Напоминание

"Патриотическое воспитание средствами физической культуры"


Автор: Пилихоц Наталья Геннадьевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №146 о.в"
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область.
Наименование материала: Статья
Тема: "Патриотическое воспитание средствами физической культуры"
Дата публикации: 12.05.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Н.Г. Пилихоц

Инструктор физической культуры

МДОУ «Д/с№146 о.в»

Патриотическое воспитание средствами

физической культуры

«В человеке, которого мы воспитываем должны сочетаться нрав-

ственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство»

В.А. Сухомлинский.

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме

патриотического воспитания дошкольников. Раскрывает сущность деятель-

ности дошкольного учреждения в спортивно-патриотическом направлении,

расширяет представление о роли физического воспитания и нормах здорово-

го образа жизни.

Ключевые слова. Любовь, патриотизм, мероприятия, физическое развитие,

формирование, двигательная активность, Родина, праздники.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это ка-

сается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Из-

менилось и отношение людей к Родине. Поэтому проблема нравственно - па-

триотического воспитания детей является сегодня очень актуальной и одной

из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Особую актуальность занятия физкультурой и спортом приобрели в насто-

ящее время, когда приняты государственные программы по их развитию, где

говорится о необходимости воспитания патриотов России, обладающих вы-

сокой нравственностью. И начинать это воспитание нужно с дошкольного

детства.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспи-

тание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловаж-

ную роль играет предмет «физическая культура». Поэтому физическое разви-

тие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Физически

развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпи-

мее, умеющим прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои

умения и силу только на добрые поступки.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к своему

дому, к своей семье, с любви к своей малой родине, месту, где он родился.

Основная цель взрослых – помочь показать детям их родной город, чтобы

вызвать у них чувство восхищения, гордости и любви.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуще-

ствляется в процессе использования различных форм и методов работы

с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвиж-

ных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспита-

тельный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения.

В работе по патриотическому воспитанию дошкольников очень важно при-

вить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям

русского народа. Организация музыкально-спортивных праздников «Масле-

ница», «Осенняя ярмарка» , «Хоровод народных игр» и др. Знакомят детей с

народными играми, играми старшего поколения.

Центральным, стержневым моментом патриотического воспитания являет-

ся праздник, посвящённый Дню защитника отечества. В процессе подготовки

к празднику, формируем у детей целостное представление о защитниках

Отечества, положительное отношение к стране, к государству. На физ-

культурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей

под военные марши. Главной задачей, самого праздника, является воспита-

ние в детях героического начала.

Участие дедов, пап, братьев, формирует преемственность поколений. Во

время выполнения заданий на выносливость, смекалку, зарождается у детей

желание стать защитником Отечества, служить на благо своей Родине.

Воспитывая у детей желание быть похожими на солдат и офицеров через

участие в эстафетах, играх организую спортивные соревнования с участием

родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бе-

гать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так

как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную ра-

дость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих ро-

дителей, что является важным фактором в формировании патриотических

чувств.

Отмечая замечательный праздник – День космонавтики, ребятам даются

основы гражданского патриотизма. Они знакомятся с нравственными норма-

ми жизни в обществе, через знания о космосе. Космос исторически богат

прошлым и настоящим, что позволяет нашим детям гордится героями и поко-

рителями космоса.

1 июня –День защиты детей - это не только весёлый праздник для самих де-

тей, это и напоминание обществу о необходимости защищать ребёнка. И в

будущем, чтобы они стали замечательными родителями и гражданами своей

страны. Создавая условия для развития социальной и гражданской инициати-

вы у детей и родителей, организовываем и проводим флешмобы. Формируем

у детей сопричастности ко всему происходящему вокруг, а также представле-

ния, обеспечивающее становления ответственного отношения к окружающе-

му миру.

Интегрированные занятия «Цветик- семицветик», «Будем в армии слу-

жить» «Русские богатыри» и другие. Приобщая детей к народной культуре,

дети знакомятся с обычаями и традициями народов мира, что является

средством формирования патриотических чувств. С целью воспитания у де-

тей желания быть похожими на солдат, офицеров и богатырей вовлекаем де-

тей в эстафеты, игры с элементами соревнований.

Тематические занятия «Пожарные», знакомить детей с профессией пожар-

ного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта)

воспитываем уважение к людям этой опасной профессии. На тематическом

занятие «Малые Олимпийские игры», дети знакомятся со знаменитыми

людьми большого спорта, не только развиваются нравственно-волевые каче-

ства детей, но и чувство гордости за российских спортсменов и, в целом, за

нашу страну.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошколь-

ников являются народные подвижные игры. Подвижные игры способствуют

воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. Велика их роль в нравствен-

ном воспитании: в процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут

себе партнёров, договариваются с ними об условиях игры, требуется точное

выполнение правил.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность

народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат обретать гар-

монию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересо-

ванное, уважительное отношение к культуре разных народов нашей страны,

создается эмоционально положительная основа для развития патриотических

чувств. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровитель-

ного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и

интереса к национальным традициям народов, живущих в нашем городе, а

также на территории всей России.

Чтобы привлечь к физкультуре большинство граждан, решено

возродить ГТО, благодаря которому выросло не одно поколение активных и

здоровых людей. "Указ о старте этого проекта подписан, при этом решено

сохранить и старое название "Готов к труду и обороне" как дань традициям

нашей национальной истории", - объявил президент. Сдача нормативов

предусматривается в 11 возрастных группах, начиная с 6 лет.

Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня

физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого

поколения к труду и обороне. Комплекс ГТО должен стать основополагаю-

щим в единой системе патриотического воспитания подрастающего поколе-

ния. Наши воспитанники достойно сдают нормативы ГТО .

Квест - интеллектуально – экстремальный вид игр. Они имеют несколько

значений: являются эффективным средством повышения мотивационной го-

товности к познанию и исследованию. Способствуют как нравственному, так

и патриотическому воспитанию. В игре «Зарница», мы моделируем ситуации

аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения,

взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений. Такая игра

воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к вы-

полнению физических упражнений, развивает основные физические каче-

ства.

Привлекаем родителей к подготовке и участию мероприятия, это сближают

всех участников образовательных отношений. Атмосфера праздника и дух

соперничества помогают родителям (законным представителям) по - другому

взглянуть на работу сотрудников детского сада. А дети с нетерпением ждут

семейные спортивные мероприятия, чтобы показать свои навыки, получен-

ные на физкультуре, получают положительные эмоции, а родители видят

уровень развития своих детей.

Участвуя в городских соревнованиях дети отстаивают честь детского

сада. На основе развития ответственности и гордости за группу, детский сад,

у ребенка формируется чувство патриотизма. Постепенно ребёнок понимает,

что он – частица большого коллектива – детского сада, класса, школы, а за-

тем и всей нашей страны.

Опыт физкультурно – оздоровительной работы в нашем детском саду, при-

вел к выводу о том, что нужно выстроить работу по физическому воспита-

нию так, чтобы дети, проявляли инициативу и самостоятельность, стреми-

лись к получению наград и понимали важность здорового образа жизни, же-

лание быть здоровым, заниматься спортом, закаляться, стремиться никогда

не унывать. Наибольший воспитательный эффект оказывают массовые спор-

тивные праздники и развлечения, тематические занятия, интегрированные за-

нятия. Основываясь на календарно-тематическом планировании, я разработа-

ла план работы по патриотическому воспитанию средствами физической

культуры для старшего дошкольного возраста.

Таким образом, систематическая работа по патриотическому воспитанию

посредством физической культуры и спорта, способствует формированию

патриотизма у дошкольников. Совместная работа инструктора по физической

культуре, воспитателей, детей и их родителей получает отличный результат.

Месяц

Формы работы

Задачи

Сентябрь

Физкультурный праздник

«1 сентября – День зна-

ний»

• Закрепить понятие «Начало

учебного года».

• Продолжать учить детей ра-

ботать в команде.

• Развивать ловкость, смекал-

ку, выносливость.

• Напомнить знакомые спор-

тивные игры и упражнения.

• Прививать любовь к спорту.

Тематическое

занятие

«Хлеб всему голова»

• Прививать уважение к труду

земледельца – хлебороба, бе-

режное отношение к хлебу, по-

мнить о цене хлеба, ведь с это-

го и начинается воспитание

любви к Родине.

•Накапливать

и

обогащать

двигательный опыт детей, раз-

вивать грациозность, вырази-

тельность движений.

Осенний кросс «Золотая

осень»

•Развивать выносливость и бы-

строту.

•Воспитывать ответственность

и гордость за группу, детский

сад.

Октябрь

Досуг «В мире живот-

ных»

• Сформировать представление

у

детей

о

возникновении

«Красной книги», с какой це-

лью она была создана.

• Способствовать расширению

знаний детей о жизни диких и

домашних животных.

• Развивать двигательную ак-

тивность в беге, прыжках, раз-

вивая

ловкость,

быстроту,

координацию движений.

• Воспитывать чувство коллек-

тивизма, умение работать в ко-

манде.

• Воспитывать гуманное и от-

ветственное отношение ко все-

му живому.

Интегрированное занятие

«Путешествие

в

страну

Здоровей-ка»

• Формировать у детей пред-

ставления о зависимости здо-

ровья от выполнения элемен-

тарных

правил

сохранения

собственного здоровья.

• Познакомить детей, как нуж-

но заботиться и укреплять здо-

ровье, дать представление о

микробах.

• Познакомить детей с поняти-

ем «полезная и вредная пища»,

закрепить знания о пользе ви-

таминов.

• Развивать ловкость, быстро-

ту. Развивать интерес к здоро-

вому образу жизни, к значе-

нию спорта для здоровья чело-

века.

• Развивать речь, обогатить

словарь детей.

• Воспитывать уважение к фи-

зическим упражнениям и заня-

тиям спортом.

Воспитывать доброе отноше-

ние к окружающим.

Физкультурный

досуг

«Россия - моя страна»

• Закреплять и обобщать зна-

ния детей о государственных

символах России – флаге, гер-

бе, гимне.

• Совершенствовать двигатель-

ные умения и навыки при вы-

полнении основных видов дви-

жений: беге, лазании, прыж-

ках,

ориентировке

в

про-

странстве.

• Воспитывать патриотические

чувства к своей стране.

•Создать положительное на-

строение у детей.

Ноябрь

Физкультурный праздник

«Мы едины

и в этом

наша сила»

• Закрепить знания детей о дне

народного единства.

• Развивать координацию дви-

жений, выносливость, быстро-

ту реакции, ловкость.

• Воспитывать патриотические

чувства. Объяснить, как важно

жить в мире со всеми народа-

ми, знать и уважать их культу-

ру, обычаи, традиции.

• Создать обстановку радости,

удовольствия от встречи друг

с другом.

Досуг

«Хоровод

народ-

ных подвижных игр»

• Закреплять знания детей о

русских народных праздниках

и традициях, народных по-

движных играх русского наро-

да.

• Развивать координацию дви-

жений, ловкость, быстроту ре-

акции.

• Формировать способность к

взаимодействию с партнерами

в игре.

• Воспитывать любовь и ин-

терес к народным играм.

Физкультурное

занятие

«Мамочка любимая!»

(с мамами)

• Активизировать двигатель-

ную деятельность детей, вни-

мание.

• Формировать быстроту дей-

ствий по сигнал, развивать

силу, ловкость, быстроту, вы-

носливость, координацию дви-

жений, умение ориентировать-

ся в пространстве.

• Создать положительные эмо-

ции от совместного общения

родителей и детей.

• Приобщать мам к занятию

физической культуры вместе с

детьми.

• Воспитывать положительные

качества: смелость, честность,

самостоятельность.



В раздел образования