Напоминание

"Синтаксис. Пунктуация. Обобщение материала" 5 класс


Автор: Широкова Маргарита Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Чехов, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Синтаксис. Пунктуация. Обобщение материала" 5 класс
Раздел: полное образование





Назад





Синтаксис
.
Пунктуация
. Обобщение материала.
Цель урока
: повторить основные синтаксические понятия( словосочетание, предложение, виды предложений по цели высказывания), порядок синтаксического разбора; Отработка умения правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях; повторение орфографических правил .
Методические приемы
: повторение, обобщение материала, конструирование предложений, выразительное чтение, работа с текстом, графическое оформление орфограмм, беседа по вопросам, работа в парах по карточкам.
1. Вступительное слово учителя( организационный момент).
Сегодня мы проведем необычный урок. В чем же его необычность? Мы постараемся показать нашим гостям не только знания, полученные в ходе изучения темы «Синтаксис и пунктуация», но и свои таланты. Итак, перед нами стоят следующие задачи: повторить и обобщить знания о словосочетаниях и предложениях, вспомнить синтаксические разборы названных единиц и вспомнить некоторые орфографические правила. А помогать мне вести урок-концерт будут ведущие ( представить своих помощников). Им слово.
2. Ведущие.
Д. На дворе декабрь, и ни для кого не секрет, что совсем скоро наступит долгожданный праздник- Новый год.. М. А уж как я люблю Новый год, вы не представляете! Красивая ёлка, разноцветные игрушки, мигающие огоньки, море конфет и ,конечно,подарков. Я мечтаю... Д. Так, что-то ты тут размечтался не на шутку, у нас урок вообще-то. Да и речь пока идет не о празднике, а о том, что предстоящий год будет годом Тигра. Именно об этом красивом и грациозном звере мы поговорим на сегодняшнем уроке. М. Ну вот помечтать не дали. Что ж, урок так урок. Маргарита Сергеевна, Вам слово.
3. Работа по развитию речи. Устные сообщения учащихся ( индивидуальные

сообщения).
Итак, из слов наших ведущих вы, конечно, поняли, что речь мы поведем о тиграх. - А что вы знаете об этом звере? ( Небольшие сообщения о тиграх)
4.Комплексная работа с текстом.
У каждого из вас на столе есть небольшие распечатки с текстом, с которым нам предстоит поработать. Читаем текст, расставляем недостающие знаки препинания и вставляем пропущенные буквы. Тигр. Тигр это охотник. Одинокий тигр аккуратно пробирается по т..нистому индийскому лесу. Он бесшумно прокладывает себе путь сквозь подлесок часто ост..навливается и принюхивает..ся. Он ищ...т себе добычу. Вскоре он ост..навливается (у) руч...я, привлечённый прохладой в этот жаркий день. Там он попьёт отдохнет и подождёт пока какой-нибудь олень (не) придёт (на) в...допой. - Почему прочитанный отрывок можно считать текстом? - К какому типу относится этот текст? Почему? - Найти глаголы движения, которые нам показывают действие.
- Каким вы представили тигра? - Читаем предложения, вставляем пропущенные буквы, графически объясняя орфограммы. Попутно расставляем запятые, графически объясняем пунктограммы. - Какие предложения нам встретились в тексте? Начертить схему простого и схему сложного предложения ( у доски). Объяснить разницу .
5. Ведущие.
М. Маргарита Сергеевна, а музыкальные номера? М.С. Что ж , объявляйте! Д. Прошу внимания. Сейчас обо всех правилах, упомянутых при разборе текста, наши артисты попробуют спеть. М. Частушки на тему « Тяжела ты, грамматика русского языка» исполняют....
6. Частушки .
1. Как же любим мы учиться, как же мы стараемся, только с русским языком не все получается. Ох! 2. В безударных гласных мы Каждый день блуждаем. Что же делать, как же быть Мы не понимаем. Ох! 3. Написание предлогов Вроде мы усвоили, Только премию вот нам Так и не присвоили. Ох! 4. Пригласил на боевик Меня сосед Андрюшка, Что кино, вот у меня С запятыми заварушка! Ох1 5. Ну не ставятся они В этом предложении, Из-за них мне не купили Торт на день рождения! Ох! 6. Но надеемся ,что мы Все преодолеем. Выучить грамматику Все-таки сумеем. Ух!
7. Работа в парах.
Ребята, сейчас вам предстоит поработать в парах. Перед вами листочки, на которых записаны слова, из которых вы должны составить предложение и записать его на этих же листочках. Затем выделить в предложении грамматическую основу, выписать из него словосочетание и разобрать его. На выполнение задания 5 мин.
Поступью, таёжный, бесшумной, шагал, тигр Пищу, он, на , искал, обед, себе Солнышка, его, лучи, ласкали Зверя, величавы, движенья, хороши Тигра, наряд, дорогой, обманчив Он, непосвященный, взгляд, ласкает И, мех, глаза, грустные, шикарный Из, вырваться, но, лап, нельзя, его Жертву, ту, ищет, он, послабей, что Не, его, сбежала, из, чтоб, когтей Добычей, с ,он, станет, слегка, играть Жертвы, страха, от, получать, радость Дарит, мехом, он, бесценным, своим, тепло Сердце, смерти, от, замерло, предвкушенья Бы, он, вроде, играет, убить ,но, готов Невозможно, тигра, изменить, повадки. Проверка у доски. Первые 2 человека выходят к доске с разбором словосочетания.
Повторяем
, что называется словосочетанием, из чего оно состоит, какими они бывают. Слово ведущим. Д. Мы вам приоткроем небольшую тайну того задания, которое вы делали. Вы не просто конструировали предложения, вы составляли текст стихотворения Ираиды Мордвиновой «Тигр». М. А следующим номером нашей программы мы объявляем выразительное чтение этого стихотворения. Его нам исполнят...

8. Чтение наизусть стихотворения «Тигр».
ТИГР Бесшумной поступью Таёжный тигр шагал, Себе он пищу на обед искал, Его ласкали солнышка лучи, Движенья зверя величавы, хороши. Обманчив тигра дорогой наряд, Непосвященный он ласкает взгляд, Шикарный мех и грустные глаза, Но вырваться из лап его нельзя. Он ищет жертву, ту, что послабей, Чтоб не сбежала из его когтей. С добычей станет он слегка играть, От страха жертвы радость получать. Своим бесценным мехом дарит он тепло, От предвкушенья смерти сердце замерло. Он вроде бы играет, но готов убить. Повадки тигра невозможно изменить. Вот так и в жизни: гибнет, кто слабей, Кто не способен избежать чужих когтей. Старайтесь, люди, лапы тигра избегать, По жизни на одном дыхании бежать. -Каким вы увидели тигра в этом стихотворении? - Какое двоякое чувство возникает при прослушивании стихотворения?
9. Заключительная часть.
Д. Наш урок подходит к концу, и мы снова вынуждены превратиться в обычных учеников. М. А мне понравилось объявлять номера и быть в центре внимания. Придется обратно сдать свои полномочия Маргарите Сергеевне. А напоследок я все-таки объявлю финальную песню. Итак, заключительный номер нашей программы исполняет весь класс. Буквы разные писать, Орфограммы выделять Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Много мы хотим узнать мотив «Учат в школе» И стараемся на «пять» 2 раза В нашей школе, в нашей школе, в нашей школе. Еще мы пятиклашки, Но кое-что умеем.
Грызем гранит науки, Хоть крепок он подчас. И верим мы, что скоро, Когда мы повзрослеем, То все, непременно, 2 раза мотив «Изгиб гитары желтой» Похвалите и нас.
10. Подведение итогов учителем.
Вот и подошел к концу наш урок. Хочется поблагодарить наших ведущих за помощь, наших артистов да ,вообще, всех за активное участие и отличное пение. На память о сегодняшнем уроке я хочу вручить вам маленькие открытки с символом наступающего года.


В раздел образования