Напоминание

"Минувшее меня объемлет живо..." (Анализ языка "Песни о вещем Олеге")


Автор: Крюкова Оксана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульской области
Наименование материала: конспект
Тема: "Минувшее меня объемлет живо..." (Анализ языка "Песни о вещем Олеге")
Раздел: среднее образование





Назад





О.Н. Крюкова,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ №6»

г. Новомосковска

Тульской области

Урок

«Минувшее меня объемлет живо»

/Анализ языка «Песни о вещем Олеге»/
Цели урока: - проанализировать языковые особенности баллады Пушкина; - доказать, что А.С. Пушкин в «Песни о вещем Олеге» воссоздает исторически достоверный образ эпохи, событий; - привить навыки исследовательской деятельности: умение формулировать мысли, делать выводы, потребность работать со словарем; - способствовать развитию устной и письменной связной речи. Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» Пушкина, словари («Словарь языка Пушкина», «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толковый словарь» С.И. Ожегова Н.Ю.Шведовой, «Школьный топонимический словарь», «Мифологи- ческий словарь»), записи на доске, тексты баллады А. С. Пушкина. ХОД УРОКА 1. Орг. момент. 2. Слово учителя, беседа. Мы продолжаем изучать произведения А.С. Пушкина. Уточню: произведения поэта- историка. Вчера состоялось, надеюсь, памятное для вас знакомство с «Песнью о вещем Олеге». Мы попытались пройти путем Александра Сергеевича Пушкина, заглянуть в первоисточники этого произведения. - На что опирался поэт, создавая «Песнь о вещем Олеге»? - К каким выводам мы пришли, сопоставьте летопись, «Историю государства российского» Н.М. Карамзина и балладу Пушкина? - Хочется верить, что вы прониклись идеей произведения, а значит прочитали его так, как мечтал Пушкин, то есть «духовными глазами». - Какие же слова «Песни…» были особенно важны для автора? Что этим хотел сказать поэт? 1
3. Тема и цели урока. Сегодня на уроке, названном пушкинской поэтической строчкой (из упомянутой на прошедшем уроке драмы «Борис Годунов»)
«Минувшее меня объемлет живо»
, мы продолжим знакомство с «Песнью о вещем Олеге»,
попытаемся проанализировать

это произведение на очень глубоком – на лексическом уровне
, на уровне слова. Об этом и гласит
подзаголовок темы - «Анализ языка «Песни о вещем Олеге».
Это совсем не просто, поэтому мы заранее заручились поддержкой учениц 9-го пушкинского класса, которые помогали и продолжат помогать и вам, и мне делать эту непростую работу: проводить наше исследование. Любое исследование должно иметь какую-то отправную точку. Девочки, (обращаюсь к 9-му классу, тем, кто является автором не одного исследования) поделитесь опытом с юными коллегами: без чего невозможно заниматься исследованием? - Не имея четко сформулированной цели работы. - Скажите-ка, семиклассники, какова же сегодня наша первая задача на уроке? (Сформулировать цель исследования). - Это не всегда бывает легко, но, надеюсь, у нас получится. И в этом нам поможет такая информация… Звучит первая точка зрения. Литературоведы-исследователи отмечают, что в большинстве произведений современников Пушкина историческая эпоха - лишь фон для иллюстрации основной идеи автора. Достоверность сведений о культуре, нравах, обычаях, деталях быта во внимание не принимается. Звучит вторая точка зрения. П.А. Вяземский – поэт, друг А.С. Пушкина – в статье 1847 года «Взгляд на литературу нашу в последнее десятилетие после смерти Пушкина» утверждает: у Пушкина «было иное понимание истории, свойство, которым одарены не все историки». «Он…мог… воссоздавать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами, событиями, нравами, порядками… Все эти качества, необходимые для историка, и Пушкин обладал ими в достаточной мере». - Прозвучали две взаимоисключающие одна другую точки зрения. Какую точку зрения вы поддержите? Как тогда будет звучать цель сегодняшнего урока? (Свои варианты предлагает 7-ой класс, затем 9-ый класс). - Итак,
цель нашего урока-исследования
: доказать, что А.С. Пушкин в «Песни о вещем Олеге» воссоздает исторически достоверный образ эпохи, событий. Предельная точность – необходимое условие для Пушкина-историка уже в 1822 году! 4. Анализ лексики баллады. Работа по группам. 2
Работает I группа. /анализ слов, называющих людей по роду занятий, сфере деятельности/ - В балладе Пушкина мы выделили два главных персонажа. Вот и посмотрим, соблюдает ли историческую точность поэт, называя их по роду занятий, сфере деятельности. С этой тематической группой слов работал
коллектив
под руковод- ством

(автора нескольких исследовательских работ на пушкинские темы). - Мы выписали несколько словоупотреблений. Олег именуется
князем, владыкой,

воителем.

Владыка


(ст.-сл.) 1) то же, что властелин (высок.) («Толковый словарь» Ожегова и Шведовой)
Воитель
– 1) то же, что воин, военачальник (стар., высокое) («Толковый словарь» Ожегова и Шведовой) - Олег – это действительно воин. Почему же Пушкин его называет именно воителем? - Он нашел замечательное устаревшее слово – архаизм. - Вспомните стихотворную строчку, где звучит это слово. Воителю слава – отрада… - Произведение автор назвал «Песнь о
вещем
Олеге». Поразмышляем над эпитетом вещий. Что он означает?
Вещий
– 1) обладающий даром предвидения, мудрый; 2) предвещающий что-то, пророческий («Словарь языка Пушкина») - В каком значении применительно к Олегу употребляется этот эпитет? Но вы, конечно, помните, что слово вещий относится и к волхву-кудеснику. Процитируйте! - Волхв – он же «мудрый старец», «вдохновенный кудесник», «любимец богов».
Волхв
– мудрец, звездочет, астроном, чародей, колдун, знахарь, ворожей, чернокнижник («Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля) - Почему и к волхву относится эпитет вещий? - К нему относится слово вещий во втором значении: «предвещающий что-то, пророческий», так как волхв «заветов грядущего вестник». Работает II группа. /анализ имен собственных/ - В связи с волхвом в «Песни…» употребляется название божества. Какого? - Перун: «Покорный Перуну старик одному…»
Перун
– бог грозы, молнии и грома, бог-воин. Глава киевского пантеона 3
(«Мифологический словарь») - Зачем автор использует имя этого божества? - В балладе есть еще одно устаревшее имя собственное –
Царьград
: Твой щит на вратах Цареграда… - У Карамзина в «Истории государства Российского» сказано: «В знак победы повесил щит свой на вратах Константинополя и возвратился в Киев…». Как же понимать это разногласие: Царьград – Константинополь? Кто прав: Пушкин или Карамзин? - Это названия одного города. В «Школьном топонимическом словаре» говорится, что на Руси до 17 века вместо Константинополь широкое хождение имело название Царьград. - Какой же вывод можно сделать по использованию имен собственных в тексте?
Вывод группы
: Пушкин-историк очень обдуманно подходит к использованию лексики. Рассказывая о жизни Древней Руси, называет божество из пантеона языческих богов, намеренно употребляет бытовавшее до 17 века наименование Константинополя – Царьград. Работает III группа. /анализ военной терминологии/ - Посмотрим, насколько Пушкин был внимателен в использовании военной термино- логии. Слово III группе. 7 класс, будьте особенно внимательны, ибо выводы формулировать вам! Какие слова этой группы вы выписали?
Щит, меч, стрела, кинжал, секира, праща, броня.

Пращ(а)
– древнее ручное боевое оружие для метания камней («Толковый словарь» Ожегова)
Секира –
старинное оружие в виде топора на длинной рукояти («Толковый словарь» Ожегова)
Броня
– металлическая одежда воина, защищающая туловище («Толковый словарь» Ожегова) - Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет: «Древнее оружие славянское состояло в мечах, стрелах, намазанных ядом, и больших, весьма тяжелых щитах». Так что и в том, что касается упоминаемого в «Песни…» оружия, поэт прав. - К данной тематической группе мы отнесем и слово
дружина.

Дружина
– название боевой единицы, княжеского войска.
Отрок
- (в «Словаре языка Пушкина») младший член дружины. 4

Брань
– война, битва («Толковый словарь» Ожегова)
Сечь
– сражение (арх.) («Толковый словарь» Ожегова)
Вывод группы
: Пушкин-историк удивительно точен в выборе военной терминологии в «Песни о вещем Олеге». Работает II группа. /анализ имен собственных/ - Правда ли, что в балладе встречается упоминание обрядов давно минувших лет? Этим вопросом занималась II группа.
Тризна
– у древних славян: обрядовые действия и пиршество в память умершего («Толковый словарь» Ожегова)
Тризна
– обрядовые действия – народные игры и соревнования («Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля) - Если брать во внимание определение Даля, то напрашивается вопрос: как сочетаются народные игры и соревнования с эпитетом «плачевная» («на тризне плачевной Олега»)? - В словаре Ожегова «
плачевный
» – это бедственный, достойный сожаления, ничтожный. В этой словарной статье нас также отсылают к слову
плач.

Плач
– старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках или свадьбе («Толковый словарь» Ожегова) - К чему же относится пушкинское словоупотребление? - К существительному плач! Элементом обряда было захоронение в курганах. Курганные насыпи Пушкин также не забудет: Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега: Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега;
Вывод группы
: для создания колорита эпохи поэт использует название древнего славянского обряда, его элементов. 5. Общие выводы. - Вспомните: в начале урока мы поставили перед собой цель. Какую? /Читаем/. Теперь давайте попробуем сформулировать вывод, опираясь на проделанную работу, на те выводы, что делала каждая группа и опорные фразы, записанные на доске. Подводя итог, скажем … Поэт обращается к исторической теме… 5
Использует историзмы, архаизмы… Точность, правдивость повествования… (Свои варианты вывода представляют ученики 7 класса, потом 9 класса).
Выводы
: Подводя итоги, скажем: А.С. Пушкин, обращаясь к исторической теме в «Песни о вещем Олеге», использует историзмы и архаизмы, добиваясь точности, исторической правдивости повествования. Воссоздавая картину «давно минувших дней, преданья старины глубокой». Пушкин выступает как подготовленный историк. «Песнь о вещем Олеге» можно назвать этапным произведением Пушкина-историка. 6. Итоги урока. Слово учителя. А теперь позвольте мне подвести итоги и сказать: мы сегодня сказали малое слово в пушкиноведении, ибо у нас возникла коллективная исследовательская работа! Этот момент отмечу со знаком «плюс». Но и печалиться есть чему. Пушкинскому герою Сальери принадлежат такие слова: «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп». Вот мы этим с вами и занимались. Имели мы на это право? Да, имели. Надеюсь, нам это исследование помогло понять, как в Пушкине рука об руку идут поэт и историк. Вот осознанию чего может способствовать не самая простая, не самая веселая, для кого-то интересная, для кого-то не очень работа исследователя. А закончить урок хочется звучащим «живым пушкинским словом». 7. Чтение наизусть группой учащихся «Песни о вещем Олеге». 6


В раздел образования