Автор: Цыкунова Ольга Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Радуга"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая деятельность в хореографическом коллективе
Раздел: дополнительное образование
Цыкунова О.В.
педагог дополнительного образования
МБ УДО «Радуга» г. Симферополь
Педагогическая деятельность в хореографическом коллективе
Аннотация
В
статье
раскрыты
особенности
педагогической
деятельности
хореографа в коллективе, проанализированы основные методы и формы
организации занятий с детьми и определены принципы педагогической
хореографической деятельности. Также выяснены требования, которые стоят
перед личностью руководителя детского хореографического коллектива.
Выяснено, что хореограф-педагог должен иметь глубокие знания по истории
танцевального искусства, художественный вкус, творческую фантазию,
умение создавать хореографические композиции.
Ключевые
слова:
хореограф,
хореограф-педагог,
танцевальный
коллектив,
хореографическая
работа,
компоненты
хореографической
деятельности, формы и методы работы с хореографическим коллективом.
Актуальность.
Для
формирования
творческого
потенциала,
всесторонне развитой личности, понимания чувства прекрасного у детского
коллектива
хореограф
должен
обладать
педагогическом
мастерством.
Правильный подход в воспитании и преподавании хореографического
искусства безусловно играет большую роль в формировании из ребенка
будущего профессионального исполнителя.
Чтобы быть мастером в своей деятельности, нужно знать и уметь
применять законы и принципы воспитания. Важно эффективно использовать
все инструменты учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их в
соответствии с конкретной ситуацией. Путь к овладению педагогическом
мастерством лежит через постоянное усовершенствование хореографом-
руководителем своих художественно-педагогических способностей.
Цель работы – изучение особенностей педагогической деятельности в
хореографическом коллективе
Объект исследования
- работа с хореографическим коллективом.
Предметом – особенности педагогической деятельности хореографа.
Работа в детском хореографическом коллективе требует от его
руководителя
целый
комплекс
профессиональных
навыков:
балетмейстерских, организаторских и особенно, педагогического мастерства.
Процесс развития хореографических способностей участников любого
танцевальго коллектива тесно связан с созданием условий по выявлению
способностей и талантов у детей, подготовкой на уровне техники исполнения
к
совершенному
владению
хореографической
лексикой,
развитием
актерских, музыкальных, драматических дарований. Все это в комплексе
способно повлиять на формирование талантливого танцовщика, обеспечить
надежный базис для дальнейшего творческого пути в искусстве хореографии
[2, с. 33].
Педагогическая работа с хореографическим коллективом предполагает
реализацию следующих функций [3, с.116]:
Организаторская.
Педагог должен
уметь
построить
логику
тренировочного
и
репетиционного
процесса,
направлять
творческую
деятельность
ребенка
в
процессе
создания
новой
хореографической
композиции. Важно обеспечить полную занятость детей в репертуаре
коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что
никто из них не останется в стороне.
Регулирующая
функция.
Педагог
должен
уметь
наладить
отношения между собой и учениками, между самими детьми. Правильно
построенная коммуникация обеспечивает органичный постановочный и
репетиционный процесс в хореографическом коллективе.
Информативная. Педагог, приступая к постановочной работе,
должен обеспечить учащихся достаточным количеством знаний, рассказать
детям об истории танца, на основе которого делается постановка, о
традициях и быте народа, если ставится танец на основе народного
танцевального фольклора, поведать об образах и характерах героев, которых
предстоит воплотить детям на сцене.
Соответственно,
работа
хореографа
с
детским
коллективом
подразумевает реализацию процессов по освоению следующих умений и
навыков [7, с.78]:
Обучение владению своим телом, привитие культуры движения,
обучение основам актёрского мастерства, обучение умению вслушиваться в
музыку, различать её темп, и согласовывать с музыкой свои движения.
Развитие музыкальных и физических данных детей, образного
мышления, фантазии, памяти, формирование их творческой активности и
интереса к танцевальному искусству.
Педагог должен обогащать учащихся интеллектуально, морально
и эстетически. Педагог должен уметь объяснить построение и логическую
последовательность движений и комбинаций, выделять главное и т.д.
Проведение занятий с детским коллективом должно сопровождаться [5,
с. 113]:
наглядностью – хореограф должен на собственном примере, а
также на примере участников коллектива демонстрировать исполнение
танцевального материала под музыкальное сопровождение;
словесностью – хореограф проводит ознакомительную беседу, в
процессе которой объясняется, как выполняется то или иное танцевальное
упражнение, в каком характере оно должно исполняться и т. д.;
практичностью
–
происходит
многократное
повторение
музыкально–ритмических движений, которые в процессе преобразуются в
танцевальный номер или этюд.
Рассмотрим
основные
принципы
педагогической
деятельности
хореографа в работе с детским коллективом.
1. Обучение должно строиться на принципах принципиальности и
ответственности.
2. Авторитетность. Педагог должен иметь авторитет художника в
глазах ученика, вместе с ним создавать художественное произведение,
понимать внутренние возможности и особенности юного художника.
Учитывая общий характер творческой деятельности и роль коллективных
отношений в занятиях хореографией, учитель-хореограф должен стать не
только руководителем детского коллектива, но и его неформальным лидером,
творческим вдохновителем.
3. Развитие творческой личности ребенка. Хореограф способствует
совершенствованию творческих способностей у ребенка, создает условия по
реализации творческого потенциала ученика. В этом случае нужно быть не
только авторитетом детям, но и их другом. В процессе подготовки и
выполнения
хореографического
произведения,
создания
определенного
образа, привлечения всех основных и вспомогательных факторов для
получения
результата
совместной
творческой
деятельности
педагога-
хореографа, выступающего прежде всего в роли балетмейстера, и учащихся,
реализующих постановочный замысел в непосредственном творческом
исполнении [4].
4. Постоянное совершенствование и разработка новых подходов к
обучению хореографии, воспитанию и развитию потенциала у детей в
процессе
занятий
хореографией.
Опираясь
на
общепринятые
в
хореографическом
образовании
методы,
педагог
работает
над
усовершенствованием и модернизацией подходов в методике обучения
искусству танца, использует новейшие технические достижения, умеет
творчески
перерабатывать
и
актуализировать
классическое
наследие
хореографического искусства и пути обучения ему.
Учитывая работу хореографа в детском коллективе, немаловажной
является
воспитательная
работа,
которая
должна
осуществляться
систематически. Учитывая, что в коллективе занимаются дети разного
уровня воспитания и культуры, необходимо уметь найти подход к каждому,
чтобы заинтересовать и завлечь ребенка. Для этого руководитель должен
проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям.
На каждом этапе обучения хореограф должен прививать детям
дисциплину, навыки организованности, уважение к своему труду и труду
коллективному.
В
детях
необходимо
воспитать
внутреннюю
организованность и нацеленность на общий и личный успех. Дисциплина
формирует у детей собранность, внимательность на занятиях, быстрое
понимание и выполнение задач.
Важной составляющей в работе педагога хореографии выступает
подготовка коллектива к участию в конкурсных программах, анализ и
сравнение
выступлений
других
коллективов,
кастинг
выпускников
коллектива для профессиональной хореографической деятельности. Полезно
постоянно устраивать совместные просмотры и обсуждение концертных
программ, постановок как своего коллектива, так и коллег по сцене.
В процессе анализа выступлений своего коллектива педагог-хореограф
должен отметить как положительные, так и отрицательные моменты, а в
будущем необходимо постоянно исправлять выявленные недостатки
.
Важно
уделить
внимание
каждому
ребенку,
учитывая
его
индивидуальные
особенности
характера.
Вовремя
оказанная
поддержка,
высказанное
одобрение, мягкое указание на ошибки помогут раскрыть способности детей
[1, с. 28].
Для выявления и развития хореографического потенциала детей
педагог должен обладать профессиональными навыками исполнителя и
постановщика, постоянно усовершенствовать актерское и исполнительское
мастерство; работать над индивидуальными возможностями выполнения тех
или иных комбинаций и вариативность образной речи, усовершенствовать
хореографические навыки и творческий потенциал.
Наличие балетмейстерских способностей должно проявляться в четких
и профессиональных знаниях и умениях в подборе репертуара, определении
хореографической лексики и ее соответствия драматургическому замыслу и
возрастным
физическим,
интеллектуальным
и
исполнительским
возможностям детей, отборе и компоновке музыкального сопровождения,
конструировании концепции костюма и необходимых декораций. Хореограф
должен анализировать идею хореографического произведения, обосновывать
подбор лексики, музыкального сопровождения, костюма.
Для профессиональной деятельности преподавателя хореографии такая
комплексность находит свое выражение в обязательности собственной
исполнительской
и
балетмейстерской
деятельности,
наличии
предварительного
концертного
и
конкурсного,
фестивального
опыта,
навыков актерского характера, умений работать с музыкальным материалом,
сценографией, подготовкой к коллективной деятельности.
Также хореограф должен постоянно работать над собственным
творческим потенциалом. Детей необходимо уметь увлечь, а для этого
педагог должен быть постоянно в поиске новых постановочных решений,
концертно-исполнительской деятельности и подходах к репетиционной
работе [6, с. 71]. Педагогическое видение, особенно в создании репертуара,
определение солистов и работа с ними, творческая фантазия, развитое
представление, специфические личностные качества (любовь к детям,
готовность экспериментировать, высокий уровень общей культуры, - всё это
являются важнейшими признаками педагогического мастерства хореографа.
Вывод. На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что
педагогическое мастерство работы хореографа с детским коллективом
подразумевает использования целого комплекса методов и подходов. К
таким относятся: обеспечение качества учебного процесса; формирование
общечеловеческих качеств детей; развитие творческой личности ребенка;
организация репетиционного процесса; постоянное самосовершенствование,
повышение своей профессиональной и общей культуры, саморазвитие
профессионально-значимых качеств, педагогической креативности. Всему
этому
способствует
не
только
педагогическое
и
собственное
исполнительское
мастерство
педагога,
но
и
наличие
умений
коммуникативного
характера,
постановочного
опыта,
навыков
организационной деятельности, умения реализовывать индивидуальный
подход в работе с детьми.
Список использованной литературы
1.
Батурина
Г.И.,
Кузина
Т.Ф.
Введение
в
педагогическую
профессию: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных
заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 169 с.
2.
Ивлева
Л.Д.
Методика
педагогического
руководства
любительским хореографическим коллективом. Челябинск: ЧГАКИ, 2009. 58
с.
3.
Карпенко В.Н., Пекшин А.А. Формы и методы педагогической
работы в хореографическом коллективе, их воздействие на развитие
творческих способностей личности. // Культура. Духовность. Общество.
2014. - №14. - С. 114-120.
4.
Никитин
В.
Ю.
Специфика
применения
способов
педагогического воздействия в работе руководителя детского любительского
хореографического
коллектива
//
Культура
и
образование:
научно-
информационный журнал вузов культуры и искусств. 2019 [Электронный
ресурс] –(дата обращения: 25.05.2023)
5.
Полонский
В.В.
Методика
работы
с
хореографическим
коллективом: учебное пособие для средних специальных и высших учебных
заведений. - Смоленск, 2002. – 192 с.
6.
Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.
Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
7.
Тишунина А.Е. Роль хореографии в творческом развитии ребёнка
// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т.17. № 37. С.76-80.