Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предмету "Безопасность жизнедеятельности"
Автор: Чеурин Николай Васильевич Должность: преподаватель Учебное заведение: КГАПОУ "Кунгурский сельскохозяйственный колледж" Населённый пункт: Кунгур Наименование материала: методическая разработка Тема: Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предмету "Безопасность жизнедеятельности" Раздел: среднее профессиональное
Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в
условиях реализации ФГОС по предмету
«Безопасность жизнедеятельности»
1. Интерактивное обучение в колледже
Как
обеспечить
одновременно
эффективность
и
увлекательно сть
образовательного мероприятия – задача, которая стоит перед каждым учителем вне
зависимости от преподаваемой дисциплины. Данная задача решается с помощью
применения активных методов обучения. Активные методы обучения (АМО) – это
методы,
характеризующиеся
высоким
уровнем
активности
обучающихся,
их
включенностью
в
учебный
процесс,
активизирующие
и
стимулирующие
их
познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая
направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их
запоминание
и
воспроизведение,
а
на
самостоятельное
овладение
учащимися
знаниями
и
умениями
в
процессе
активной
мыслительной
и
практической
деятельности.
Активизировать
деятельность
всех
учащихся,
включая
менее
сильных, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы они были заинтересованы и
включены
в
активную
работу.
Работая
над
повышением
образованности
обучающихся, необходимо развивать у них способность решать жизненные задачи.
Наша задача состоит в том, чтобы в распоряжении учащихся больше было средств
для достижения ими определенного уровня образованности. Основной ступенью
профессионального
развития
педагога
обычно
называют
педагогическое
мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени
совершенства
обучающую
и
воспитательную
умелость,
отражающую
особую
«отшлифованность»
методов
и
приемов
применения
психолого-педагогической
теории
на
практике,
благодаря
чему
обеспечивается
высокая
эффективность
учебно-воспитательного процесса. Педагогическая действительность ежедневно
доказывает,
что
процесс
обучения
проходит
эффективнее,
если
обучающийся
проявляет
познавательную
активность.
Познавательная
активность
его
рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство
личности,
направленное
на
осознание
предмета
деятельности
и
достижение
конечного, значимого для него результата.
Активность,
самостоятельность,
инициативность,
творчество
являются
ведущими
в
определении
направленности
развития
личности
в
современных
условиях.
Проблема
развития
познавательной
активности
студента
является
актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности.
Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя,
раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Основными
характеристиками познавательной активности являются: -естественное стремление
студента
к
познанию;
-положительное
отношение
к
учебе;
-активная
познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и
достижение значимого для него результата. Педагогическая практика исследует
разные
пути
активизации
познавательной
деятельности,
основой
среди
них
является:
разнообразие
форм,
методов,
средств
обучения.
В
настоящее
время
учебным заведениям даны широкие возможности выбора форм и методов работы с
ними. «Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и по словам А.С.
Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика». Метод обучения
является
важнейшим
компонентом
урока.
Методы
обучения
–
это
способы
взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных
образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина
раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика,
взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на
уроке. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших
учителей»
(Д.
Пойя).
Активные
формы
обучения
отнесены
к
классу
образовательных
технологий,
обозначенных
как
«технологии
модернизации
обучения на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся».
Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к
активной
мыслительной
и
практической
деятельности
в
процессе
овладения
учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают
высокая
степень
самостоятельности,
инициативности,
развитие
социальных
навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике,
развитие
творческих
способностей.
Чувство
свободы
выбора
делает
обучение
сознательным,
продуктивным
и
более
результативным.
Они
включают
в
себя
следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного
обучения,
игровые
технологии,
интерактивные
технологии.
1.
Технология
проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания
учащихся
приближается
к
поисковой,
исследовательской
деятельности.
Успешность
проблемного
обучения
обеспечивается
совместными
усилиями
преподавателя и обучаемых.
Обязанность преподавателя - создание комфортных условий обучения, таких,
при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную
состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Важнейший показатель качества образования - это образованность учащихся.
Повышая образованность учащихся, учитель работает над повышением качества
образования через внедрение активных форм обучения и воспитания.
Учитель старается в своей работе создавать условия для:
• доверительных, позитивных отношений между обучающим и обучающимися;
• демократического стиля общения;
• сотрудничества в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
• опоры на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких
примеров, фактов, образов;
• поиска информации, форм деятельности обучающихся;
• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также
взаимомотивации обучающихся.
Задача учителя состоит в том, чтобы в распоряжении обучающихся больше
было средств для достижения ими определённого уровня образованности.
В
рамках
активной
реализации
интерактивного
обучения
и
воспитания
педагогу
необходимо
использование
активных
форм
обучения,
включающих
следующие технологии:
• технология проблемного обучения (через проблемную ситуацию в
сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания,
постигают теоретические особенности отдельных предметов);
• технология проектного обучения (цель проектного обучения - овладеть общими
умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также
развить социальное сознание);
• - игровые технологии (в игре студент действует не по принуждению, а по
внутреннему побуждению, игра превращает напряженный, серьезный труд в
занимательное и интересное занятие);
• - интерактивные технологии (это прямое взаимодействие учащихся с
окружающей информационной средой; обучение в содружестве, работа в парах,
в группах, учебный диалог, учебная дискуссия).
Использование активных форм обучения позволяет в несколько раз повысить
эффективность
и
качество
обучения.
Также
работа
в
команде,
совместная
проектная
и
исследовательская
деятельность,
отстаивание
своей
позиции
и
толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и
команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные
ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
В
КГАПОУ
«КСХК»
созданы
все
условия
для
эффективной
реализации
интерактивного
обучения
и
во спитания
на
уроках
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности. Педагоги имеют возможность обмена педагогическим опытом
на педагогических конференциях и семинарах, проводимых в стенах колледжа; на
уроках учителя используют формы и методы работы с детьми, соответствующие
их
психолого-педагогическим
особенностям;
учащиеся
имеют
возможность
выбора
видов
активности,
участников
совместной
деятельности.
КГАПОУ
«КСХК» обеспечена всеми необходимыми техническими средствами.
Необходимо помнить о том, что работа с компьютером вызывает у обучаемых
повышенный
интерес
и
усиливает
мотивацию
обучения.
Использование
компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей
информации,
осуществления
«диалога»
с
источником
знаний,
к
новой
форме
оценки
знаний.
Средства
мультимедиа
позволяют
обеспечить
наилучшую,
по
сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа
наглядности. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что
компьютерные
программы
позволяют
сделать
обучение
интересным
и
разнообразным по форме.
2. Виды игровой деятельности на уроке
Существует несколько классификаций видов игровой деятельности. На уроках
безопасности жизнедеятельности возможно использование таких видов игр, как
парные и всей группой, познавательные, ролевые и комплексные, игры–аукционы,
путешествия по станциям, пресс – конференции и игры – исследования.
Удачной
практикой
является
использование
на
уроках
контроля
знаний
компьютерных игр и тестов в игровой форме.
Педагог должен учитывать требования к проведению дидактических игр.
1. Тема игры должна соответствовать теме и цели урока.
2. Постановка четкой и определенной цели игры.
3. Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
4. Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
5. Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру
сложности.
6. Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.
7. Стимулирующий характер игры.
8. Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
9. Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности учащихся.
10. Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
11. Благоприятный психологический климат отношений
12. Простор для личной активности и творчества.
13. Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.
Остановимся на таких занимательных видах игровой деятельности, как уроки-
упражнения, игры-путешествия, ролевые игры, игры-соревнования.
1. Уроки-упражнения являются хорошим средством для развития познавательных
интересов,
осмысления
и
закрепления
учебного
материала,
применения
его
в
новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды,
шарады, головоломки, загадки.
2.
Игры-путешествия
служат,
как
правило,
целям
углубления,
осмысления
и
закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях
выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и
суждениях.
3.
Сюжетная
(ролевая)
игра
-
прием
экспериментального
обучения,
который
помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми
ситуациями. В ролевой игре ученик получает возможность выразить скрытые
чувства и проникнуться чувствами окружающих, упражняется в различных типах
поведения,
активно
действует
на
основании
академического
описательного
материала, учится контролировать эмоции, владеть ситуацией, изменяя содержание
игры. Педагог в ходе игры имеет возможность обнаружить социальные проблемы
учащихся и следить за динамикой группового взаимодействия, получать обратную
связь.
4.
Игра-соревнование
может
включать
в
себя
все
вышеуказанные
виды
дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры
учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Этот
вид деятельности позволяет учителю в зависимости от содержания материала
вводить в игру весьма сложные вопросы учебной программы.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов
идентификации целей, ожидания, опасений. Используя в работе данные методы,
учитель ставит перед собой задачи:
- выяснить ожидания и опасения учащихся, а значит лучше понять группу и
каждого обучающегося, а полученные материалы в дальнейшем использовать для
осуществления
личностно-ориентированного
подхода
к
учащимся
для
преодоления преград;
- определить образовательные цели учащихся;
-
обеспечить
эффективную
организацию
и
последовательное
осуществление
игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности
и
вовлеченности
обучающихся,
уверенности
и
мотивированности
учителя,
соответствия
результатов
деятельности
школы
ожиданиям
и
потребностям
обучающихся, родителей, общества.
3. Тренинг
Повышение эффективности преподавания безопасности жизнедеятельности и
внед ре ние
иннова ционных
технологий
мотивируе т
учите ле й
н а
совершенствование
своих
методов
и
приемов
проведения
урока.
Уроки
со
стандартной формой и схемами проведения являются классикой педагогической
науки, хотя все реже удовлетворяют потребности обучения.
Следовательно, необходимы новые методические формы, которые позволяют
активизировать учебный процесс и внести изменения в воспитательный процесс.
Среди
подобных
новых
форм
следует
выделить
эффективность
тренинга
как
формы
комплексного
использования
интерактивных
методов
обучения
и
воспитания.
Тренинг
позволяет
участникам
сознательно
пересмотреть
сформированные
ранее
стереотипы
и
решать
свои
личностные
проблемы,
закладывает этические и эстетические основы практического поведения. Самое
важное — человек не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам
себя.
В
ходе
тренинга
происходит
смена
внутренних
установок
участников,
пополняются
их
психологические
знания
и
появляется
определённый
опыт
позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. В ходе
тренинга
эффективнее
решаются
вопросы
развития
личности,
успешно
формируются коммуникативные компетентности.
Тренинг
—
это
один
из
специфических
способов
получения
личностного
опыта. В тренинге истину — особенно истину о себе самом — нужно добыть.
Тренинг
предполагает
получение
и
реализацию
участником
позитивных
установок;
опору
на
положительные
качества
собеседника
и
признание
его
достоинств. В самом общем плане все разновидности тренингов направлены на
стимулирование
того
положительного,
что
заложено
в
каждом
человеке,
на
выработку жизненных умений и навыков позитивного отношения к себе и своим (и
партнёра) возможностям, и достижение на этой основе облегчения процессов
общения, ученья и труда. Поэтому по целевым аспектам тренинги подразделяются
на диагностические, обучающие, воспитывающие, развивающие, корректирующие,
терапевтические, саморегуляции и т.д.
Различают
тренинги
индивидуальные,
межличностные,
групповые
и
межгрупповые;
по
временным
масштабам
-
короткие,
средние
и
тренинги-
марафоны.
Далее можно выделить следующие виды тренингов:
–
по
области
смежности
наук:
социально-педагогические,
психолого-
педагогические и психофизиологические;
– по методическим формам: тренинги-игры, дискуссии, упражнения, экспликация,
этюд, психодрама, ситуация, тест и т.д.
– по методическому подходу: манипулятивные, гуманистические, социально-
реалистические, трансцендентные, рефлексивные, нерефлексивные.
Таким образом, тренинг предполагает получение и реализацию участником
позитивных
установок,
опору
на
положительные
качества
собеседника
и
признание его достоинств. Все тренинги в общем направлены на стимулирование
того положительного, что заложено в человеке, на выработку умений и навыков
позитивного отношения к себе и партнеру и достижения облегчения процесса
общения, учения и труда.
Благодаря знаниям о тренинге, учитель может украсить свой урок, применяя
творческие способности и знания методики и педагогики.
4. Презентация результатов практической работы
Использование
методов
презентации
результатов
практической
работы
необходимо для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и
оценки со стороны, демонстрации результатов. Для успешной работы на этапе
презентации
нужно
научить
учащихся
сжато
излагать
свои
мысли,
логически
связно
выстраивать
сообщение,
готовить
наглядность,
вырабатывать
структурированную манеру изложения материала.
Активные методы презентации результатов практической работы помогают
развивать
умение
видеть
проблему,
пути
ее
решения,
находить
нужную
информацию, сотрудничать, принимать мнение других, оценивать свою работу и
работу
своих
товарищей,
развивают
критическое
мышление,
учат
аргументировать,
задавать
вопросы,
активизируют
большое
количество
участников, учат культуре дискуссии.
Активные
методы
подведения
итогов
помогают
учащимся
подвести
итоги
урока, взглянуть на пройденные этапы работы, выразить свое мнение, выяснить,
насколько оправдались ожидания и опасения учеников, а также дают возможность
дать друг другу позитивную обратную связь.
Ведущие
принципы
ФГОС
—
принципы
преемственности
и
развития.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения
основных образовательных программ. Новые образовательные стандарты — это
переход
от
освоения
обязательного
минимума
содержания
образования
к
достижению индивидуального максимума результатов.
Основное
общее
образование
должно
обеспечивать
лично стно е
самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и
гражданской
позиции,
профессиональный
выбор,
выявление
творческих
способностей
учащихся,
развитие
способностей
самостоятельного
решения
проблем в различных видах и сферах деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС меняется взаимодействие педагога и
учащегося: активность педагога уступает место активности учащегося, а задачей
педагога
становится
создание
условий
для
их
инициативы.
Становится
необходимым применение активных методов обучения на уроках русского языка и
литературы. Под методами интерактивного обучения понимается совокупность
педагогических
действий
и
приемов,
направленных
на
организацию
учебного
процесса и создающих условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному,
инициативному
и
творческому
освоению
учебного
материала
в
процессе
взаимодействия
и
взаимообучения
обучающихся
между
собой
и
в
процессе
общения с преподавателем.
Использование интерактивного обучения должно включать действия, которые
помогают
обучающимся
развивать
оценочное
и
критическое
мышление,
попрактиковаться
на
реальных
задачах
и
в
выработке
решений,
приобрести
навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы над аналогичными
проблемами. Интерактивное обучение в полной мере реализует воспитательную
функцию образования, выходя в итоге на внутренний диалог, на душевный отклик
обучающегося, без которого невозможно обретение экзистенциальных ориентиров.
Внутреннее переживание полученной информации способствует соотнесению её с
личным опытом обучающегося, выделению из нее личностных смыслов.