Напоминание

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников


Автор: Фекина Екатерина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга"
Населённый пункт: Нижегородская область,г.Бор
Наименование материала: Статья
Тема: Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Мини-музей в детском саду,

как средство патриотического воспитания дошкольников
Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уделено внимание идее возникновения мини-музея, подробно описано его содержание. Данная статья может стать интересной и полезной для воспитателей детского сада, а также всем воспитывающим взрослым. Как у маленького деревца, еле появившегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. В.А.Сухомлинский Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Встает вопрос: чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог? Изначально, нам важно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, по этому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства нам необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению с родным краем. Наш детский сад находится в поселке Октябрьский, который расположен в одном из живописных и уникальных по красоте уголков приволжской природы, на левом берегу Волги. Поселок, который славится как поселок речников.
Наша задача состоит в том, чтобы научить воспитанников испытывать чувства гордости, радости, от того, что они живут в такой замечательной местности. Мы понимаем, что такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. На протяжении многих лет, организуя работу по патриотическому воспитанию, педагоги детского сада использовали и используют различные формы и методы работы:  целевые прогулки и экскурсии по территории поселка;  наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике поселка;  беседы о родном поселке;  использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок);  слушание песен о родном крае;  привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;  поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, правильно вести себя в общественных местах;  воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда. Мы заметили, что познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает посещение краеведческого музея в Доме культуры поселка. В процессе посещения музея дети знакомятся с историей поселения, которое началось более 150 лет назад. Привлекательным экспонатом являлись модели водного транспорта: дети с восторгом рассматривали пароходы, баржи, различные судна. Они внимательно слушали рассказы о них. Это и подтолкнуло педагогов к идее создать в стенах детского сада свой мини-музей о речном флоте, назвав его «Речничок».
Остановимся подробнее на создании в методическом кабинете мини- музея «Речничок». Посредством мини-музея воспитанники детского сада глубже знакомятся с речным флотом, на котором добросовестно трудятся жители поселка- занимаются судоремонтом, перевозками пассажиров и грузов по водным магистралям. Назначение мини-музея является патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному краю, истории своего поселка, ко всему, что создано трудом взрослых и близких людей. Мы считаем, что без знаний собственных корней, традиции и истории своего родного края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Задачи, поставленные педагогическим коллективом, следующие: 1.Содействие укреплению гордости за исторические и современные достижения поселка и ее граждан. 2. Активизация интереса к изучению истории своего родного края и формирования чувства уважения к прошлому своей малой Родины, ее героическим страницам. 3.Воспитание патриотических чувств и гражданственности. Какого же содержание мини-музея «Речничок»? Во-первых, это макет реки Волга со всеми видами речного транспорта (пассажирский теплоход, грузовой, ракета и т.д.). Во-вторых, макеты: бакена, морских узлов, штурвала, якоря, кнехта, бинокля, а так же настоящая фуражка капитана и матросский воротник. В-третьих, альбомы: «Все для фронта, все для победы», отражающая жизнь судостроительно-судоремонтного завода имени 40-ой годовщины Октября в годы войны, «Речной транспорт» с фотографиями и описанием каждого лайнера. Содержательный материал о судоремонтном заводе и его тружениках можно черпать из красочной юбилейной газеты «Борская
правда», книги автора А.П.Моисеева «Верные традициям волгарей», что помогает воспитателям вводить детей в представленную тему. Украшением мини-музея является говорящая кукла «Морячок». Особенностью мини-музея является то, что все его экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать, примерить и даже поиграть. В создании мини-музея приняли участие работники детского сада, родители. Одним из интересных приемов стало предложение ребенку в старшей дошкольной группе взять на себя роль экскурсовода во время посещения музея детьми. Дети, побывавшие неоднократно в музее с воспитателем уже достаточно хорошо знакомы с экспонатами и могут рассказать об этом не только детям, но и своим родителям. Организация процесса формирования патриотических чувств воспитанников посредством мини-музея наших воспитанников строится на основных принципах:  от близкого к отдаленному;  опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, поселке, стране;  взаимодействие с семьей;  систематичность;  передавая знания учитывать их воспитательную ценность. Таким образом, педагогический коллектив старается уделить большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников и организует процесс формирования гражданских и патриотических чувств.


В раздел образования