Напоминание

"Вопросы ритма в процессе обучения юных музыкантов"


Автор: Дуко Ольга Борисовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Дши
Населённый пункт: г.Мирный Саха(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Вопросы ритма в процессе обучения юных музыкантов"
Дата публикации: 17.05.2023
Раздел: дополнительное образование





Назад




Вопросы ритма

в процессе обучении юных музыкантов.

« Мы предлагаем вести преподавание по иному принципу, а

именно: расчленить искусство музыки на отдельные элементы и

последовательно знакомить с ними ученика. Это облегчит ему их

усвоение.

Порядок должен быть таков: ритм, звук, инструмент

.

Этому

соответствуют:

1.

Физические упражнения

2.

Упражнения для слуха и голоса

3.

Выяснения взаимоотношения между движениями нашего

тела и механизмом данного инструмента, развития

восприимчивости слуха к тембру данного инструмента. Только

таким способом можно пробудить склонность к музыке у

малоодаренного ученика.

Малоспособному ученику механический способ преподавания

даст очень мало, и, конечно, не поможет ему понять

исполняемые вещи, а так как от природы его внимание и чутье

развиты плохо, то он будет играть эти вещи не понимая их.

Мы знаем, что дети испытывают огромное удовольствие от

ритма как такового, независимо от музыки. В сущности что

нравится талантливому ребенку в музыке больше всего?

Именно ритм, ритмические ударения.

………………………………………………………………………..

Наши пальцы только посредники между душой и данным

музыкальным произведением , и раньше, чем передавать

бездушному инструменту настроения еще не сложившейся

души, полезно хорошенько проникнуться теми элементарными

чувствами, которые порождают ритм и звуки.

Не оспаривая возможности развития музыкальных способностей

у одаренных детей путем игры на инструменте, мы снова

обращаем внимание на то, что чувство ритма найдет свое

полное развитие и всецело перейдет в плоть и кровь учащегося

лишь при условии, что ритм будет восприниматься отдельно, как

нечто совершенно самостоятельное по отношению к музыке.

Чувствительной душе юного музыканта ритм должен предстать

как самостоятельная сущность, а не как часть искусства, не

подлежащего раздроблению.

У малоспособных детей слуховые органы и мозг слишком слабо

реагируют на звуки собственной игры. Влияние ритмических

впечатлений, вызываемых движением пальцев, на нервные

центры ,конечности и мозг у таких детей оказывается слишком

бледным.В образовании и развитии чувства ритма участвует все

наше тело.

Первопричина всякого доступного нашему слуху ритма, всякого

шума или звука лежит в движении материальных частиц. Если

мы хотим исправить ошибку неправильного вступления или

ударения, нам нужно видоизменить движение,

предшествующее звуку.

Мы прекрасно знаем причину отсутствия стиля в игре: она

кроется в плохо развитом мышечном чувстве и в непонимании

соотношения между движением и звуком, то есть между

причиной и следствием, между средством и целью. Нужно

прежде всего пробудить в пианисте ощущение длительности

мышечного напряжения и ознакомить с влиянием этой силы на

силу и длительность звука. Для этого нужно заставлять ученика

петь- одной игры безусловно недостаточно. Повторяем:

начинающему заниматься музыкой должно быть прежде всего

преподано знание и чувство взаимоотношений между

мышечным напряжением и звуком.

……Ритмическая гимнастика, вводя движение в строго

определенные рамки пространства и времени, излечивает нервы

(для детей с нервными движениями)

Наше самосознание растет и крепнет на почве духовной работы.

Чувство ритма подчинено аналогичному закону: оно развивается

путем ритмических упражнений.

Изучение ритма сводится ,таким образом к изучению мышечной

силы, к изучению пространственно-временных измерений и

взаимоотношений этих трех факторов

…………..Нервы служат проводником между мозгом и мышцами.

……………Все музыкальные ошибки имеют чисто физическую

причину и, следовательно могут быть устранены физическими

средствами.

……………В головном мозгу сосредоточены центры воли,

интеллекта и движения.



В раздел образования