Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников
Автор: Фекина Екатерина Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга" Населённый пункт: Нижегородская область,г.Бор Наименование материала: Статья Тема: Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников Раздел: дошкольное образование
как средство патриотического воспитания дошкольников
Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского
сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств
у дошкольников. В статье уделено внимание идее возникновения мини-музея, подробно
описано
его
содержание.
Данная
статья
может
стать
интересной
и
полезной
для
воспитателей детского сада, а также всем воспитывающим взрослым.
Как у маленького деревца, еле появившегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности
которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так педагог должен
заботиться о воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине.
В.А.Сухомлинский
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из
задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к
близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее
сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной
стране. Встает вопрос: чем проявляются патриотические чувства у детей
дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему
должен стремиться педагог?
Изначально,
нам
важно
помнить,
что
дошкольник
воспринимает
окружающую
его
действительность
эмоционально,
по этому
патриотические
чувства
к
родному
городу,
к
родной
стране
у
него
проявляются
в
чувстве
восхищения
своим
городом,
своей
страной.
Именно эти чувства нам необходимо вызвать в процессе работы
по
ознакомлению с родным краем.
Наш
детский
сад
находится
в
поселке
Октябрьский,
который
расположен в одном из живописных и уникальных по красоте уголков
приволжской природы, на левом берегу Волги. Поселок, который славится
как поселок речников.
Наша задача состоит в том, чтобы научить воспитанников испытывать
чувства гордости, радости, от того, что они живут в такой замечательной
местности.
Мы
понимаем,
что
такие
чувства
не
могут
возникнуть
после
нескольких,
даже
удачных
занятий.
Это
результат
длительного,
систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
На
протяжении
многих
лет,
организуя
работу
по
патриотическому
воспитанию,
педагоги
детского
сада
использовали
и
используют
различные формы и методы работы:
целевые прогулки и экскурсии по территории поселка;
наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике поселка;
беседы о родном поселке;
использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае,
пословиц, поговорок);
слушание песен о родном крае;
привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать
порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному
имуществу, правильно вести себя в общественных местах;
воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах
воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин,
героев труда.
Мы заметили, что познавательный интерес у детей старшего дошкольного
возраста вызывает посещение
краеведческого музея в Доме культуры
поселка.
В
процессе
посещения
музея
дети
знакомятся
с
историей
поселения,
которое
началось
более
150
лет
назад.
Привлекательным
экспонатом
являлись
модели
водного
транспорта:
дети
с
восторгом
рассматривали пароходы, баржи, различные судна. Они внимательно слушали
рассказы о них. Это и подтолкнуло педагогов к идее создать в стенах детского
сада свой мини-музей о речном флоте, назвав его «Речничок».
Остановимся подробнее
на создании в методическом кабинете мини-
музея «Речничок». Посредством мини-музея
воспитанники детского сада
глубже знакомятся с речным флотом, на котором добросовестно трудятся
жители
поселка-
занимаются
судоремонтом,
перевозками
пассажиров
и
грузов по водным магистралям.
Назначение
мини-музея
является
патриотическое
воспитание
дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы
взрастить в детской душе семена любви к родному краю, истории своего
поселка,
ко
всему,
что
создано
трудом
взрослых
и
близких
людей.
Мы
считаем, что без знаний собственных корней, традиции и истории своего
родного
края
нельзя
воспитать
полноценного
человека,
любящего
своих
родителей, свой дом, свою страну.
Задачи, поставленные педагогическим коллективом, следующие:
1.Содействие
укреплению
гордости
за
исторические
и
современные
достижения поселка и ее граждан.
2.
Активизация интереса к изучению истории своего родного края
и
формирования
чувства
уважения
к
прошлому
своей
малой
Родины,
ее
героическим страницам.
3.Воспитание патриотических чувств и гражданственности.
Какого же содержание мини-музея «Речничок»?
Во-первых, это макет реки Волга со всеми видами речного транспорта
(пассажирский теплоход, грузовой, ракета и т.д.).
Во-вторых, макеты: бакена, морских узлов, штурвала, якоря, кнехта,
бинокля, а так же настоящая фуражка капитана и матросский воротник.
В-третьих, альбомы: «Все для фронта, все для победы», отражающая
жизнь
судостроительно-судоремонтного
завода
имени
40-ой
годовщины
Октября в годы войны, «Речной транспорт» с фотографиями и описанием
каждого лайнера. Содержательный материал о судоремонтном заводе и его
тружениках
можно
черпать
из
красочной
юбилейной
газеты
«Борская
правда»,
книги
автора
А.П.Моисеева
«Верные
традициям
волгарей»,
что
помогает воспитателям вводить детей в представленную тему.
Украшением
мини-музея
является
говорящая
кукла
«Морячок».
Особенностью мини-музея является то, что все его экспонаты можно не
только посмотреть, но и потрогать, примерить и даже поиграть.
В создании мини-музея приняли участие работники детского сада,
родители.
Одним из интересных приемов стало предложение ребенку в старшей
дошкольной группе взять на себя роль экскурсовода во время посещения
музея детьми. Дети, побывавшие неоднократно в музее с воспитателем уже
достаточно хорошо знакомы с экспонатами и могут рассказать об этом не
только детям, но и своим родителям.
Организация
процесса
формирования
патриотических
чувств
воспитанников посредством мини-музея наших воспитанников строится на
основных принципах:
от близкого к отдаленному;
опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в
семье, детском саду, поселке, стране;
взаимодействие с семьей;
систематичность;
передавая знания учитывать их воспитательную ценность.
Таким образом, педагогический коллектив старается уделить большое
внимание патриотическому воспитанию дошкольников и организует процесс
формирования гражданских и патриотических чувств.