействия заключаются в : -коммуникативной направленности всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия на логопедических занятиях; -необходимости одновременной работы над всеми компонентами речевой системы: фонетико- фонематической стороной речи и лексико-грамматическим строем; -установлении оптимального соотношения фронтальных и индивидуальных методов преодоления речевых нарушений в процессе коррекционного обучения; -развитие у детей максимальной речемыслительной активности и самостоятельности путем подбора игр и упражнений. Литература  Башинская Т.В.,.Пятница Т.В Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна.  Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.  О. Е. Грибова Что делать, если ваш ребенок не говорит?  Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией.  Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.  Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР  Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Читать раньше,чем говорить!:методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией.  Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить!Развитие речи детей 1,5-3 лет  Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.  Голубева Л.П. Развитие речи неговорящих детей.  Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей  Чудинова Л.М. Приемы активизации речи у алаликов
 Кузьмина Н.И.,Рождественская В.И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей-алаликов


В раздел образования