Автор: Дуко Ольга Борисовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Дши
Населённый пункт: г.Мирный Саха(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Вопросы ритма в процессе обучения юных музыкантов"
Дата публикации: 17.05.2023
Раздел: дополнительное образование
Вопросы ритма
в процессе обучении юных музыкантов.
« Мы предлагаем вести преподавание по иному принципу, а
именно: расчленить искусство музыки на отдельные элементы и
последовательно знакомить с ними ученика. Это облегчит ему их
усвоение.
Порядок должен быть таков: ритм, звук, инструмент
.
Этому
соответствуют:
1.
Физические упражнения
2.
Упражнения для слуха и голоса
3.
Выяснения взаимоотношения между движениями нашего
тела и механизмом данного инструмента, развития
восприимчивости слуха к тембру данного инструмента. Только
таким способом можно пробудить склонность к музыке у
малоодаренного ученика.
Малоспособному ученику механический способ преподавания
даст очень мало, и, конечно, не поможет ему понять
исполняемые вещи, а так как от природы его внимание и чутье
развиты плохо, то он будет играть эти вещи не понимая их.
Мы знаем, что дети испытывают огромное удовольствие от
ритма как такового, независимо от музыки. В сущности что
нравится талантливому ребенку в музыке больше всего?
Именно ритм, ритмические ударения.
………………………………………………………………………..
Наши пальцы только посредники между душой и данным
музыкальным произведением , и раньше, чем передавать
бездушному инструменту настроения еще не сложившейся
души, полезно хорошенько проникнуться теми элементарными
чувствами, которые порождают ритм и звуки.
Не оспаривая возможности развития музыкальных способностей
у одаренных детей путем игры на инструменте, мы снова
обращаем внимание на то, что чувство ритма найдет свое
полное развитие и всецело перейдет в плоть и кровь учащегося
лишь при условии, что ритм будет восприниматься отдельно, как
нечто совершенно самостоятельное по отношению к музыке.
Чувствительной душе юного музыканта ритм должен предстать
как самостоятельная сущность, а не как часть искусства, не
подлежащего раздроблению.
У малоспособных детей слуховые органы и мозг слишком слабо
реагируют на звуки собственной игры. Влияние ритмических
впечатлений, вызываемых движением пальцев, на нервные
центры ,конечности и мозг у таких детей оказывается слишком
бледным.В образовании и развитии чувства ритма участвует все
наше тело.
Первопричина всякого доступного нашему слуху ритма, всякого
шума или звука лежит в движении материальных частиц. Если
мы хотим исправить ошибку неправильного вступления или
ударения, нам нужно видоизменить движение,
предшествующее звуку.
Мы прекрасно знаем причину отсутствия стиля в игре: она
кроется в плохо развитом мышечном чувстве и в непонимании
соотношения между движением и звуком, то есть между
причиной и следствием, между средством и целью. Нужно
прежде всего пробудить в пианисте ощущение длительности
мышечного напряжения и ознакомить с влиянием этой силы на
силу и длительность звука. Для этого нужно заставлять ученика
петь- одной игры безусловно недостаточно. Повторяем:
начинающему заниматься музыкой должно быть прежде всего
преподано знание и чувство взаимоотношений между
мышечным напряжением и звуком.
……Ритмическая гимнастика, вводя движение в строго
определенные рамки пространства и времени, излечивает нервы
(для детей с нервными движениями)
Наше самосознание растет и крепнет на почве духовной работы.
Чувство ритма подчинено аналогичному закону: оно развивается
путем ритмических упражнений.
Изучение ритма сводится ,таким образом к изучению мышечной
силы, к изучению пространственно-временных измерений и
взаимоотношений этих трех факторов
…………..Нервы служат проводником между мозгом и мышцами.
……………Все музыкальные ошибки имеют чисто физическую
причину и, следовательно могут быть устранены физическими
средствами.
……………В головном мозгу сосредоточены центры воли,
интеллекта и движения.