Напоминание

Педагогическая деятельность в хореографическом коллективе


Автор: Цыкунова Ольга Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Радуга"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая деятельность в хореографическом коллективе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Цыкунова О.В.

педагог дополнительного образования

МБ УДО «Радуга» г. Симферополь

Педагогическая деятельность в хореографическом коллективе

Аннотация

В

статье

раскрыты

особенности

педагогической

деятельности

хореографа в коллективе, проанализированы основные методы и формы

организации занятий с детьми и определены принципы педагогической

хореографической деятельности. Также выяснены требования, которые стоят

перед личностью руководителя детского хореографического коллектива.

Выяснено, что хореограф-педагог должен иметь глубокие знания по истории

танцевального искусства, художественный вкус, творческую фантазию,

умение создавать хореографические композиции.

Ключевые

слова:

хореограф,

хореограф-педагог,

танцевальный

коллектив,

хореографическая

работа,

компоненты

хореографической

деятельности, формы и методы работы с хореографическим коллективом.

Актуальность.

Для

формирования

творческого

потенциала,

всесторонне развитой личности, понимания чувства прекрасного у детского

коллектива

хореограф

должен

обладать

педагогическом

мастерством.

Правильный подход в воспитании и преподавании хореографического

искусства безусловно играет большую роль в формировании из ребенка

будущего профессионального исполнителя.

Чтобы быть мастером в своей деятельности, нужно знать и уметь

применять законы и принципы воспитания. Важно эффективно использовать

все инструменты учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их в

соответствии с конкретной ситуацией. Путь к овладению педагогическом

мастерством лежит через постоянное усовершенствование хореографом-

руководителем своих художественно-педагогических способностей.

Цель работы – изучение особенностей педагогической деятельности в

хореографическом коллективе

Объект исследования

- работа с хореографическим коллективом.

Предметом – особенности педагогической деятельности хореографа.

Работа в детском хореографическом коллективе требует от его

руководителя

целый

комплекс

профессиональных

навыков:

балетмейстерских, организаторских и особенно, педагогического мастерства.

Процесс развития хореографических способностей участников любого

танцевальго коллектива тесно связан с созданием условий по выявлению

способностей и талантов у детей, подготовкой на уровне техники исполнения

к

совершенному

владению

хореографической

лексикой,

развитием

актерских, музыкальных, драматических дарований. Все это в комплексе

способно повлиять на формирование талантливого танцовщика, обеспечить

надежный базис для дальнейшего творческого пути в искусстве хореографии

[2, с. 33].

Педагогическая работа с хореографическим коллективом предполагает

реализацию следующих функций [3, с.116]:

Организаторская.

Педагог должен

уметь

построить

логику

тренировочного

и

репетиционного

процесса,

направлять

творческую

деятельность

ребенка

в

процессе

создания

новой

хореографической

композиции. Важно обеспечить полную занятость детей в репертуаре

коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что

никто из них не останется в стороне.

Регулирующая

функция.

Педагог

должен

уметь

наладить

отношения между собой и учениками, между самими детьми. Правильно

построенная коммуникация обеспечивает органичный постановочный и

репетиционный процесс в хореографическом коллективе.

Информативная. Педагог, приступая к постановочной работе,

должен обеспечить учащихся достаточным количеством знаний, рассказать

детям об истории танца, на основе которого делается постановка, о

традициях и быте народа, если ставится танец на основе народного

танцевального фольклора, поведать об образах и характерах героев, которых

предстоит воплотить детям на сцене.

Соответственно,

работа

хореографа

с

детским

коллективом

подразумевает реализацию процессов по освоению следующих умений и

навыков [7, с.78]:

Обучение владению своим телом, привитие культуры движения,

обучение основам актёрского мастерства, обучение умению вслушиваться в

музыку, различать её темп, и согласовывать с музыкой свои движения.

Развитие музыкальных и физических данных детей, образного

мышления, фантазии, памяти, формирование их творческой активности и

интереса к танцевальному искусству.

Педагог должен обогащать учащихся интеллектуально, морально

и эстетически. Педагог должен уметь объяснить построение и логическую

последовательность движений и комбинаций, выделять главное и т.д.

Проведение занятий с детским коллективом должно сопровождаться [5,

с. 113]:

наглядностью – хореограф должен на собственном примере, а

также на примере участников коллектива демонстрировать исполнение

танцевального материала под музыкальное сопровождение;

словесностью – хореограф проводит ознакомительную беседу, в

процессе которой объясняется, как выполняется то или иное танцевальное

упражнение, в каком характере оно должно исполняться и т. д.;

практичностью

происходит

многократное

повторение

музыкально–ритмических движений, которые в процессе преобразуются в

танцевальный номер или этюд.

Рассмотрим

основные

принципы

педагогической

деятельности

хореографа в работе с детским коллективом.

1. Обучение должно строиться на принципах принципиальности и

ответственности.

2. Авторитетность. Педагог должен иметь авторитет художника в

глазах ученика, вместе с ним создавать художественное произведение,

понимать внутренние возможности и особенности юного художника.

Учитывая общий характер творческой деятельности и роль коллективных

отношений в занятиях хореографией, учитель-хореограф должен стать не

только руководителем детского коллектива, но и его неформальным лидером,

творческим вдохновителем.

3. Развитие творческой личности ребенка. Хореограф способствует

совершенствованию творческих способностей у ребенка, создает условия по

реализации творческого потенциала ученика. В этом случае нужно быть не

только авторитетом детям, но и их другом. В процессе подготовки и

выполнения

хореографического

произведения,

создания

определенного

образа, привлечения всех основных и вспомогательных факторов для

получения

результата

совместной

творческой

деятельности

педагога-

хореографа, выступающего прежде всего в роли балетмейстера, и учащихся,

реализующих постановочный замысел в непосредственном творческом

исполнении [4].

4. Постоянное совершенствование и разработка новых подходов к

обучению хореографии, воспитанию и развитию потенциала у детей в

процессе

занятий

хореографией.

Опираясь

на

общепринятые

в

хореографическом

образовании

методы,

педагог

работает

над

усовершенствованием и модернизацией подходов в методике обучения

искусству танца, использует новейшие технические достижения, умеет

творчески

перерабатывать

и

актуализировать

классическое

наследие

хореографического искусства и пути обучения ему.

Учитывая работу хореографа в детском коллективе, немаловажной

является

воспитательная

работа,

которая

должна

осуществляться

систематически. Учитывая, что в коллективе занимаются дети разного

уровня воспитания и культуры, необходимо уметь найти подход к каждому,

чтобы заинтересовать и завлечь ребенка. Для этого руководитель должен

проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям.

На каждом этапе обучения хореограф должен прививать детям

дисциплину, навыки организованности, уважение к своему труду и труду

коллективному.

В

детях

необходимо

воспитать

внутреннюю

организованность и нацеленность на общий и личный успех. Дисциплина

формирует у детей собранность, внимательность на занятиях, быстрое

понимание и выполнение задач.

Важной составляющей в работе педагога хореографии выступает

подготовка коллектива к участию в конкурсных программах, анализ и

сравнение

выступлений

других

коллективов,

кастинг

выпускников

коллектива для профессиональной хореографической деятельности. Полезно

постоянно устраивать совместные просмотры и обсуждение концертных

программ, постановок как своего коллектива, так и коллег по сцене.

В процессе анализа выступлений своего коллектива педагог-хореограф

должен отметить как положительные, так и отрицательные моменты, а в

будущем необходимо постоянно исправлять выявленные недостатки

.

Важно

уделить

внимание

каждому

ребенку,

учитывая

его

индивидуальные

особенности

характера.

Вовремя

оказанная

поддержка,

высказанное

одобрение, мягкое указание на ошибки помогут раскрыть способности детей

[1, с. 28].

Для выявления и развития хореографического потенциала детей

педагог должен обладать профессиональными навыками исполнителя и

постановщика, постоянно усовершенствовать актерское и исполнительское

мастерство; работать над индивидуальными возможностями выполнения тех

или иных комбинаций и вариативность образной речи, усовершенствовать

хореографические навыки и творческий потенциал.

Наличие балетмейстерских способностей должно проявляться в четких

и профессиональных знаниях и умениях в подборе репертуара, определении

хореографической лексики и ее соответствия драматургическому замыслу и

возрастным

физическим,

интеллектуальным

и

исполнительским

возможностям детей, отборе и компоновке музыкального сопровождения,

конструировании концепции костюма и необходимых декораций. Хореограф

должен анализировать идею хореографического произведения, обосновывать

подбор лексики, музыкального сопровождения, костюма.

Для профессиональной деятельности преподавателя хореографии такая

комплексность находит свое выражение в обязательности собственной

исполнительской

и

балетмейстерской

деятельности,

наличии

предварительного

концертного

и

конкурсного,

фестивального

опыта,

навыков актерского характера, умений работать с музыкальным материалом,

сценографией, подготовкой к коллективной деятельности.

Также хореограф должен постоянно работать над собственным

творческим потенциалом. Детей необходимо уметь увлечь, а для этого

педагог должен быть постоянно в поиске новых постановочных решений,

концертно-исполнительской деятельности и подходах к репетиционной

работе [6, с. 71]. Педагогическое видение, особенно в создании репертуара,

определение солистов и работа с ними, творческая фантазия, развитое

представление, специфические личностные качества (любовь к детям,

готовность экспериментировать, высокий уровень общей культуры, - всё это

являются важнейшими признаками педагогического мастерства хореографа.

Вывод. На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что

педагогическое мастерство работы хореографа с детским коллективом

подразумевает использования целого комплекса методов и подходов. К

таким относятся: обеспечение качества учебного процесса; формирование

общечеловеческих качеств детей; развитие творческой личности ребенка;

организация репетиционного процесса; постоянное самосовершенствование,

повышение своей профессиональной и общей культуры, саморазвитие

профессионально-значимых качеств, педагогической креативности. Всему

этому

способствует

не

только

педагогическое

и

собственное

исполнительское

мастерство

педагога,

но

и

наличие

умений

коммуникативного

характера,

постановочного

опыта,

навыков

организационной деятельности, умения реализовывать индивидуальный

подход в работе с детьми.

Список использованной литературы

1.

Батурина

Г.И.,

Кузина

Т.Ф.

Введение

в

педагогическую

профессию: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных

заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 169 с.

2.

Ивлева

Л.Д.

Методика

педагогического

руководства

любительским хореографическим коллективом. Челябинск: ЧГАКИ, 2009. 58

с.

3.

Карпенко В.Н., Пекшин А.А. Формы и методы педагогической

работы в хореографическом коллективе, их воздействие на развитие

творческих способностей личности. // Культура. Духовность. Общество.

2014. - №14. - С. 114-120.

4.

Никитин

В.

Ю.

Специфика

применения

способов

педагогического воздействия в работе руководителя детского любительского

хореографического

коллектива

//

Культура

и

образование:

научно-

информационный журнал вузов культуры и искусств. 2019 [Электронный

ресурс] –(дата обращения: 25.05.2023)

5.

Полонский

В.В.

Методика

работы

с

хореографическим

коллективом: учебное пособие для средних специальных и высших учебных

заведений. - Смоленск, 2002. – 192 с.

6.

Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.

Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

7.

Тишунина А.Е. Роль хореографии в творческом развитии ребёнка

// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т.17. № 37. С.76-80.



В раздел образования