Актуальность реализации внеурочной деятельности учащихся социального направления в рамках ФГОС
Автор: Кутлушина Лилия Касимовна Должность: учитель башкирского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ№5" Населённый пункт: г.Стерлитамак Наименование материала: Статья Тема: Актуальность реализации внеурочной деятельности учащихся социального направления в рамках ФГОС Раздел: среднее профессиональное
Кулушина Лилия Касымовна ,
учитель первой категории
адрес: г. Стерлитамак,ул. Суханова, д.22 а, кв.21
Галеева Гульсина Мехаматнуровна,
учитель высшей категории
адрес: РБ,г. Стерлитамак,ул.Полевая, д.23, кв.8
Актуальность реализации внеурочной деятельности учащихся
социального направления в рамках ФГОС
Ключевые слова: нормы поведения, подросток, духовность, нравственность, свободное
время, толерантность.
Данная тема является особенно актуальной в наше время, так как мы
живем в многонациональной республике и наша школа многонациональная.
Воспитание межнационального общения, толерантности, любви к природе
родного
края,
своему
народу,
уважительное
отношение
к
национальным
традициям способствует развитию в воспитании школьника.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина
России»
указывается:
«…
важнейшей
целью
современного
отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и
государства
является
воспитание,
социально-педагогическая
поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России».
Духовно-нравственное
воспитание
учащихся
сегодня
является
первостепенной задачей современной образовательной системы. А что значат
слова «духовность», «нравственность»?
В словаре русского языка С.И. Ожегова «Духовность - это свойство
души,
со стоящее
в
преобладании
духовных,
нравственных
и
интеллектуальных
интересов
над
материальными».
«Нравственность
-
внутренние,
духовные
качества,
которыми
руководствуется
человек,
этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».
И.А. Ильин, рассматривал «духовность» как наличие духовного начала
в человеке, которое является смыслом существования любой личности. Среди
истоков
духовности
И.А.
Ильин
называет
чувство
стыда,
чувство
долга,
порывы совести, любовь, потребность в красоте и сострадании. И. А. Ильин
отмечает: «Нравственность не может быть ни постигнута, ни изображена в
отвлеченных построениях и спекуляциях; здесь дело совсем не сводится к
теоретическим
соображениям
и
определениям
понятий.
«Нравственное»
должно быть реально пережито...»[2].
Основными задачами духовно-нравственного развития и воспитания на
современном
этапе
общества
являются:
формирование
у
обучающихся
гражданской
ответственности
и
правового
самосознания,
духовности
и
культуры,
инициативности,
самостоятельности,
способности
к
успешной
социализации в обществе.
Особое внимание в ФГОС второго поколения уделяется внеурочной
деятельности.
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебно-
воспитательного
процесса
в
организации
свободного
времени
учащихся.
Внеурочная
деятельность
это
есть
досуг,
участии
в
самоуправлении
и
общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом
на
новые
стандарты
второго
поколения
происходит
совершенствование
внеурочной деятельности.
Сегодня
уровень
общества
претерпевает
коренные
изменения,
непосредственно
это
отражается
на
ценностях,
жизненных
ориентирах,
формах
поведения
школьников.
У
школьников
не
сформированы
положительные отношения к духовным ценностям. В настоящее время идет
тенденция к увеличению негативных факторов, влияющих на жизнь ребенка:
асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою
очередь ведет к увеличение количества обучающихся к нарушению норм
поведения.
Действительно
в современном обществе проблемы разобщенности,
индивидуализма
не
позволяют
подросткам
сформировать
необходимый
положительный опыт конструктивного общения как со сверстниками, так и
со взрослыми. Это часто ведет к конфликтам с последующей деформацией
личности. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что
дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка.
Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не
менее,
необходимо
приложить
максимум
усилий
для
того,
чтобы
в
формировании
личности
ребёнка
преобладали
духовно-нравственные
качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность
В
связи
с
этим
появилась
необходимость
уделить
внимание
на
свободное время учащихся .
На наш взгляд необходимо решить ряд задач:
сформировать
коммуникативную
грамотность
учащихся,
в
общение
человека,
коллектива
и
общества,
понимание
причин
конфликтов,
возникающих в общении людей.
сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного
поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации
и участников акта общения;
вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм
общения, а также норм культуры речи;
обучить
учащихся
основным
правилам
и
приёмам
эффективного
поведения в различных ситуациях.
формировать потребности активно участвовать в социальной жизни
класса, школы.
Для
решения
поставленных
задач
нужно
использовать
следующие
формы работы: занятия в группе; групповая диагностика; индивидуальные и
подгрупповые консультации.
Подростковый возраст считается наиболее сложным этапом в жизни
ребенка, кризисом личностного развития. С 11-15 лет подросток начинает
серьезнее воспринимать себя и свои возможности, пытается занять свою
нишу в среде сверстников, часто игнорируя мнение родителей и педагогов. В
структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и
неподвижного.
Личностная
нестабильность
порождает
противоречивые
желания и поступки. Стремление обрести себя порождает потребность в
отчуждении
от
всего
того,
что
привычно.
Отчуждение,
внешне
выражающееся
в
негативизме,
является
началом
поиска
подростком
собственной уникальности.
Именно
в
этом
возрасте
происходит
нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с
теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.
Потребность
развитие
у
подростков
коммуникативных
умений,
способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов,
творческого
мышления,
эмоциональной
устойчивости.
Эта
задача
приобретает особую актуальность в условиях многонациональной школы, где
в
образовательном
про странстве
представлен
р а з н о о б р а з н ы й
социокультурный опыт детей как носителей своих национальных культур и
разной
практики
коммуникативного
взаимодействия
(региональная
составляющая программы).
И т а к , воспитания
и
социализации
школьников,
в
контексте
национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее
эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в
условиях
системы
общего
образования.
Что
способствует
более
разностороннему
раскрытию
индивидуальных
способностей
ребенка,
которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к
различным
видам
деятельности,
желанию
активно
участвовать
в
продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно
организовать своё свободное время.
Список литературы
1.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.
Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для
учителей)/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение,2012.-213 с.
3.
Коробкина
С.А.
Адаптация
учащихся
на
сложных
возрастных
этапах
(1,5,
10
классы): система работы с детьми, родителями, педагогами /авт.-сост. С.А. Коробкина -
Волгоград: Учитель, 2011.
4.
Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12
лет). Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. -М.:
Педагогическое общество России, 2007г.