Автор: Асонова Анастасия Васильевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ОКУ ЦППМСП
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия
Тема: "Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
Раздел: дошкольное образование
ОКУ «Курский областной центр психолого-педагогического,
медицинского и социального сопровождения»
Отделение развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста
«От колыбели до школы»
Конспект
индивидуального коррекционно-развивающего занятия
по формированию элементарных математических представлений
Тема: «Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)»
Учитель-дефектолог Асонова А.В.
2023 г.
Занятие подготовлено для ребенка, посещающего группы кратковременного
пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью отделения
развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста «От колыбели до школы»
Областного казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической,
медицинской
и
социальной
помощи
«Курский
областной
центр
психолого-
педагогического, медицинского и социального сопровождения».
Возраст ребенка: 3 года 7 месяцев.
Заключение ПМПК: Адаптированная основная образовательная программа для
обучающихся
с
задержкой
психического
развития
с
учетом
психофизических
особенностей обучающегося с РАС (с трех лет).
Цель занятия: познание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
Задачи:
1.
Коррекционно-образовательные:
закреплять представления ребенка о геометрических фигурах (круг, квадрат,
треугольник);
упражнять ребенка в определении геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник) на основе словесного описания и зрительного восприятия;
формировать понятия «круг, квадрат, треугольник»;
формировать умения сортировать шарики и кубики;
формировать умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник);
закреплять знание основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
формировать умение строить из палочек (молоточек, треугольник, квадрат).
2.
Коррекционно-развивающие:
стимулировать развитие памяти и внимания;
развивать умение имитировать действия взрослого;
развивать мелкую моторику.
3.
Коррекционно-воспитательные:
мотивировать ребенка к совместной организованной деятельности;
воспитание умения адекватного поведения в конкретной ситуации, умения
работать в паре;
формировать положительное эмоциональное состояние ребенка.
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Формы организации: совместная деятельность педагога с ребенком.
Методы и приемы:
игровой, словесный, практическая деятельность ребенка,
дидактическая игра, сюрпризный момент, появление персонажа, участие родителей.
Материалы и оборудование: массажный шарик и кольцо «су-джок», игрушка
лягушонок, шарики с дырками, шнурок, корзина, кубики, мешочек с кубиками и
шариками, круглая корзина, коробка, сортер (геометрические фигуры – круг, квадрат,
треугольник), карточки с изображением геометрических фигур разного цвета (желтые,
красные, синие, зеленые), счетные палочки (8 шт.).
Тип занятия: повторение.
Ход занятия
I.
Организационный момент
Звенит колокольчик и педагог приглашает ребенка.
Педагог: «Колокольчик наш звенит, заниматься нам велит».
Ребенок садится за стол для занятий.
Педагог: «Здравствуй, Саша (имя ребенка)!»
Педагог машет рукой ребенку, стимулируя его повторить жест «приветствия».
II.
Основная часть (мотивационный этап)
1.
Сюрпризный момент
(появление персонажа – лягушонка).
Педагог: «На занятие к тебе пришел лягушонок Ква. Поздоровайся с лягушонком -
«Привет». Ква приготовил для тебя интересные задания. Лягушонок пока подождет, а
мы сначала выполним разминку для пальчиков».
2.
Стимуляция пальцевой моторики посредством массажа кистей и пальцев рук
с помощью су-джока
Педагог: «Сейчас мы разомнем твои ручки и пальчики, сделаем массаж».
Игра с массажным мячиком «Ручки» (катаю мячик по ладошкам ребенка).
Педагог: «Саша (имя ребенка), покажи ручки»
«Эта ручка правая.
Эта ручка левая.
Я на мячик нажимаю,
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая.
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые».
Массаж пальцев рук кольцом «су-джок».
Игра «Пальчики»
Педагог: «Саша (имя ребенка), покажи кулачки»
«Раз, два, три, четыре, пять, (разгибаем пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал»
3.
Упражнение «Бусы»
Педагог: «Саша (имя ребенка), посмотри, что лежит в корзине у лягушонка. В
корзине лежат шарики. Соберем из шариков бусы»
Нанизываем шарики на шнурок (развиваем мелкую моторику). Примерили «бусы»
на лягушонка. Считаем шарики (развиваем указательный жест).
4.
Игра «Башня»
Педагог: «Саша (имя ребенка), посмотри, что лежит в коробке. Лягушонок очень
любит строить башни из кубиков. Ква построил разноцветную башню. Построй башню,
как у лягушонка. Саша , (имя ребенка) построй такую же башню».
5.
Игра «Сортировка (кубики и шарики)»
Педагог:
«Вспомним геометрические фигуры (показываю и называю кубик и
шарик). В мешочке у лягушонка перемешались кубики и шарики. Давай поможем
лягушонку разложить фигуры по местам. В коробку кладем кубики, в корзину кладем
шарики (кладу по одному кубику и шарику для образца). Саша (имя ребенка), сделай как
я. Достань из мешочка фигуру. В коробку положи кубики, а в корзину положи шарики».
6.
Упражнение «Бегемотики»
Педагог:
«Саша (имя ребенка), ты – молодец. У тебя хорошо получается
выполнять задания лягушонка. Давай немного отдохнем. Поиграем с пальчиками.
Повторяй за мной»
(стучим кулачками (ребром) по столу)
«Бежали бегемотики, толстые животики.
Бежали и бежали, друг другу повторяли
Ладонь, кулак. Ладонь, кулак.
(руки вверх и разжимаем, сжимаем ладошки)
Веселые лягушки скакали на опушке.
Скакали и скакали, дуг другу повторяли
Ладонь, кулак. Ладонь, кулак.
(две ладошки соединить вместе, держать ребром и плавно «ползти»)
А маленькая змейка в траве ползла, шуршала.
А маленькая змейка тихонько повторяла.
Ладонь, кулак. Ладонь, кулак.
7.
Упражнение «Сортер (геометрические фигуры)»
Педагог: «Саша (имя ребенка), посмотри, как много здесь фигур (перечисляю –
круг, квадрат,
треугольник – показываю).
Поставь фигуры на место. Собери
круги/квадраты/треугольники».
8.
Упражнение «Найди такой»
Педагог: «Саша (имя ребенка), посмотри, что на картинке. Найди такую фигуру.
Какого она цвета. Найди такого же цвета».
9.
Упражнение «Палочки»
Педагог:
«Саша (имя ребенка), давай покажем лягушонку, как хорошо мы
научились строить фигуры из палочек. Саша, я тебе даю две палочки. Посчитай, сколько
у тебя палочек. И у меня две палочки. Настя (имя педагога) построила молоточек.
Посмотри. Сделай также. Саша (имя ребенка), построй молоточек. Я даю тебе еще
одну палочку. Посчитай, сколько у тебя палочек. Посмотри, Настя (имя педагога)
построила треугольник. Саша (имя ребенка), построй треугольник. Я даю тебе еще одну
палочку. Посчитай, сколько у тебя палочек. Посмотри, Настя (имя педагога) построила
квадрат. Саша (имя ребенка), построй квадрат».
III.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Педагог: «Саша (имя ребенка), ты справился со всеми заданиями. Пришло время
отдохнуть и поиграть. Давай поиграем».
Игра «Полетаем»
Для проведения игры необходимо взять под руки ребенка и покружить его, говоря:
«Полетели», опустить ребенка на диван, кровать или кресло-мешок «груша», говоря:
«Приземлились». Отойти на прежнее место, чтобы ребенок видел педагога, расставить
руки в стороны и спросить ребенка: «Полетаем?». Ждать, пока ребенок сам подойдет.
Повторить игру.
Педагог: «Наше занятие закончилось. Саша (имя ребенка), ты – молодец».
«А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И скажу тебе: «Пока!»
Приходи ко мне всегда».
«Пока, Саша (имя ребенка) (машу ребенку рукой, жду, чтобы ребенок попрощался
в ответ). Скажи «пока» лягушонку Ква (ребенок машет рукой игрушке)».