Напоминание

Звук или буква?


Автор: Степанова Елена Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№5"
Населённый пункт: г.Стерлитамак
Наименование материала: Статья
Тема: Звук или буква?
Раздел: дополнительное образование





Назад





Звук или буква?
Нурмухаметова С. Ю., педагог ОЦИТ «Истра». Степанова Е. А., учитель-логопед при МАОУ «СОШ № 5» городского округа г. Стерлитамак РБ «Звук» и «буква» - разве не одно и то же? – спрашивают многие. «Неужели так необходимо различать понятия «звук» и «буква»? – спросили бы и Вы, уважаемые читатели. Вспомним толкование данных терминов. Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква – графическое обозначение звука на письме, т.е. некоторая совокупность линий, рисунок. Многие учителя и родители не считают рассматриваемый вопрос достаточно важным. Обучая чтению своего ребенка, учат сначала называниям букв: [БЭ], [ВЭ] и т.д., а потом переучивают, обучая называнию звуков!!! Так слово СОК прозвучит как «ЭСОКА». Поэтому, обучая ребенка чтению, следует называть звуки «С», «К», а не букву. Многие склонны отнести допускаемые ошибки к мелким и несущественным, не стоящим будто бы внимания. Но этот недостаток не так уж безобиден и безвреден. Некоторые ученики лишь на выпускных экзаменах «узнают», что количество звуков и букв русского языка не совпадает. Еще в первом классе младшие школьники усваивают признаки, на основе которых разграничиваются звуки и буквы: звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. Как показывает многолетняя практика, указанные «правила» разграничения звуков и букв усваиваются лишь чисто теоретически, они просто заучиваются наизусть. Отсюда вытекает, что не только дети, но и взрослые постоянно смешивают эти понятия, как только начинают проводить
звуко-буквенный анализ слова, фонетиче ский разбор с л о в а , дифференцировать смешиваемые звуки и буквы и т.д. Чтобы изжить этот недостаток в речи детей и взрослых, надо запомнить и довести до автоматизма употребление максимума возможных словосочетаний и выражений, в которые входят понятия «звук» или «буква»: лишняя буква, красивая буква, большая буква, маленькая буква, заглавная буква, строчная буква, неправильно написанная буква, буква, не обозначающая звука. Напишите букву. Напечатайте букву. Подчеркните букву. Поставьте букву (из разрезной азбуки). Найдите букву. Возьмите букву. Поднимите букву. Переставьте букву. Зачеркните букву. Закройте букву. Добавьте букву. Прочитайте эту букву. Достройте букву. Преобразуйте букву. Найдите спрятанную букву. Правильно назовите букву. Словосочетания и выражения с понятием «звук»: высокий звук, низкий звук, протяжно произносящийся звук, кратко произносящийся звук, громкий звук, тихий звук. Произнесите звук. Послушайте звук. Произнесите звук кратко или протяжно. Какой буквой обозначен этот звук? Произнесем этот звук хором, все вместе. Сколько здесь звуков? Какой первый звук? Второй? И т.д. Обозначьте этот звук фишкой. Какое место в слоге (слове) занимает этот звук? Какой звук произносится раньше? Гласный или согласный этот звук? Твердый или мягкий этот согласный звук? Глухой или звонкий этот согласный звук, Ударный или безударный этот гласный звук? Мы отметили более сорока словосочетаний и выражений, которые учитель должен быстро и безошибочно включать в свою речь при проведении различных видов разбора. Все это трудно запомнить, этому надо учиться. Но эффект положительного решения этой проблемы превзойдет Ваши ожидания. Усвоение типичных выражений, относящихся к звукам и буквам, поможет изжить широко распространенные ошибки в речи некоторых учителей, студентов, родителей, учеников.
Ознакомить детей с признаками дифференциации понятий «звук» и «буква» можно с помощью игр, которые могут проводить и родители в домашних условиях. Лото «Звук или буква?» Цель игры: учить дете различать понятия «звук» и «буква». Оборудование: две большие карточки, на одной из которых написано ЗВУК , на другой БУКВА ; маленькие карточки, на которых написаны характеристика или какое-либо действие, которое можно производить со звуком или буквой: Заглавная, строчная, красивая, лишняя, гласный, согласный, твердый, мягкий, подчеркнуть, написать, произнести, прокричать, зачеркнуть, прошептать, и т.д. Ход игры. Дети берут маленькие карточки, читают слово - признак или слово - действие, затем делают выбор. Карточку, в которой сообщается о каком-либо признаке звука, кладут за большую карточку ЗВУК, карточку с характеристикой буквы – за большую карточку БУКВА. По ходу или в конце игры оценивается правильность выполнения заданий. Игра «Будь внимательнее» Цель игры: учить детей не смешивать названия букв и звуки. Оборудование: сигнальные карточки- З - звук, Б- буква ( по количеству учеников). Ход игры. Логопед произносит вперемежку согласные звуки и названия букв, например: «С», «ЭС», «ША», «Ш» и т.д., а дети поднимают соответствующие сигнальные карточки. Подобные игры рекомендуется применять до тех пор, пока ученики смогут самостоятельно указать на тот или иной признак рассматриваемых явлений. Таким образом, термины «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Задача учителя, логопеда – научить детей правильно соотносить звук и букву при обучении чтению, при выполнении письменных работ.
Литература: 1. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий №1. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. 2. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. - СПб.: Дельта, 1998. 3. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М.: Издательство "Ювента", 2001. 4. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбомы 1, 2. - М.: Издательство "Гном и Д", 2006. 5. Мазанова Е.В .Учусь не путать буквы. Альбомы 1, 2. - М.: Издательство "Гном и Д", 2006. 6. Понятийно-терминологический словарь логопеда//под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. 7.Русский язык. Справочник дошкольника/ В.П. Ситников. М.: Филол. о-во "СЛОВО", АСТ-ЛТД., Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. 8.Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 23


В раздел образования