Автор: Пилихоц Наталья Геннадьевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №146 о.в"
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область.
Наименование материала: Статья
Тема: "Патриотическое воспитание средствами физической культуры"
Дата публикации: 12.05.2023
Раздел: дошкольное образование
Н.Г. Пилихоц
Инструктор физической культуры
МДОУ «Д/с№146 о.в»
Патриотическое воспитание средствами
физической культуры
«В человеке, которого мы воспитываем должны сочетаться нрав-
ственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство»
В.А. Сухомлинский.
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме
патриотического воспитания дошкольников. Раскрывает сущность деятель-
ности дошкольного учреждения в спортивно-патриотическом направлении,
расширяет представление о роли физического воспитания и нормах здорово-
го образа жизни.
Ключевые слова. Любовь, патриотизм, мероприятия, физическое развитие,
формирование, двигательная активность, Родина, праздники.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это ка-
сается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Из-
менилось и отношение людей к Родине. Поэтому проблема нравственно - па-
триотического воспитания детей является сегодня очень актуальной и одной
из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Особую актуальность занятия физкультурой и спортом приобрели в насто-
ящее время, когда приняты государственные программы по их развитию, где
говорится о необходимости воспитания патриотов России, обладающих вы-
сокой нравственностью. И начинать это воспитание нужно с дошкольного
детства.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспи-
тание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловаж-
ную роль играет предмет «физическая культура». Поэтому физическое разви-
тие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Физически
развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпи-
мее, умеющим прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои
умения и силу только на добрые поступки.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к своему
дому, к своей семье, с любви к своей малой родине, месту, где он родился.
Основная цель взрослых – помочь показать детям их родной город, чтобы
вызвать у них чувство восхищения, гордости и любви.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуще-
ствляется в процессе использования различных форм и методов работы
с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвиж-
ных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспита-
тельный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения.
В работе по патриотическому воспитанию дошкольников очень важно при-
вить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям
русского народа. Организация музыкально-спортивных праздников «Масле-
ница», «Осенняя ярмарка» , «Хоровод народных игр» и др. Знакомят детей с
народными играми, играми старшего поколения.
Центральным, стержневым моментом патриотического воспитания являет-
ся праздник, посвящённый Дню защитника отечества. В процессе подготовки
к празднику, формируем у детей целостное представление о защитниках
Отечества, положительное отношение к стране, к государству. На физ-
культурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей
под военные марши. Главной задачей, самого праздника, является воспита-
ние в детях героического начала.
Участие дедов, пап, братьев, формирует преемственность поколений. Во
время выполнения заданий на выносливость, смекалку, зарождается у детей
желание стать защитником Отечества, служить на благо своей Родине.
Воспитывая у детей желание быть похожими на солдат и офицеров через
участие в эстафетах, играх организую спортивные соревнования с участием
родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бе-
гать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так
как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную ра-
дость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих ро-
дителей, что является важным фактором в формировании патриотических
чувств.
Отмечая замечательный праздник – День космонавтики, ребятам даются
основы гражданского патриотизма. Они знакомятся с нравственными норма-
ми жизни в обществе, через знания о космосе. Космос исторически богат
прошлым и настоящим, что позволяет нашим детям гордится героями и поко-
рителями космоса.
1 июня –День защиты детей - это не только весёлый праздник для самих де-
тей, это и напоминание обществу о необходимости защищать ребёнка. И в
будущем, чтобы они стали замечательными родителями и гражданами своей
страны. Создавая условия для развития социальной и гражданской инициати-
вы у детей и родителей, организовываем и проводим флешмобы. Формируем
у детей сопричастности ко всему происходящему вокруг, а также представле-
ния, обеспечивающее становления ответственного отношения к окружающе-
му миру.
Интегрированные занятия «Цветик- семицветик», «Будем в армии слу-
жить» «Русские богатыри» и другие. Приобщая детей к народной культуре,
дети знакомятся с обычаями и традициями народов мира, что является
средством формирования патриотических чувств. С целью воспитания у де-
тей желания быть похожими на солдат, офицеров и богатырей вовлекаем де-
тей в эстафеты, игры с элементами соревнований.
Тематические занятия «Пожарные», знакомить детей с профессией пожар-
ного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта)
воспитываем уважение к людям этой опасной профессии. На тематическом
занятие «Малые Олимпийские игры», дети знакомятся со знаменитыми
людьми большого спорта, не только развиваются нравственно-волевые каче-
ства детей, но и чувство гордости за российских спортсменов и, в целом, за
нашу страну.
Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошколь-
ников являются народные подвижные игры. Подвижные игры способствуют
воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. Велика их роль в нравствен-
ном воспитании: в процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут
себе партнёров, договариваются с ними об условиях игры, требуется точное
выполнение правил.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность
народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат обретать гар-
монию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересо-
ванное, уважительное отношение к культуре разных народов нашей страны,
создается эмоционально положительная основа для развития патриотических
чувств. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровитель-
ного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и
интереса к национальным традициям народов, живущих в нашем городе, а
также на территории всей России.
Чтобы привлечь к физкультуре большинство граждан, решено
возродить ГТО, благодаря которому выросло не одно поколение активных и
здоровых людей. "Указ о старте этого проекта подписан, при этом решено
сохранить и старое название "Готов к труду и обороне" как дань традициям
нашей национальной истории", - объявил президент. Сдача нормативов
предусматривается в 11 возрастных группах, начиная с 6 лет.
Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня
физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого
поколения к труду и обороне. Комплекс ГТО должен стать основополагаю-
щим в единой системе патриотического воспитания подрастающего поколе-
ния. Наши воспитанники достойно сдают нормативы ГТО .
Квест - интеллектуально – экстремальный вид игр. Они имеют несколько
значений: являются эффективным средством повышения мотивационной го-
товности к познанию и исследованию. Способствуют как нравственному, так
и патриотическому воспитанию. В игре «Зарница», мы моделируем ситуации
аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения,
взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений. Такая игра
воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к вы-
полнению физических упражнений, развивает основные физические каче-
ства.
Привлекаем родителей к подготовке и участию мероприятия, это сближают
всех участников образовательных отношений. Атмосфера праздника и дух
соперничества помогают родителям (законным представителям) по - другому
взглянуть на работу сотрудников детского сада. А дети с нетерпением ждут
семейные спортивные мероприятия, чтобы показать свои навыки, получен-
ные на физкультуре, получают положительные эмоции, а родители видят
уровень развития своих детей.
Участвуя в городских соревнованиях дети отстаивают честь детского
сада. На основе развития ответственности и гордости за группу, детский сад,
у ребенка формируется чувство патриотизма. Постепенно ребёнок понимает,
что он – частица большого коллектива – детского сада, класса, школы, а за-
тем и всей нашей страны.
Опыт физкультурно – оздоровительной работы в нашем детском саду, при-
вел к выводу о том, что нужно выстроить работу по физическому воспита-
нию так, чтобы дети, проявляли инициативу и самостоятельность, стреми-
лись к получению наград и понимали важность здорового образа жизни, же-
лание быть здоровым, заниматься спортом, закаляться, стремиться никогда
не унывать. Наибольший воспитательный эффект оказывают массовые спор-
тивные праздники и развлечения, тематические занятия, интегрированные за-
нятия. Основываясь на календарно-тематическом планировании, я разработа-
ла план работы по патриотическому воспитанию средствами физической
культуры для старшего дошкольного возраста.
Таким образом, систематическая работа по патриотическому воспитанию
посредством физической культуры и спорта, способствует формированию
патриотизма у дошкольников. Совместная работа инструктора по физической
культуре, воспитателей, детей и их родителей получает отличный результат.
Месяц
Формы работы
Задачи
Сентябрь
Физкультурный праздник
«1 сентября – День зна-
ний»
• Закрепить понятие «Начало
учебного года».
• Продолжать учить детей ра-
ботать в команде.
• Развивать ловкость, смекал-
ку, выносливость.
• Напомнить знакомые спор-
тивные игры и упражнения.
• Прививать любовь к спорту.
Тематическое
занятие
«Хлеб всему голова»
• Прививать уважение к труду
земледельца – хлебороба, бе-
режное отношение к хлебу, по-
мнить о цене хлеба, ведь с это-
го и начинается воспитание
любви к Родине.
•Накапливать
и
обогащать
двигательный опыт детей, раз-
вивать грациозность, вырази-
тельность движений.
Осенний кросс «Золотая
осень»
•Развивать выносливость и бы-
строту.
•Воспитывать ответственность
и гордость за группу, детский
сад.
Октябрь
Досуг «В мире живот-
ных»
• Сформировать представление
у
детей
о
возникновении
«Красной книги», с какой це-
лью она была создана.
• Способствовать расширению
знаний детей о жизни диких и
домашних животных.
• Развивать двигательную ак-
тивность в беге, прыжках, раз-
вивая
ловкость,
быстроту,
координацию движений.
• Воспитывать чувство коллек-
тивизма, умение работать в ко-
манде.
• Воспитывать гуманное и от-
ветственное отношение ко все-
му живому.
Интегрированное занятие
«Путешествие
в
страну
Здоровей-ка»
• Формировать у детей пред-
ставления о зависимости здо-
ровья от выполнения элемен-
тарных
правил
сохранения
собственного здоровья.
• Познакомить детей, как нуж-
но заботиться и укреплять здо-
ровье, дать представление о
микробах.
• Познакомить детей с поняти-
ем «полезная и вредная пища»,
закрепить знания о пользе ви-
таминов.
• Развивать ловкость, быстро-
ту. Развивать интерес к здоро-
вому образу жизни, к значе-
нию спорта для здоровья чело-
века.
• Развивать речь, обогатить
словарь детей.
• Воспитывать уважение к фи-
зическим упражнениям и заня-
тиям спортом.
Воспитывать доброе отноше-
ние к окружающим.
Физкультурный
досуг
«Россия - моя страна»
• Закреплять и обобщать зна-
ния детей о государственных
символах России – флаге, гер-
бе, гимне.
• Совершенствовать двигатель-
ные умения и навыки при вы-
полнении основных видов дви-
жений: беге, лазании, прыж-
ках,
ориентировке
в
про-
странстве.
• Воспитывать патриотические
чувства к своей стране.
•Создать положительное на-
строение у детей.
Ноябрь
Физкультурный праздник
«Мы едины
и в этом
наша сила»
• Закрепить знания детей о дне
народного единства.
• Развивать координацию дви-
жений, выносливость, быстро-
ту реакции, ловкость.
• Воспитывать патриотические
чувства. Объяснить, как важно
жить в мире со всеми народа-
ми, знать и уважать их культу-
ру, обычаи, традиции.
• Создать обстановку радости,
удовольствия от встречи друг
с другом.
Досуг
«Хоровод
народ-
ных подвижных игр»
• Закреплять знания детей о
русских народных праздниках
и традициях, народных по-
движных играх русского наро-
да.
• Развивать координацию дви-
жений, ловкость, быстроту ре-
акции.
• Формировать способность к
взаимодействию с партнерами
в игре.
• Воспитывать любовь и ин-
терес к народным играм.
Физкультурное
занятие
«Мамочка любимая!»
(с мамами)
• Активизировать двигатель-
ную деятельность детей, вни-
мание.
• Формировать быстроту дей-
ствий по сигнал, развивать
силу, ловкость, быстроту, вы-
носливость, координацию дви-
жений, умение ориентировать-
ся в пространстве.
• Создать положительные эмо-
ции от совместного общения
родителей и детей.
• Приобщать мам к занятию
физической культуры вместе с
детьми.
• Воспитывать положительные
качества: смелость, честность,
самостоятельность.