Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО.
Автор: Болдырева Виктория Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МК ДОУ детский сад "Нарн" Населённый пункт: с Красинское Наименование материала: круглый стол Тема: Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО. Раздел: дошкольное образование
Профессиональная компетентность педагогов в условиях
реализации ФГОС ДОО.
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности
воспитателя.
Задачи:
1.
Рассмотреть
основные
теоретические
понятия,
связанные
с
профессиональной компетентностью педагога.
2.
Обеспечить
обмен
опытом
работы
педагогов
по
повышению
личной
профессиональной компетентности.
3. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность»,
видами профессиональной компетентности.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: ТСО, стулья и столы по кругу для всех участников,
раздаточный материал.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу круглый
стол по теме «Профессиональная компетентность педагогов в условиях
реализации ФГОС ДО». Мне хочется начать словами Львв Семеновича
.Выготского: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие»
Интеллектуальную разминку «Собери фразу».
Любой круглый стол должен начинаться с настроя на работу поэтому я
предлагаю интеллектуальную разминку «Собери фразу».
Педагоги делятся на 6 группы по одному заданию. Затем каждая группа
получает задание каждый стол собирает слово, а затем все участники должны
собрать фразу.(Дорога в тысячу миль начинается с первого шага) раздать
файлы: буквы вырезанные, бумага цветная, клей карандаш –по 6 шт
.
Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется
значительное
внимание,
об
этом
свидетельствуют
нормативно-правовые
документы: в первую очередь
(слайд)
Федеральный
закон
от
29
декабря
2012г.
№273-ФЗ
«Об
образовании в РФ»;
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29
декабря 2012г. №273-ФЗ);Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (Пр.Мин.Обр.РФ от 17 октября 2013.
№1155);Профессиональный
стандарт
педагога
(воспитатель,
учитель)
(Пр.Мин.труда и соц.защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)
Изменения,
происходящие
в
современной
системе
образования
в
последние
годы,
выдвигают
необходимость
повышения
квалификации
и
профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетенции.
Существует несколько типов компетентности для участия мне нужно
несколько человек (раздать карточки)
Участники: Это:
1.
Специальная
компетентность.
Педагог
владеет
профессиональной
компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также
у него развита коммуникабельность.
2.Социальная
компетентность.
П е д а г о г
в л а д е е т
с о в м е с т н о й
профессиональной
деятельностью,
сотрудничает
с
окружающими
и
ответственен за результаты своего труда.
3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного
самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.
4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения,
имеет интуицию выбора метода.
5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей,
умеет определять индивидуальные качества каждого ученика.
Ведущий:
( слайд) Инклюзивное образование (фр.
inclusif - включающий в
себя,
лат.
include -заключаю, включаю) — это процесс развития
общего
образования, который подразумевает доступность образования для всех,
что обеспечивает доступ к образованию для детей с
особыми
потребностями.
Создание таких условий возможно при знании педагогами особенностей
обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, умении вовлечь
родителей в образовательный процесс.
«Собирание идей».
Воспитатели делятся на 4 группы и получает задания «Собирание идей».
И получают задание разработать темы для воспитанников по изучению
модуля. «Калмыцкая культура».Основной метод работы – «Собираний идей»
Данный метод интересен тем, что позволяет в дискуссионном режиме
обсудить имеющую проблему. Когда педагогам дается заранее готовый
вариант решение проблемы, в данном случае возможные темы, позволяет
воспитателям глубже проникнуть в суть проблемы, её актуальность, обсудить
соответствие представленной реальной действительности. В этом
заключается основное преимущество метода «Собирание идей»так, для
изучение воспитанниками модуля «Калмыцкая культура» педагогам, были
предложены следующие темы:
1 Конверт
2. «Калмыцкая природа в литературных произведениях)
3. «Калмыцкие имена»
4.
Конверт
1.
« Калмыцкие народные игры
2.
Быт калмыцкой семьи
3.
«Известные и знаменитые люди Калмыкии
Слайд
Тема
занятия
Возрастная группа, в
которой проводилось
занятие
Результаты, которые
достигнуты
на занятии детьми
Что получилось
на занятии
Трудности,
с которыми
столкнулся
Воспитатель
на
занятии
Предло-
жения
Для того чтобы оценить, насколько данные темы оказались интересными в
работе с детьми, на следующем семинаре –практикуме педагогам было
предложено заполнить таблицу. Основная цель заполнение
-развитие рефлексивных способностей мотиваций, осмысление опыта,
структурирование знаний.
Воспитатель должен иметь не только профессиональные знания, но и знания
о закономерностях общения и взаимоотношений в педагогическом
коллективе, детской группе, работе с родителями. Всегда ли мы умеем
уловить настроение друг друга? Не просто хорошее или плохое, а малейшие
его нюансы, выражения лица, вспыхнувшую и подавленную обиду,
изменение интонации, улыбку?.. Показателем образованности, жизненной
успешности, профессионализма является коммуникативная культура
(компетентность).
(слайд)
Коммуникативная компетентность –
способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с
другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
другого человека в контексте требований конкретной ситуации; Четко и
убедительно излагать свои мысли; Создавать атмосферу сотрудничества;
Готовность проявлять гибкость в общении; Умение эффективно
общаться в разных статусно - ролевых позициях; Способность создавать
благоприятный климат в коллективе.
Ведущий: Для профессиональной деятельности педагога
характерна
высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам.
(Слайд)
«Любой
может
рассердиться
–
это
легко.
Но
быть
рассерженным на нужного человека, в нужной степени, в нужное время,
для
определенной
цели
и
соответствующим
образом
–
вот
в
чем
сложность», - считает Аристотель. Эмоциональная компетентность –
важное условие сохранения и укрепления здоровья.
Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и
признавать
собственные
чувства,
а
также
чувства
других,
для
самомотивации,
для
управления
своими
эмоциями
внутри
себя
и
в
отношениях с другими.
Умение управлять эмоциями даёт возможность использовать энергию
переживаний для организации конструктивного поведения и преодолевать
отрицательные
эмоциональные
ситуации,
тем
самым
способствует
сохранению эмоционального равновесия
Провести ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ «Стиральная машина».
Цель:снятие эмоционального напряжение: Для участия мне нужны 6
человек. 4 человека становятся в шеренгу лицом друг к другу. 1человек-
сушилка. Вечернее платье проходит между двумя шеренгами участников,
которые
с
помощью
прикосновений
выполняет
озвученный
режим
стирки.
Ведущий называет режим стирки: деликатная, интесивная стирка,
полоскание.
. Ведущая: Далее вечернее платье выполняет надо просушить сушка,
которая с помощью прикосновений выполняет озвученный режим .
Ведущий: Впервые в российском образовании разрабатывается
Профессиональный стандарт педагога. Профессиональный стандарт педагога
предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству
профессиональной педагогической деятельности. Данный документ содержит
профессиональные компетенции педагога дошкольного образования,
отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования, одна из
которых ИКТ-компетенция.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается от мира, в котором росли его родители. Это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому
звену непрерывного образования : образования с использованием
информационных технологий. ИКТ в работе современного воспитателя:
(Слайд
)
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления
стендов,
группы,
кабинетов
(сканирование,
интернет,
принтер,
презентация).
2.
Подбор
дополнительного
познавательного
материала
к
занятиям,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3.
Обмен
опытом,
знакомство
с
периодикой,
наработками
других
педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит
не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один
раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5.
Создание
презентаций
в
программе
Рower
Рoint
для
повышения
эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Ведущий:
Современная
система
образования
требует
от
воспитателя
постоянного совершенствования знаний. Сегодня уже не достаточно получив
базовое
образование,
работать
по
специальности.
Чтобы
соответствовать
современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо
постоянно
учиться,
заниматься
самообразованием .
С
1июля
2016года
применение
профессиональных
стандартов
в
части
требований
к
квалификации станет обязательным. Вводятся в действие с 1 марта
2017года
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования)
(воспитатель, учитель)»
Приказ Минтруда России №544н от 18 октября
2013 г.
Вопросы Участникам. Показ (Слайда)
Какие существуют условия профессионального роста?
Чтение методической, педагогической литературы.
Посещение семинаров, конференций.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Участие в
мастер-классах, конкурсах, в том числе интернет-
конкурсах.
Помещение своих разработок на сайтах интернета, и т.д.
Обобщение педагогического опыта.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
(Согласно №273-ФЗ об образовании в РФ не реже чем раз в три
года).
Ведущий: Именно повышение компетентности и профессионализма педагога
есть необходимое условие повышения качества, как педагогического
процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
А закончить хотелось бы словами В.А.Сухомлинского « Как прошло
детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога
без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Памятки раздать