Напоминание

Влияние интеграции уроков технологии и изо на развитие познавательной компетенции учащихся


Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: учитель технологии и изо
Учебное заведение: МБОУ СШ №48 имени Героя России Д.С.Кожемякина
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Влияние интеграции уроков технологии и изо на развитие познавательной компетенции учащихся
Раздел: среднее образование





Назад





Влияние интеграции уроков технологии и изо и ОДО «город

мастеров» на развитие познавательной компетентности учащихся.
Задача учителя на современном этапе — воспитать самостоятельную, творческую, гармонично развитую личность, перестроить тип мышления ребенка. Такие новые люди необходимы сейчас на производстве, в бизнесе и других сферах нашей жизни. Это люди, способные принимать неординарные решения и претворять их в жизнь. Ни один другой предмет как технология и ИЗО не открывает простор для развития творческой активности детей, самореализации их способностей,развитие познавательной компетенции учащихся. Особенно при изучении раздела программы «Рукоделие» по технологии и «Декоративно-прикладное творчество» по ИЗО. Интегрированный урок одно из новшеств современной методики. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизнью. Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области. Интегрированные уроки очень большие, объемные, сложные, требуют определенной подготовки учителя и учащихся. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Но они имеют ряд преимуществ: способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности; обладают большой информативной емкостью; способствуют в большей степени, чем обычные уроки развитию эстетического восприятия, воображения, памяти, мышления; способствуют выработке умений и навыков в практической деятельности.
«Технология» – интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания естественных, социальных, техническо – технологических наук и показывающая как их использовать в жизни человека, практической деятельности, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Образовательная область «Технология» в процессе познания занимает особое место. Ее целями ставится знакомство учащихся с различными технологиями, допрофессиональная подготовка в одной или нескольких содержательных линиях, возможное начальное профессиональное обучение и на этой основе подготовка к самостоятельной трудовой деятельности, к обоснованному и осознанному выбору профессионального направления. Перечень содержательных линий образовательной области «Технология» предполагает знакомство учащихся с различными технологиями, в том числе с технологиями обработки металлов, тканей и пищевых продуктов, информационными технологиями и т.д. В любой из этих технологий учащемуся необходимо использовать знания и познавательные умения, сформированные при изучении учебных предметов других образовательных областей. При изучении технологии требуются знания по физике, химии, биологии, математике, истории, географии, языку, экономике, экологии и т.д. в той или иной полноте их освоения и опыт познавательной деятельности, сформированный при освоении этих знаний. Примеры тем интегрированных уроков: «Натуральные волокна животного происхождения» (технология + биология), «Ткани из химических волокон» (технология + химия). Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все
более широкое использование нетрадиционных форм уроков: деловые и ролевые игры (по теме «Конструирование и моделирование одежды «Закройщик – заказчик»), межпредметные интегрированные уроки : Материаловедение. «Химические волокна для производства тканей»). Построение чертежа швейного изделия- алгебра и геометрия. Большую роль в развитии познавательной компетентности играет метод проектов-самостоятельная работа учащихся. В конце изучения каждого раздела предполагается написание творческого проекта. Например,связав изделие крючком девочки ищут в книгах по рукоделию или в интернете сведения об истории возникновения вязания(связь с историей и информатикой),делают экономический расчет себестоимости готового изделия,рисуют рекламу своего изделия(изо) На уроках технологии в начальной школе так же прослеживается межпредметная связь. Оригами -геометрия(как из листа бумаги получить заготовку квадратной или прямоугольной формы без линейки и карандаша).Но наиболее тесно связаны уроки технологии с уроками изобразительного искусства. Интегрированное обучение на уроках изобразительного искусства выступает, как средство повышения учебной мотивации школьников................................................................................................................... Выявляется интерес детей к искусству в целом. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. В рамках предметов изобразительного искусства и музыки, например, решается проблема, как музыка и изобразительное искусства влияют на настроение человека. физика расскажет как преломляется луч света на цветовые волны, химия поможет превратить один цвет в другой, из истории и географии ученики узнают цветовые предпочтения любой страны, а биология раскроет тайну
восприятия цветов. А всё вместе, получается- цветоведение, как азы изобразительного искусства. Многие понятия ИЗО не могут обойтись без понятий геометрии. Так в 5 классе на уроках, мы рассматриваем круги, квадраты, треугольники в рисунке орнамента. На уроках в 6 классе, говоря о трехмерности пространства и объёме, появляются изображения геометрических тел, линии и точки могут передавать ритм, динамику и статику. Семиклассники учатся изображать фигуру человека, используя схематическое построение, стилизуя и упрощая её до отрезков, овалов, прямоугольников. Любая композиция, рисунок, набросок основывается на правилах перспективы, параллельности или соединения линий. «ИЗО» связывается с «Литературой» – искусством слова, дающим образцы использования языка для выражения тончайших оттенков мысли, сложнейших явлений действительности, выразительных художественных образов. Дети пишут сочинения-описания по картинам известных художников. Рисуют иллюстрации к произведениям,изучаемым на уроках литературы. Внеурочная деятельность учащихся в школе понимается как специально организованное средство воспитательного процесса, необходимое для развития интеллекта, моторики, творческих способностей, формирования образного мышления, воспитания эстетических чувств. На занятиях ОДО «Город мастеров» и в первом, и в третьем классе идет углубленная работа в области декоративно-прикладного искусства с использованием таких материалов, как гуашь, акварель; работа в области бумажной пластики; работа в области скульптуры с использованием пластилина. Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы. Использование технологии интегрированных уроков оптимизирует процесс
саморазвития учащихся, даёт возможность ученикам увидеть результат своего труда, получить от него радость и удовлетворение. Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.


В раздел образования