Влияние интеграции уроков технологии и изо на развитие познавательной компетенции учащихся
Автор: Иванова Елена Александровна Должность: учитель технологии и изо Учебное заведение: МБОУ СШ №48 имени Героя России Д.С.Кожемякина Населённый пункт: г.Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Влияние интеграции уроков технологии и изо на развитие познавательной компетенции учащихся Раздел: среднее образование
Влияние интеграции уроков технологии и изо и ОДО «город
мастеров» на развитие познавательной компетентности учащихся.
Задача учителя на современном этапе — воспитать самостоятельную,
творческую, гармонично развитую личность, перестроить тип мышления
ребенка. Такие новые люди необходимы сейчас на производстве, в бизнесе и
других сферах нашей жизни. Это люди, способные принимать неординарные
решения и претворять их в жизнь.
Ни один другой предмет как технология и ИЗО не открывает простор для
развития творческой активности детей, самореализации их
способностей,развитие познавательной компетенции учащихся.
Особенно при изучении раздела программы «Рукоделие» по технологии и
«Декоративно-прикладное творчество» по ИЗО.
Интегрированный урок одно из новшеств современной методики. Он весь
пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих
областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизнью.
Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах в одном
учебном предмете обобщенных знаний той или иной области.
Интегрированные уроки очень большие, объемные, сложные, требуют
определенной подготовки учителя и учащихся. Такие уроки нельзя проводить
часто, так как они теряют новизну и интерес. Но они имеют ряд преимуществ:
способствуют повышению мотивации учения, формированию
познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и
рассмотрению явления с нескольких сторон;
способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и
интеллектуально развитой личности;
обладают большой информативной емкостью;
способствуют в большей степени, чем обычные уроки развитию
эстетического восприятия, воображения, памяти, мышления;
способствуют выработке умений и навыков в практической деятельности.
«Технология» – интегрированная образовательная область, синтезирующая
научные знания естественных, социальных, техническо – технологических
наук и показывающая как их использовать в жизни человека, практической
деятельности, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и
мире в целом. Образовательная область «Технология» в процессе познания
занимает особое место. Ее целями ставится знакомство учащихся с
различными технологиями, допрофессиональная подготовка в одной или
нескольких содержательных линиях, возможное начальное профессиональное
обучение и на этой основе подготовка к самостоятельной трудовой
деятельности, к обоснованному и осознанному выбору профессионального
направления. Перечень содержательных линий образовательной области
«Технология» предполагает знакомство учащихся с различными технологиями,
в том числе с технологиями обработки металлов, тканей и пищевых продуктов,
информационными технологиями и т.д. В любой из этих технологий
учащемуся необходимо использовать знания и познавательные умения,
сформированные при изучении учебных предметов других образовательных
областей. При изучении технологии требуются знания по физике, химии,
биологии, математике, истории, географии, языку, экономике, экологии и т.д. в
той или иной полноте их освоения и опыт познавательной деятельности,
сформированный при освоении этих знаний.
Примеры тем интегрированных уроков: «Натуральные волокна животного
происхождения» (технология + биология), «Ткани из химических волокон»
(технология + химия).
Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие
творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание
всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки,
культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все
более широкое использование нетрадиционных форм уроков: деловые и
ролевые игры (по теме «Конструирование и моделирование одежды
«Закройщик – заказчик»), межпредметные интегрированные уроки :
Материаловедение. «Химические волокна для производства тканей»).
Построение чертежа швейного изделия- алгебра и геометрия.
Большую роль в развитии познавательной компетентности играет метод
проектов-самостоятельная работа учащихся. В конце изучения каждого раздела
предполагается написание творческого проекта. Например,связав изделие
крючком девочки ищут в книгах по рукоделию или в интернете сведения об
истории возникновения вязания(связь с историей и информатикой),делают
экономический расчет себестоимости готового изделия,рисуют рекламу своего
изделия(изо)
На уроках технологии в начальной школе так же прослеживается
межпредметная связь. Оригами -геометрия(как из листа бумаги получить
заготовку квадратной или прямоугольной формы без линейки и карандаша).Но
наиболее тесно связаны уроки технологии с уроками изобразительного
искусства.
Интегрированное обучение на уроках изобразительного искусства
выступает, как средство повышения учебной мотивации
школьников...................................................................................................................
Выявляется интерес детей к искусству в целом. Задача интегрирования не
только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а
через их органическую реальную связь дать ученикам представление о
единстве окружающего нас мира.
В рамках предметов изобразительного искусства и музыки, например,
решается проблема, как музыка и изобразительное искусства влияют на
настроение человека.
физика расскажет как преломляется луч света на цветовые волны, химия
поможет превратить один цвет в другой, из истории и географии ученики
узнают цветовые предпочтения любой страны, а биология раскроет тайну
восприятия цветов. А всё вместе, получается- цветоведение, как азы
изобразительного искусства.
Многие понятия ИЗО не могут обойтись без понятий геометрии. Так в 5
классе на уроках, мы рассматриваем круги, квадраты, треугольники в рисунке
орнамента. На уроках в 6 классе, говоря о трехмерности пространства и
объёме, появляются изображения геометрических тел, линии и точки могут
передавать ритм, динамику и статику. Семиклассники учатся изображать
фигуру человека, используя схематическое построение, стилизуя и упрощая её
до отрезков, овалов, прямоугольников. Любая композиция, рисунок, набросок
основывается на правилах перспективы, параллельности или соединения
линий.
«ИЗО» связывается с «Литературой» – искусством слова, дающим образцы
использования языка для выражения тончайших оттенков мысли, сложнейших
явлений действительности, выразительных художественных образов. Дети
пишут сочинения-описания по картинам известных художников. Рисуют
иллюстрации к произведениям,изучаемым на уроках литературы.
Внеурочная деятельность учащихся в школе понимается как специально
организованное средство воспитательного процесса, необходимое для развития
интеллекта, моторики, творческих способностей, формирования образного
мышления, воспитания эстетических чувств.
На занятиях ОДО «Город мастеров» и в первом, и в третьем классе идет
углубленная работа в области декоративно-прикладного искусства с
использованием таких материалов, как гуашь, акварель; работа в области
бумажной пластики; работа в области скульптуры с использованием
пластилина. Художественная деятельность школьников на занятиях находит
разнообразные формы выражения: декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей,
результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы.
Использование технологии интегрированных уроков оптимизирует процесс
саморазвития учащихся, даёт возможность ученикам увидеть результат своего
труда, получить от него радость и удовлетворение.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может
привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что
интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук,
соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или
близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических
концепций построения.