Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжная выставка в группе
Автор: Канцер Анастасия Евгеньевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ "№ 62 Детский сад общеразвивающего вида "Аленький цветочек" Населённый пункт: город Котлас, Архангельская область Наименование материала: статья Тема: Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжная выставка в группе Раздел: дошкольное образование
Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой
является книжная выставка в группе
План тематических выставок составлен на целый учебный год на младший и
старший дошкольный возраст, в соответствии с возрастными особенностями детей и
программой дошкольного учреждения.
Цель таких выставок: углубить литературные интересы детей; сделать для
дошкольников
особо
значимой,
актуальной
ту
или
иную
литературную
или
общественную тему.
Как рационально организовать выставку
1. Выставку располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали
ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
2. Нужно продумать правильное освещение:
Естественное
(вблизи
окна)
и
электрическое
(наличие
настольной
лампы,
настенного бра) для вечернего чтения.
3. Существуют различные варианты оформления:
– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому,
сосредоточенному общению с книгой.
4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным
особенностям и потребностям детей.
Правила организации выставки
тема должна быть актуальной для детей (связана с предстоящим праздником,
юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого
утренника и т.д.);
необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного
оформления, внешнего состояния;
выставка должна быть непродолжительной по времени – 3-4 дня. Но для более
качественного
ознакомления
с
литературными
произведениями
конкретных
авторов мы рекомендуем продлить время вставок до 3-4 недель. При условии того,
что книги необходимо обновлять в течение выставки. А также дополнять играми,
макетами
и
иллюстрациями
в
целях
поддержания
интереса
к
выставочным
материалам.
Методическая работа и содержание выставки
Наличие
портрета
писателя,
художника
и
др.,
рассказы
детям
о
жизни
писателей и их книгах;
Рассказ
воспитателя
должен
отвечать
следующим
требованиям:
-
факты
из
жизни
писателя
должны
быть
точными
и
научными;
-
и з л о ж е н и е
д о л ж н о
б ы т ь
о б р а з н ы м ,
и н т е р е с н ы м ;
-
рассказ
должен
быть
доступным
дошкольнику,
не
следует
приводить
даты
(хронология
детям
не
понятна);
можно
использовать
перифразы,
например:
Это было очень давно, когда не было не только ваших мам и пап, но даже ваших
бабушек и дедушек, или, это было так давно, что не только электричества и
т е л е в и з о р о в
н е
б ы л о ,
н о
д а ж е
п о е з д а
е щ ё
н е
х о д и л и .
-
рассказ
должен
быть
оснащён
богатым
наглядным
материа лом ;
- в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания
детей о произведениях писателя;
Создание альбомов в соответствии с темой выставки ( о биографии автора,
художника,
рисунки
детей
по
произведениям,
потешки
и
картинки,
загадки,
альбомы отражающие нравственные отношения и др.);
Создание сборников аудиозаписей, диафильмов;
Фотографии из семейного опыта посещения памятных мест, выставок;
Создание макетов по произведениям и элементов костюмов.
Игры :
- инсценирования любимых книг;
- игры – драматизации;
- творческие ролевые игры на основе литературной темы;
- просмотр кукольного и теневого театра;
- литературные утренники и развлечения.
Примеры литературных игр
1.
«Собери картинку» из разрезных частей (от 2-х до 8-ми) .
2.
Восстанови последовательность сюжета по серии картин. Перепутав картинки
и
убрав
одну
из
них,
предлагаем
рассказать,
какой
эпизод
«исчез»
или
«что
изменилось?»
3.
«Домино», «Лото» можно сделать из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой
другой сказки)
4.
«Отгадай героя». Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на
которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
5.
Игры «сходство-различия».
Предлагается
объяснить,
в
чем
сходны
и
чем
различаются
между
собой
два
названных литературных героев.
Уважаемые коллеги, надеемся что при оформлении книжных выставок
наши рекомендации вам пригодятся, ведь : «Книга, прочитанная в детстве,
оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте».
Желаем Вам творческих успехов!