Напоминание

"Способы формирования коммуникативных умений на уроках русского языка"


Автор: Габбасова Алина Романовна
Должность: студент
Учебное заведение: ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий
Населённый пункт: Город Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Способы формирования коммуникативных умений на уроках русского языка"
Дата публикации: 24.05.2023
Раздел: начальное образование





Назад




Способы формирования коммуникативных умений на уроках русского

языка

Рассмотрим некоторые педагогические средства, которые позволяют

сделать процесс формирования коммуникативных УУД на уроках русского

языка более эффективным.

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство

обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду

средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и

воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо

материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства

осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность

человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной

действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства

учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно

средства обучения, которые использует педагог для создания условий учения

для ученика. Четвертые обозначают этим термином все содержание и

собственно

средства-инструменты

обучения.

Главное

дидактическое

назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е.

приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

В словаре современного русского литературного языка так дано

определение слова: средство – то, что служит какой-либо цели, необходимо

для достижения, осуществления чего-либо.

Раскроем содержание некоторых элементов системы педагогических

средств,

направленных

на

формирование

у

младших

школьников

коммуникативных УУД.

Языковая знаковая система. Первым средством обучения, с которым

сталкивается ребенок, приходя в школу, является русский или родной язык,

используемый учителем в устной и письменной речи. Изучение русского

языка способствует формированию умений и навыков речевого общения.

Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении,

письме, аудировании. Для этого необходимо создавать на каждом урок

условия для речевого общения. Учебная деятельность обучающихся должна

быть организована при помощи определенных форм.

Формы организации учебной деятельности на уроке представляют собой

одно из важнейших средств организации обучения учащихся. На уроках

чаще всего практикуют разные формы групповой работы: работу в малых

группах, парах и др. Это связано с её важностью в качестве основы для

формирования

коммуникативных

универсальных

учебных

действий

и

прежде всего – умения донести свою позицию до собеседников, понять

другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к

позиции другого. При использовании группой работы на уроках можно

выделить несколько положительных моментов:

1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими

выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную

тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых

навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать

свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не

повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно,

сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне

ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний,

если тема еще не усвоена или качественно не отработана на уроке.

3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность,

вырастает чувство ответственности за проделанную работу.

4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное

владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике.

Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5)

При

подготовке

к

занятию

учитывается

уровень

знаний

и

возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им

материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и

дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, их можно

закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае

учитель может дать оценку работе ученика. Учитель должен помнить, что

важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

Первые шаги в налаживании работы в группах предпринимаются уже на

этапе адаптации, и в дальнейшем приобретает важное значение для

формирования коммуникативного взаимодействия.

Технологический

процесс

групповой

работы

складывается

из

следующих элементов:

Подготовка

к

выполнению

группового

задания

(постановка

познавательной

задачи,

проблемной

ситуации,

инструктаж

о

последовательности работы, раздача дидактического материала).

Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в

группе,

распределение

обязанностей

внутри

группы,

индивидуальное

выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе,

обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания);

Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах,

анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе

и достижении поставленной цели).

Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для

работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они

должны дополнять правила поведения на уроке. Например:

убедись, что в разговоре участвует каждый;

говори только по делу.

говори спокойно и ясно;

Схему наиболее простого типа группового взаимодействия можно

изобразить следующим образом: каждый ученик высказывает как можно

больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность

этих способов действия и готовят ответ от группы. Работа детей строится по

принципу «мозгового штурма».

Другая форма работы предполагает «конвейерный» тип взаимодействия

в группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между

детьми распределена последовательность операций. Конвейерный тип

взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.

Метод «пилы» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят

своей частью). Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания.

Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия

заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик

группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой

вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание

оперативно написать небольшой доклад или сочинение на изучаемую тему. В

этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют,

кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить все задание,

например, рефлексивное сочинение по теме (части речи).

Следующим средством формирования коммуникативных УУД на уроках

русского языка является дидактическая игра. Дидактическая игра – это игра

только для учащегося, а для взрослого – это способ обучения.

Дидактическая игра обладает наличием чётко поставленной цели

обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут

быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-

познавательной направленностью.

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это

основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую

деятельность одновременно.

1.

Дидактическая

задача

определяется

целью

обучающего

и

воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его

обучающую деятельность.

2. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в

дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет

игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самая главная

дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед

детьми в виде игрового замысла.

3. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые

действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются

игровые и познавательные задачи. В разных играх игровые действия

различны по их направленности и по отношению к играющим. Это,

например,

могут

быть

ролевые

действия,

отгадывание

загадок,

пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом

средствами реализации игрового замысла, но включают и действия,

направленные на выполнение дидактической задачи.

4. Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими

задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием,

игровыми задачами, игровыми действиями. Правила содержат нравственные

требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.

В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет

игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила

влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают

действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи

учебного предмета.

5. Результат. Подведение итогов проводится сразу после окончания

игры. Это может быть подсчёт очков, похвала за работу, вручение наград,

выявление детей, лучше справившихся с работой, определение команды –

победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого

ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При подготовке к уроку,

содержащего

дидактическую

игру,

необходимо

составить

краткую

характеристику хода игры, указать временные рамки игры, учесть уровень

знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные

связи. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают

организованность

игры,

её

эффективность,

приводят

к

желаемому

результату.

Дидактические

игры

помогают

в

формировании

адекватных

взаимоотношений и освоении социальных ролей. Например, учитель может

организовать работу слабого ученика в паре с сильным, который помогает

первому выполнить игровые действия.

Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений

имеют коммуникативные упражнения. Коммуникативные упражнения – это

вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых

умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. По

классификации В.Л. Скалкина, такие упражнения включают следующие

группы

упражнений:

репонсивные

(вопросно-ответные),

ситуативные,

репродуктивные, дискутивные, композиционные, игровые.

Рассмотрим некоторые упражнения подробнее.

1. Репонсивные (вопросно-ответные) упражнения

Вопросно-ответные упражнения есть форма общения, специально

организованная таким образом, что вызывает активность учащихся и

непринуждённую

мотивированность

речевой

деятельности,

развивает

самостоятельность и продуктивность речевого умения.

К достоинствам этих упражнений можно отнести имитацию общения.

Эти упражнения по характеру могут быть не только речевыми, но и

грамматически, лексически или фонетически направленными, т.е. могут

служить усвоению конкретного материала в речевых условиях.

2. Ситуативные упражнения

Ситуативные упражнения – это упражнения, при использовании

которых процесс обучения строится на ряде ситуаций, естественных или

учебных,

возникающих

в

реальной

жизни

или

организованных

преподавателем.

Разновидностью

ситуативных

предложений

являются

дополняемые ситуации, проблемные ситуации, воображаемые ситуации,

ролевые ситуации.

Такие упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить

своё высказывание с адресатом и реалиями, готовят к действенному

речевому общению. Ситуативные упражнения разумно применять, так как

они

побуждают

каждого

ребёнка

без

затруднений

содержательно

высказываться по любой предложенной теме.

3. Репродуктивные упражнения

Репродуктивные

упражнения

это

упражнения,

связанные

с

воспроизведением

(устным

или

письменным)

услышанного

или

прочитанного. При выполнении данных упражнений внимание учащегося

направлено, прежде всего, на содержательную сторону, при этом он

извлекает из памяти языковой материал, отвечающий замыслу выступления.

К репродуктивным упражнения можно отнести пересказ, сокращённо-

выборочное изложение, пересказ-перевод, драматизации.

В

результате

использования

репродуктивных

упражнений

первоначальные знания закрепляются и переходят в навык.

4. Дискутивные упражнения

К

дискутивным

упражнениям

относятся

учебная

дискуссия

и

комментирование. В обсуждении задания принимают участие большое

количество учащихся, выражающих различные точки зрения и суждения

по одному и тому же вопросу. Трудности заключаются в низкой культуре

общения, неумении выслушать оппонента.

5. Композиционные упражнения

К композиционным упражнениям относятся устные выступления по

предложенной теме, импровизация, драматизация.

Важнейшей особенностью коммуникативных упражнений является их

коммуникативная

направленность,

которая

предполагает

планомерное

обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности:

говорения, слушания, письма, чтения. Такие упражнения способствуют

познавательной деятельности учащихся и формируют умение пользоваться

языком как средством общения.

Эффективным

средством

формирования

коммуникативных

УУД

младших школьников на уроках русского языка являются такая форма

организации учебной деятельности, как проектная задача. Проектная задача –

это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно

стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё

никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе

решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Эти задачи помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная

практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого

внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

Выделим этапы выполнения проектной задачи:

Постановка

социально

значимой

задачи

(проблемы)

исследовательской, информационной, практической. Проблемная ситуация

должна быть такой, чтобы путей её преодоления было несколько.

Формулирование принципов отбора целей.

Планирования действий по разрешению проблемы, определение вида

продукта.

Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в

задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам

разбора проблемной ситуации.

Выбор средств решения проблемы. Количество заданий в проектной

задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы

задача была решена.

Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание

какого-то реального "продукта", который можно представить публично и

оценить.

Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой.

Представление окружающим полученного результата ("продукта") в

виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет

установки на жёстко определённую форму ответа.

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее

изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные

задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно

способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной

задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся, работы

в малых группах (в отдельных случаях в парах).

В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач –

способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. В

4-5 классах способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три

года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения

проектной задачи.

Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в

рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение

предметных проектных задач, например, по русскому языку требуется два

урока.

Таким образом, в результате анализа современного состояния проблемы

формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка можно

сделать следующие выводы. Формирование коммуникативных УУД на

уроках русского языка обеспечивается использованием таких педагогических

средств,

как

групповые

формы

организации

учебной

деятельности,

дидактические

игры,

проектные

задачи.

Процесс

формирования

коммуникативных УУД может быть организован на разных этапах урока

русского языка. В ходе учебной деятельности, решая учебные задачи, ученик

взаимодействует с другими учениками, с учителем, следовательно, вступает

в коммуникацию.



В раздел образования