Рабочая программа по "Основам религиозных культур и светской этики" (модуль "Основы светской этики") для 4 класса
Автор: Галиева Суфия Мансуровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Кунгерская СОШ" Населённый пункт: Татарстан, Атнинский район Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа по "Основам религиозных культур и светской этики" (модуль "Основы светской этики") для 4 класса Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“КУНГЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА” АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
«РА
CCМОТРЕНО»
Руководитель ШМО
____________ /Галиева С.М./
Протокол № 1
«27» августа 2016г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
МБОУ “ Кунгерская СОШ”
__________/Ахметова Л. К. /
«28» августа 2016г.
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ “Кунгерская СОШ”
____________ / Габидуллин Н.Г./
приказ № о/д от
«28» августа 2016г.
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
для 4 класса
УМК:
М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское
слово, 2012г.
Составитель; Галиева Суфия Мансуровна ,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
2016-2017 учебный год
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Основы светской этики» .
Личностные
результаты освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования должны отражать:
•Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
•Формирование
уважительного
отношения
к
иному
мнению,
истории
и
культуре других народов;
Предметные
результаты освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования должны отражать :
•Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
•Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе ;
• Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
•Формирование первоначальных представлений о светской этике,о традиционных религиях, их роли
в культуре, истории и современности России;
• Первоначальные
представления
об
исторической
роли
традиционных
религий
в
становлении
российской
государственности;
• Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности,
основанной на свободе
Совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
•Осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные
результаты
освоения основной образовательной программы начального общего
образования должны отражать :
.
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
•
Умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч.
Социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики»,
•
Высказывать
суждения
на
основе
сравнения
функциональных,
эстетических
качеств,
конструктивных
особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
• Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера)
• Умение представить результаты своей работы (проекта)
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на
конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к
природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей,
гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей,
общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
заданий;
участвовать
в
диспутах,
слушать
собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
–
развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
морально-нравственное
самосознание,
регулировать
собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными
явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного
уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать
внимание
на
нравственных
аспектах
человеческого
поведения
при
изучении
гуманитарных
предметов на последующих уровнях общего образования.
3.Основное содержание учебного предмета «Основы светской этики».
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и
содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей. Нами выбран модуль «Основы светской этики».
Содержание учебного курса:
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы,
принципы
морали.
Методика
создания
морального
кодекса
в
школе.
Нормы
морали.
Этикет.
Образование
как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Содержание учебного предмета
№ п/п
Разделы
Количество часов
Контроль
знаний
1.
Введение. Россия – наша Родина.
2
2.
Основы светской этики.
27
3.
Духовные традиции многонационального народа России
4
1
Итого
33
1
4.Календарно-тематическое планирование курса «Основы светской этики» .
4класс ( 34час. )
№
уро
ка
Коли-
чество
часов
Содержание темы
Форма
организации
урока
Основной вид
учебной деятельности
Календар.
дата
Фактич.
дата
Примечание
1.
1
Введение.
Россия -Родина моя.
Урок нового
материала
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему
4.09
2
1
Российская Федерация.
Татарстан.
Урок повторение
Работа в группах.
11.09
3
1
Этика и этикет.
Этика и ее значение в жизни
человека.
Урок нового
материала
Тестирование, ролевые
игры,
Проект «Правила
поведения в классе,
магазине и т.д. (групповая
работа)
19.09
4
1
Государство и мораль
гражданина..Нормы морали.
Вежливость
Урок закрепление
Беседа, комментированное
чтение
26.09
5
1
Вежливость.
Этикет приветствия
Урок повторение
Работа в группах
2.10
6
1
Вежливость
Уважение ,тактичность
Урок повторение
Самостоятельная работа с
источниками информации
9.10
7
1
Добро и зло.Что значит быть
нравственным в наше время?
Ур о к
н о в о г о
материала
Чтение и обсуждение
русских сказок, былин
16.10
8
1
Добро и зло.
Щедрость, доброта
Урок закрепление
Беседа, решение
познавательных задач
23.10
9
1
Добродетель и порок
Урок нового
материала
Чтение и обсуждение
русских сказок, былин
Инсценировка
30.10
10
1
Дружба .
Роль доверия в укреплении
дружбы
Ур о к
н о в о г о
материала
Беседа, ролевая игра,
13.11
11
1
Дружба и порядочность
Урок закрепление
Экскурсия
20.11
12
1.
Честность и искренность Что
значит быть нравственным в
наше время?.
Урок нового
материала
чтение и обсуждение
русских сказок, притч,
диалог по
предложенной проблеме
27.11
13
1
Честность
и
искренность,
правдивость.тактичность
Урок закрепление
Работа с источниками,
4.12
14
1
Гордость и гордыня.
Урок нового
материала
Беседа, ролевая игра,
решение познавательных
задач
11.12
15
1
Гордость и гордыня.
Человечность и тщеславие.
Урок закрепление
Работа
в
парах,ролевая
игра,
18.12
16
1
Обычаи и обряды народов
России Образцы
нравственности в культуре
Отечества.
Ур о к
н о в о г о
материала
Чтение и обсуждение
сказок, былин
25.12
17
1
Обычаи и обряды русского
народа
Особенности бракосочетания
в современной России
Урок закрепление
Инсценировка
15.01
18
1
Терпение и труд. Трудовая
мораль.
Ур о к
н о в о г о
материала
Проекты:
«Передовики
района»,
Лучшие
люди
села»
22.01
19
1
Терпение и труд
Сочетание труда умственного
и физического. Образование
-как нравственная норма
Урок закрепление
Проекты:
«Лучшие
люди
села», «Роль труда в моей
семье».
29.01
20
1.
Нравственные традиции
предпринимательства.
Урок закрепление
Беседа, работа в группах.
5.02
21
1
Высшие нравственные
ценности, идеалы, принципы
морали
Ур о к
н о в о г о
материала
Беседа,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
работа
в
группах.
12.02
22
1
Род и семья.
Родословная семьи
Урок нового
материала
урок-презентация
19.02
23
1
Семейные традиции.
Разнообразие традиций,
собственные традиции семьи,
их создание.
Ур о к
н о в о г о
материала
Беседа, работа в группах
26.02
24
1
Сердце матери
Ур о к
н о в о г о
материала
Индивидуальная работа
5.03
25
1
Сердце матери
Материнская любовь.
Урок закрепление
Урок-презентация
12.03
26
1
Правила твоей жизни
Методика создания
морального кодекса в школе.
Урок нового
материала
Беседа, работа в группах
19.03
27
1
Правила твоей жизни
Методы нравственного
самосовершенствования
Урок закрепление
Экскурсия
2.04
28
1.
Праздники народов
России.Праздники как одна из
форм исторической памяти.
Ур о к
н о в о г о
материала
П р о е к т ы : Праздники
н а р о д о в
Р о с с и и ,
Татарстана
9.04
29
1
Праздники народов России.
Урок нового
Беседа, комментированное
16.04
Образцы нравственности в
культурах разных народов
материала
чтение
30
1
Любовь и уважение к
Отечеству
Защитники Отечества
Урок нового
материала
Беседа, комментированное
чтение,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
23.04
31
1
Защитники Отечества.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России.
Урок закрепление
Учебный диалог, решение
проблемной
ситуации,
поиск информации, работа
в группах
30.04
32
1
Итоговая контрольная работа
Урок контроля
Тест
7.05
33.
1
Презентация проектов по теме
«Моя родина – Россия»
Урок закрепление
Презентация
проектов,
обсуждение
про ектов,
рейтинг проектов
14.05
34
1
Презентация творческих
проектов на тему «Диалог
культур во имя гражданского
мира и согласия» (народное
творчество, стихи, песни,
кухня народов России и
Татарстана)
Итоговое повторение.
Урок закрепление
Урок-игра
21.05