Использование творческих проектов на уроках русского языка и литературы
Автор: Парасотка Ольга Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 6" Населённый пункт: город Когалым ХМАО-Югра Наименование материала: презентация Тема: Использование творческих проектов на уроках русского языка и литературы Раздел: среднее образование
Парасотка О.В., учитель русского языка и литературы.
Г.Когалым ХМАО-Югра
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
проанализировать и описать
педагогический опыт моей работы по
внедрению метода проекта в
преподавании русского языка и
литературы.
ЗАДАЧИ:
•
описать этапы проектирования
•
раскрыть эффективность работы по
использованию метода проекта
•
определить уровень взаимосвязи
внедрения данной технологии и
методического роста учителя
метода проекта в том, что он позволяет,
во-первых, научить детей познавать и
действовать, во-вторых, эффективно
использовать полученные знания в
условиях изменяющейся исторической
ситуации, в-третьих, привлекателен для
учителя и является одним из
эффективных средств обучения,
воспитания и развития ученика.
Универсальность
по доминирующей деятельности учащихся
практико –
ориентированные
(газета, словари,
таблицы)
творческие
(инсценировки,
сочинения,
сказки)
игровые
Исследова
тельские
по предметно-содержательной деятельности
Культурологические
(реферативные работы)
лингвистические
(сочинения разных
жанров, таблицы,
пособия)
Творческие проекты
Такие проекты, как правило, не имеют
детально проработанной структуры,
она только намечается и далее
развивается, подчиняясь принятой
логике и интересам участников
проекта. В лучшем случае можно
договориться о желаемых,
планируемых результатах.
Результат творческой проектной
деятельности:
•
альманах,
•
сборник иллюстраций,
•
сборники собственных творческих работ,
•
фольклорные находки,
•
стенгазета,
•
киносценарий,
•
видео- или слайд-фильм,
•
комментарий к тексту художественного произведения,
•
публикация ( печатная работа, статья);
•
буклет,
•
мультимедийная презентация,
•
веб-сайт.
Алгоритм
Алгоритм
проектирования
проектирования
(как метод образовательной деятельности)
(как метод образовательной деятельности)
замысел
замысел
реализация
реализация
рефлексия
рефлексия
Соотношение деятельности учителя и
ученика
на разных этапах
Положительные факторы проекта
•
Повышение мотивации
•
Развитие способности к активной
творческой деятельности (дать каждому
ребенку личную возможность
реализовать и развить свой потенциал)
•
Создание условий для отношений
сотрудничества между У–У.
•
Развитие самодостаточности
учащихся (ориентация на ученика с
любым уровнем обученности)
Правила успешности проектной
деятельности:
1. В группе нет лидеров. Все члены группы равны.
2. Группы не соревнуются.
3. Каждый должен получать удовольствие от чувства
уверенности в себе.
4. Все должны проявлять активность и вносить свой
вклад в общее дело. Не должно быть так называемых
«спящих партнеров».
5. Ответственность за конечный результат несут все
члены группы, выполняющие проектное задание.
№
Параметры характеристики
проекта
Характеристика
1.
Тема проекта
Школа
–
наш второй дом
2.
Дидактические цели
- формировать умение создавать тексты разных жанров
публицистического стиля; - стимулировать речемыслительную
деятельность учащихся;
- осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
- воспитывать положительное отношение к учению, к учителям ;
развивать потребность добросовестно трудиться на уроке
3.
Компетентности, которые формирует
проект
- в сфере самостоятельной деятельности,
основанные на усвоении способов приобретения знаний из
различных источников информации;
- в сфере культурной деятельности
4.
Тема учебной программы,
соответствующая теме проекта
Жанры публицистического стиля
5.
По участию в разработке
Индивидуальный
6.
По времени исполнения
Долгосрочный
7.
Возраст учащихся, на которых
рассчитан проект
Учащиеся 8класса
8.
Предметные области, в рамках
которых проводится проект
- литература;
- русский язык
9.
Система оценки деятельности
учащихся
- оценка руководителя проекта;
- взаимная оценка участников проекта
10.
Оформление результата проекта
- творческая работа; -литературная антология;
- презентация; - выставка работ;
- информационный бюллетень;
Проблема
Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих
предков
Почему?
Не интересуемся
Не сохранилось достаточно сведений
Отсутствие семейных традиций
Родители тоже плохо знают историю своей семьи
Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные
Что делать?
Изучить историю семьи
Как?
Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о
семье
Изучить документы, семейные реликвии, фотографии
Что получить?
(результат)
Сочинение «История моей семьи в истории моей Родины»
Познавательный (знания об истории семьи, предках)
Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное
воспитание)
Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)
Алгоритм работы над проектом
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО
ПРОЕКТА
Оформление
проекта
1.Cтиль оформления.
2.Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
3.Общий дизайн, отвечающий требованиям эстетики.
4.Творчество и оригинальность.
Содержание
проекта
1.Обоснование потребности.
2.Практическая направленность проекта и значимость
выполненной работы.
3.Выполнение принятых этапов проектирования.
4.Законченность проекта.
5.Самостоятельность, подготовленность проекта к восприятию
другими людьми.
Иллюстративный
материал
1.Изображения интересны, привлекательны, размещены
корректно, не накладываются на текст.
2.Качество помещаемых изображений.
Объем
информации
Информация должна быть точной, полезной, исчерпывающей,
выводы логически обоснованными, краткими.
Оценка защиты
проекта
1. Композиция, полнота представления работы.
2. Коммуникативная ориентация, культура речи.
4. Использование наглядных средств, чувство времени, удержание
внимания аудитории.
в умении осознавать себя (рефлексия)_____________________
5. Сам себе я желаю________________ _______________________
Творческий проект с точки зрения
учащегося – это возможность делать
что-то интересное самостоятельно, в
группе, максимально используя свои
знания, демонстрируя публично
достигнутые результаты.