Напоминание

Подготовка будущих графических дизайнеров к решению профессиональных задач на основе субъектоцентрированного подхода


Автор: Парников Сергей Максимович
Должность: Педагог информатики
Учебное заведение: ОГБПОУ "Рязанский строительный колледж им. В.А. Беглова"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Подготовка будущих графических дизайнеров к решению профессиональных задач на основе субъектоцентрированного подхода
Дата публикации: 17.05.2023
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современные процессы, происходящие в

профессиональном образовании (переход на многоуровневую систему

подготовки, ориентация СПО на выполнение социального заказа, усиление

практической составляющей образовательного процесса, решение проблемы

кадров для регионов), требуют нового подхода к профессиональной

подготовке в средних профессиональных учебных заведениях. Сегодня все

больше осознается необходимость в профессионалах нового типа, способных

к самореализации, творчеству, готовых на высоком уровне осуществлять

профессиональную деятельность.

Профессиональная

деятельность

дизайнера

-

это

организованная

художественно-проектная

деятельность

по

созданию

предметно-

пространственной,

коммуникативной

среды

на

основе

современных

технологий. Достижение ее результата обеспечивается решением ряда

профессиональных задач: изучение потребителя; исследование проектных,

технологических, эргономических требований к проектируемому объекту;

художественно-графическое

эскизирование,

предусматривающее

композиционное, стилевое и цветовое решения; разработка творческого

проекта

с

учетом

инженерно-технологических,

конструктивных,

эргономических особенностей проектируемого объекта и современных

технологий;

выполнение

экономических

расчетов;

организация

и

координация взаимодействия кадров в процессе реализации проекта.

Поэтому одним из требований работодателя к дизайнеру является умение

компетентно решать профессиональные задачи. Кроме того, стремительное

развитие

цифровых

технологий

и

внедрение

их

во

все

сферы

жизнедеятельности человека, в том числе и сферу дизайна, определило еще

одно требование социального заказа — умение применять цифровые

технологии в решении профессиональных задач дизайн-деятельности.

Переход на стандарты нового поколения обусловил основные направления

модернизации

среднего

профессионального

образования:

преодоление

проблемы слабой взаимосвязи колледжей с потребностями рынка. Однако

формальные

подходы

к

разработке

образовательных

программ

и

сложившаяся практика обучения не обеспечивают качественную реализацию

требований образовательных стандартов к профессиональной подготовке

дизайнеров, большинство из которых оказываются неготовыми осуществлять

профессиональную деятельность из-за отсутствия системы необходимых

знаний, умений и способностей, а также опыта творческой деятельности в

решении профессиональных задач средствами цифровых технологий. Это

приводит к тому, что выпускники оказываются невостребованными и

неконкурентоспособными на современном рынке труда.

Актуальность темы: Подготовка будущих графических дизайнеров к

решению профессиональных задач на основе субъектоцентрированного

подхода

Актуальность подготовки дизайнеров к решению профессиональных задач

обусловлена следующим:

- социальным заказом общества на подготовку дизайнеров, способных

эффективно решать профессиональные задачи с помощью цифровых

технологий;

- необходимостью преодоления недостатков традиционного подхода к

профессиональной подготовке дизайнеров;

-

необходимостью

разработки

теоретических

основ,

организационно-

педагогических

условий,

обеспечивающих

качественную

подготовку

дизайнеров в условиях перехода на стандарты нового поколения.

В ходе проведенного исследования был выявлен ряд существенных

недостатков,

негативно

влияющих

на

подготовку

дизайнеров

к

профессиональной деятельности:

- сложившаяся практика обучения не способствует качественной подготовке

дизайнеров к решению профессиональных задач цифровыми технологиями в

условиях перехода на стандарты нового поколения;

- изучение цифровых технологий слабо связано с подготовкой дизайнеров к

решению профессиональных задач;

-

отсутствие

специально

разработанных

педагогических

технологий,

обеспечивающих

качественную

подготовку

дизайнеров

к

решению

профессиональных задач средствами цифровых технологий.

Выявленные

недостатки

позволили

сформулировать

следующие

противоречия между:

-

социальным

заказом

общества

на

подготовку

квалифицированных

дизайнеров, способных компетентно решать профессиональные задачи, и

недостаточной готовностью системы профессионального образования к

выполнению социального заказа;

- необходимостью подготовки дизайнеров к решению профессиональных

задач и неразработанностью теоретико-методических основ использования

цифровых технологий в их решении;

- использованием цифровых технологий в решении профессиональных задач

и

отсутствием

обоснованных

организационно-педагогических

условий,

обеспечивающих

качественную

подготовку

дизайнеров

к

решению

профессиональных задач с помощью цифровых технологий.

Выявленными противоречиями продиктована проблема исследования -

каковы теоретические основы и организационно-педагогические условия,

обеспечивающие

качественную

подготовку

дизайнеров

к

решению

профессиональных задач с помощью цифровых технологий.

Цели

и

задачи

научного

исследования:

изучить

теоретические

и

прикладные

положения

подготовки

графических

дизайнеров

к

решению

профессиональных задач - разработке технического задания на продукт

графического

дизайна,

созданию

графических

дизайнов,

выполнению

эталонных образцов объекта дизайна в макете, материале и в интерактивной

среде.

Объект исследования: система профессиональной подготовки дизайнеров.

Предмет

исследования: процесс

подготовки дизайнеров к решению

профессиональных задач.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что оптимальный

уровень подготовки дизайнеров к решению профессиональных задач будет

достигнут, если:

- проектирование подготовки дизайнеров будет основываться на интеграции

профессиональных задач в учебный процесс и межпредметных связях;

- применение современных цифровых технологий в учебном процессе будет

взаимосвязано с подготовкой дизайнеров к решению профессиональных

задач;

-

разработка

учебно-методического

и

технологического

обеспечения

учебного процесса будет осуществляться с учетом современных требований

работодателей к профессиональной подготовке дизайнеров.

Задачи исследования:

1.На основе анализа теоретических положений по исследуемой проблеме

выявить особенности профессиональной подготовки дизайнеров с учетом

специфики профессиональной деятельности, современного представления о

его профессиональных задачах и видах цифровых технологий, применяемых

в их решении.

2. Теоретически обосновать, разработать модель и на ее основе выполнить

проектирование

процесса

подготовки

дизайнеров

к

решению

профессиональных задач.

3. Определить организационно-педагогические условия учебного процесса и

экспериментально

доказать

эффективность

подготовки

дизайнеров

к

решению профессиональных задач.

Теоретическая основа исследования: основные положения теории и

практики среднего профессионального образования (В.В. Краевский, В.А.

Сластёнин и др.); основные положения теории и практики применения

информационных технологий в образовании (И.В. Роберт, Г.К. Селевко и

др.); концепции теории формирования опыта творческой деятельности (И.Я.

Лернер);

концепции

теории

формирования

мотивационно-ценностного

отношения к профессиональной деятельности (В.А. Сластёнин и др.);

практика проектирования образовательного процесса (В.Д. Симоненко, А.П.

Болозович и др.); теория и практика применения технологий активного

обучения (A.A. Вербицкий, Е.С. Полат и др.).

Методы исследования.

Теоретические

методы:

изучение

и

анализ

философской,

психолого-

педагогической литературы по проблеме исследования; сопоставительный

анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение.

Эмпирические

методы:

диагностические

методы

(анкетирование,

тестирование, метод экспертных оценок); педагогический эксперимент

(констатирующий, формирующий, контрольный).

Новизна исследования: Актуальной задачей образовательного процесса

среднего

профессионального

образования

является

формирование

компетенций,

необходимых

для

осуществления

дальнейшей

профессиональной деятельности. Важнейшей компетенций, выделенной в

стандарте подготовки будущего дизайнера является ПК. ПК-2.3 (способен

выполнять эталонные образцы объекта дизайна в макете, материале и в

интерактивной среде; выполнять технические чертежи или эскизы проекта

для разработки конструкции изделия с учетом особенностей технологии и

тематики; реализовывать творческие идеи в макете; создавать целостную

композицию

на

плоскости,

в

объеме

и

пространстве;

использовать

преобразующие методы стилизации и трансформации для создания новых

форм; создавать цветовое единство), формированию которой и посвящена

научно-исследовательская работа.

Научная новизна исследования:

1. Теоретически обоснована и разработана модель подготовки дизайнеров к

решению профессиональных задач:

-

осуществлять сбор, систематизацию и анализ данных, необходимых

для разработки технического задания дизайн-продукта

-

определять выбор технических и программных средств для разработки

дизайн-

макета с учетом их особенностей использования

-

формировать готовое техническое задание в соответствии с

требованиями к структуре и содержанию

-

разрабатывать дизайн-макет на основе технического задания

-

осуществлять комплектацию и контроль готовности необходимых

составляющих дизайн-макета для формирования дизайн-продукта

-

содержание,

предусматривающее

изучение

предметных

тем,

обеспечивающих подготовку дизайнеров к решению профессиональных

задач

- процесс, предусматривающий поэтапную подготовку:

1 этап: формирование базовых знаний, умений, навыков в решении

аналитико-исследовательских,

экономических,

производственно-

организационных

задач

профессиональной

деятельности

дизайнера

с

помощью цифровых технологий, навыков самопознания, потребности в

творческой деятельности;

2 этап: формирование универсальных профессионально-ориентированных

знаний, умений и навыков в решении художественно-графических задач

профессиональной

деятельности

дизайнера

с

помощью

цифровых

технологий, потребности в самореализации, включение в профессиональную

деятельность;

3

этап:

формирование

специализированных

профессионально-

ориентированных

знаний,

умений

и

навыков

в

решении

проектно-

технологических,

конструкторско-технических,

эргономических

задач

профессиональной

деятельности

дизайнера

с

помощью

цифровых

технологий, самостоятельное решение задач, накопление опыта творческой

деятельности;

4 этап: формирование системных знаний, умений и навыков в решении

профессиональных задач с помощью цифровых технологий с целью их

практической реализации в процессе производственной практики, курсового

проектирования,

выполнения

выпускной

квалификационной

работы,

актуализация

потребности

в

самосовершенствовании,

рефлексивной

творческой деятельности.

- результат - дизайнер, компетентный в решении профессиональных задач с

помощью

современных

цифровых

технлогий,

профессиональная

компетентность

которого

характеризуется

уровнем

сформированности

(высокий, средний, низкий, критический) ее компонентов (теоретический,

практический, мотивационный, творческий).

Значимым компонентом модели выступает процесс, предусматривающий

поэтапную подготовку, основанную на интеграции профессиональных задач

и межпредметных связях, которые соотносятся с формами, средствами,

организационно-педагогическими условиями.

1.1 Методологическими ориентирами для диссертационного исследования

послужили концептуальные идеи Арефьевой О.В., Подобед М.С., Гудкова С.

А., Гребенникова К.А. в области компьютеризации обучения и применения

в учебном процессе новых информационных технологий при подготовке

дизайнеров,

где

результатом

выступает

разработка

и

внедрение

педагогической

модели

профессиональной

подготовки

студентов-

дизайнеров, реализация комплекса творческих заданий по компьютерной

графике,

позволяющий

корректировать

процесс

формирования

профессионального мастерства.

Исследования

структуры

и

содержания,

общетеоретические

вопросы

профессиональной подготовки дизайнеров представлены работами Н. В.

Скачковой, Э. Г. Климашевской, Кожуховской С.М., Тукач Д.И., Кузиной

Е.А.

Н. В. Скачкова, Э. Г. Климашевская в своих трудах «Профессиональное

становление дизайнера в образовательном процессе современного колледжа»

изложили об

общих подходах к пониманию сущности и структуры

профессиональной компетентности в подготовке будущих дизайнеров.

Авторы указывают на отсутствие у контингента обучающихся мотивации к

приобретению

профессии,

а

также

отсутствие

твердых

навыков

преобразования учебного знания в способность решения учебных и учебно-

проектных задач. Для решения этой проблемы авторами предлагаются

способы реализации модульной профессиональной подготовки обучающихся

по специальности 072501 «Дизайн».

Такая подготовка предлагается

авторами в сочетании с созданием психолого-педагогических условий для

мотивации обучающихся к творческой проектно-дизайнерской деятельности

и формированию профессиональной компетентности будущего специалиста

в области дизайна одежды на основе продуктивного педагогического

взаимодействия с обучающимися.

Между тем, реализация субъектоцентрированного подхода в образовании

способствует формированию и развитию у обучающегося смысловой

ориентации и навыков продуктивной системы поиска, систематизации и

самостоятельного создания информации как инструмента постановки и

решения профессионально и социально значимых задач.

Способности, необходимые дизайнеру, и его профессионально значимые

качества изучены Шмаковой Л.Е.

Методологические основы формирования проектной культуры в подготовке

студентов-дизайнеров и ее место в формировании личности освещены в

исследовании Натус Н.И. «Формирование проектной культуры студентов-

дизайнеров колледжа в условиях модернизации среднего профессионального

образования».

Автором

разработаны

рекомендации

по

применению

технологии

визуального

интерактивного

моделирования

в

процессе

подготовки дизайнеров любого уровня и профиля в учреждениях СПО.

В своей работе автор описывает модель формирования проектной культуры

студента-дизайнера

колледжа,

включающая

блоки:

научно-

методологический

-

принципы

(научность,

целостность,

опережение,

мобильность обучения); подходы (контекстный, персонифицированный и

средовый).

Автор не рассматривает субъектоцентрированный подход в формирования

проектной культуры студентов-дизайнеров.

Однако, в рамках современного образовательного процесса следует не только

развивать абстрактное мышление, воспитывать художественный вкус и

запоминать основную профессиональную терминологию, но и ориентировать

будущих специалистов к готовности приобретать знания за рамками

учебного процесса, формировать навыки профессиональных компетенций.

Психолого-педагогические условия эффективного развития художественно –

проектной компетенции студентов как основа подготовки графических

дизайнеров в системе СПО освещены в статьях Насыровой Э.Ф., Филатовой

М.В.

Несмотря на многообразие научных трудов, посвященных улучшению

качества подготовки специалистов, будущих дизайнеров, в системе среднего

профессионального образования, недостаточно педагогических

исследований, раскрывающих системное решение профессиональных задач

на основе субъектоцентрированного подхода в современных условиях.

1.2

Под педагогическим подходом подразумевается система убеждений,

ценностей, методов и стратегий, основанный на научных исследованиях,

педагогическом

опыте

и

реакции

студентов

на

учебный

процесс,

обеспечивающий достижение поставленных целей обучения.

Из методологических подходов в современной педагогике можно выделить

ведущие:

системный,

деятельностный,

личностно

-

ориентированный,

философско-антропологический,

синергетический,

креативный,

культурологический, социологическим, технологический, информационный,

целостный (холизм).

Использование определенного педагогического подхода

может оказать

значительное влияние на эффективность обучения, поэтому важно выбирать

и применять подходы, которые наилучшим образом соответствуют целям и

задачам конкретного курса или программы.

Рассмотрим субъектоцентрированный подход, новый подход к построению,

организации знаниевого компонента содержания в системе

СПО при

подготовке графических дизайнеров.

В современных условиях необходима новая конструкция содержания

образования,

центрированной на субъекте познания, выраженной в

необходимости формирования и развития у обучающегося смысловой

ориентации и навыков продуктивной системы поиска, систематизации и

самостоятельного создания информации как инструмента постановки и

решения профессионально и социально значимых задач.

В качестве нового конструкта предлагается субъектоцентрированное знание,

предопределяющее субъектоцентрированность содержания образования и

востребующее субъектоцентрированный подход к его построению, в своей

исследовательской, обучающей и воспитывающей функции сосредоточенный

на созидательной активности студента, на актуализации его деятельностно-

преобразовательного начала.

Субъектоцентрированность содержания образования, призвана изменить

процессуальную

(технологическую)

базу

подготовки

студента

профессиональной деятельности.

Основополагающим

для

субъектоцентрированного

подхода

является

определение субъекта. Трактовка данного понятия было сформулировано С.

Л. Рубинштейном в философско-психологической концепции: субъект как

специфическое качество человека и субъект как сущность, которая проявляет

и реализует свою качественную определённость в свойственном только ей

способе существования [см.: Абульханова, 2011, с. 63].

Функциональное понимание субъекта легло в основу ряда образовательных

систем: развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, И. Я.

Лернер, Л. В. Занков и др.), личностно-ориентированной педагогики (И. С.

Якиманская, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская и др.), гуманистической

педагогики (В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили). С.

Л. Рубинштейном была предложена еще одна трактовки понятия субъекта

как способа реализации человеческой сущности в мире через созидание на

основе кооперативного взаимодействия с ним.

В научных трудах М.И. Алдошиной, Э.П. Комаровой, С.А. Бакленевой, В.А.

Федорова В.А. описаны основные идеи субъектоцентрированного подхода:

1.Идея субъекта как основы целостности человека.

2. Идея познания как «активного построения образа познаваемых предметов

и событий в сознании субъекта» [Улановский, 2009, с. 36], а не как отражения

и репрезентации.

3. Идея принципиальной множественности описаний и объяснений.

4. Идея индетерминизма: человек обладает возможностями предвидеть,

прогнозировать и создавать будущее через созидательную активность

субъекта и познавательно-преобразовательную деятельность в условиях

нестабильности, неопределённости, многовариантности будущего, высокого

темпа развития современного мира и инновационной технологической среды.

5. Идея сложности знания

6. Идея воспитуемости и обучаемости человека: любого человека (не только

особо одарённого) можно научить работать со сложным знанием, формируя

«компетентность в понимании содержания информации» [Огурцов, 2006, с.

20], владение «социально и культурно-значимой схемой интерпретации»

разноконтекстной

информации

[Там

же,

с.

19],

универсальными

мыслительными действиями.

Лескова И.А. в своих исследованиях определила

субъектоцентрированность

содержания образования как усвоение любого его структурного компонента

через решение задач на выявление знания, способа деятельности, смысла и

др., что невозможно без субъектной активности обучаемого, а элементарной

единицей образовательного процесса будет выступать не принятие готового

знания, способа действия, а их «создание» как субъективно нового

содержания,

включающего

и

конструирование

собственного

опыта

субъектности — способности к действию в условиях отсутствия готовой

ориентировки, неопределённости.

И.А. Лескова описывает принципы субъектоцентрированного подхода:

признание субъекта как системообразующего фактора;

признания субъекта как источника активности, проявляющейся в

разнообразных формах;

психолого-педагогического обеспечения включения субъектного опыта

как важного компонента когнитивной деятельности;

холизма, ориентирующего на целостное изучение и свободу выбора

содержания образования;

удовлетворения познавательных потребностей обучающихся;

обеспечения коммуникативной активности субъектов.

Э. П. Комарова, С. К. Гураль, С. А. Бакленева в научной статье «Подготовка

поликультурой личности в контексте субъектоцентрированного подхода»

определи принципы субъектоцентированного подхода в процессе подготовки

поликультурной личности:

субъектоцентризм (сочетание базовых элементов обучения – форм, средств,

методов, технологий – и механизма субъективации );

межличностное взаимодействие субъектов образования (диалогизация как

основа педагогического процесса, обеспечивающая обмен знаниевыми,

культурными, деятельностными и иными потенциалами);

аутентичность

(конструирование

пространственно-предметной

образовательной

среды,

отвечающей

индивидуальным,

возрастным,

религиозным, культурным особенностям обучающихся);

доминирование проблемных ситуаций («несводимость» к системе простых

элементов, исключение четко заданного алгоритма готовых решений, что

ориентирует на авторское видение и авторскую ответственность за итоговый

результат).

В статье «Субъектоцентрированное содержание высшего образования как

фактор эффективности профессиональной подготовки специалиста»

И. А. Лескова говорит о необходимости пересмотреть организацию и

способы освоения студентами содержания образовательных программ,

которое должно быть центрировано на субъекте развития и познания.

Субъектоцентрированное

содержание

профессиональной

подготовки

информационный ресурс, подлежащий преобразованию субъектом учения

(студентом) в личное знание посредством «проживания» этой деятельности.

Субъект

является

системосозидающим

элементом

информационно-

коммуникативного процесса. Исходя из субъектно-авторских представлений и

оценок, обеспечивающих конструктивное взаимодействие с динамично

изменяющейся средой, будущий специалист генерирует информацию на

основе общеизвестного знания и учится применять ее в конкретном

контексте, приобретая социально, культурно и профессионально значимый

опыт. Носителем учебного содержания при этом выступает не преподаватель,

а

сеть

гипермедиатекстов

с

архитектонически-структурными

точками

(информационными узлами) ценностносмысловых знаний. Роль педагога

состоит не в формальной передаче фактического материала, а в содействии

его

самостоятельному

конструированию

студентом

и

реализации

продуктивных возможностей обучающегося.

По мнению авторов статьи «Профессиональная подготовка будущего учителя

на основе положений субъектоцентрированного подхода»

Птицыной Е.В.,

Березиной Т.И., Федоровой Е.Н., Москаленко М.С, одним из таких

педагогических подходов является субъектоцентрированный подход, который

обеспечивает

реализацию

современной

мировоззренческой

позиции

о

созидающей роли будущего учителя как субъекта образования. В данной

статье

авторы

раскрывают

основные

факторы

выстраивания

образовательного процесса в реализации субъектоцентрированного подхода:

моделирование

субъектами

образовательной

деятельности

и

образовательных потребностей на основе актуализации педагогического

образования

и

его

адаптации

к

изменениям

развития

общества

на

современном этапе;

– ориентация на будущего учителя как главного субъекта деятельности;

– обучение и воспитание будущего учителя как субъекта деятельного,

продуктирующего коммуникативные связи в профессиональной среде;

обеспечение

целостного

содержания

образования

на

основе

межпредметных

связей

и

комплексного

учебно-методического

сопровождения

с

опорой

на

особенности,

интересы,

индивидуально-

личностные ценностные ориентиры будущего учителя в профессионально-

педагогической деятельности;

– принцип творческой активности будущего учителя, который должен быть

готов конструировать собственное знание, формировать личный опыт

педагогической деятельности.

По словам авторов статьи, реализация субъектоцентрированного подхода в

профессиональной

подготовке

будущего

учителя

позволяет

наделить

студента,

как

субъекта

деятельности,

важными

характеристиками:

от

проявления его субъектного опыта при решении познавательных задач в

педагогической деятельности до построения его индивидуально-субъектного

опыта и индивидуально-субъектной траектории профессионального развития,

которые в дальнейшем создадут системообразующие связи, способствующие

его самореализации и саморазвитию в самостоятельной педагогической

деятельности.

Аниськовой Т.А, автору статьи «Субъектоцетрированный подход в процессе

профессиональной адаптации курантов –девушек к обучению в военном

вузе», в ходе проведения исследования, удалось успешно применить метод

педагогического наблюдения, в процессе преподавания математических

дисциплин, на основе субъектоцентрированного подхода, что обеспечило

понимание курсантами - девушками ценностно - смысловых оснований

выбранной профессии, изменение общего эмоционального фона занятий по

математике, отсутствие настороженности в отношении работы в проблемной

задачной

среде.

Субъектоцентрированный

подход,

по

словам

автора,

предполагает, что субъектность, в рамках его применения в обучении,

рассматривается как способ субъекта к самореализации в образовательном

процессе.



В раздел образования