Напоминание

"Однокоренные слова"


Автор: Макарова Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №61"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Однокоренные слова"
Дата публикации: 20.05.2023
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

(2 класс)

Цель

:

научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),

подбирать однокоренные слова.

Задачи:

1.

Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень

слова, подбирать однокоренные слова.

2.

Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.

3.

Формировать универсальные учебные действия: работать с информа-

цией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое

мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение само-

контроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

4.

Обогащать словарный запас учеников.

5.

Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические на-

выки.

Оборудование: опорные слова, карточки для дифференцированной

работы( разноцветные ), сигнальные карточки "светофоры", карточки обрат-

ной связи «настроение», карточки для работы в паре, толковые словари,

сигнальные карточки

Ход урока:

1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

2.Минутка чистописания. Число, классная работа

Запись на доске. ( Слайд 1)

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с

любым заданием.)

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .

3Создание проблемной ситуации.

а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова,

которые здесь записаны.( Слайд 2)

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она

махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели

занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые

шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и

родственников.

- А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются

родственными.

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по

вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик у доски

читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно

было выписать все слова ? ) .

- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам

надо было выписать родственные слова.

в) Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто

они бывают похожими

между собой. Их называют родственниками. Откроем учебникс.58

Упр.77Читают текст, выделенные слова что их роднит и обьединяет

г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по

смыслу).

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова,

которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут

называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их

написание.

- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (зим- ).

- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов (корень)

Отгадав загадку вы узнаете как называется общая часть слов.

Я у дуба ,я у зуба

Я у слов и у цветов

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту ( корень)

- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать , какие

слова называются родственными.

Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют

одинаковый корень.

Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали.

(Зима, зимушка, зимовать, зимний). Давайте, проверим , правильные ли мы

сделали открытия.с.58 сведения читают.

- С родственными словами мы разобрались.

- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое

«корень слова». (Общая часть родственных слов).

Сформулируйте тему урока.(Слайд 2)

е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы

можем найти эту информацию? (в словаре) ( Слайд 4)

Корень:

1)

подземная часть растения;

2)

часть волоса, зуба, ногтя;

3)

начало, источник чего-либо;

4)

часть слова.

- Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как

называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные )

- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского

языка? ( часть слова)

- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?

( Общая часть родственных слов )

Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с

одинаковым корнем ).

4 . Понятие об однокоренных словах.

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать , что наши

родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в

парах.

- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем

же корнем ? (однокоренные слова)

- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомили.

( Показ схемы) ( Слайд 5)

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы

эти понятия.

- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

5. Физминутка . «Родственные слова»

Если я назову пару родственных слов, хлопаете в ладошки. Если назову пару

слов. Не являющуюся родственными, присядаете. Постарайтесь сосчитать

сколько пар родственных слов ,будет названо

Лес- лесник, снег –снеговик, стена –потолок, поле –полено, море –моряк,

Дом –дым, сад –садовый, холод – холодок, лиса – лист, сад –садовый( 6 пар)

- Ребята, после того как вы узнали новые понятия , как вы думаете, какая

учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить

однокоренные слова и определять корень слова) ( Слайд 6)

6. Упражнения в распознавании однокоренных слов

Упр.78 Читаем слова 1 столбика . Можно ли их назвать родственными,

почему? Аналогично со 2,3 столбиком. Выполняют письменную часть.

Работать будем по рядам. Записываем однокоренные слова по рядам.

( 3 ч у доски) остальные в тетради. Проверяем и дополняем .Лес, сад,гриб

.

б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.

- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упр. 80

- А трое ребят будут работать по карточкам.( Разноуровневые карточки на

разноцветных бумагах)

Проверяем выполненное задание .

Работу по карточкам проверю и оценю после урока.

Игра : « Третий лишний» ( задание выполняют в паре) ( Слайд 7) сверяют по

эталону).Зажигаем светофоры

9.Домашнее задание.

-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр79) -

определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них

корень. Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко.( Слайд 8)

10. Итог урока.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

-Давайте еще раз закрепим наши знания, воспользуемся схемой-

помощницей.( Слайд 9))

- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли

сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали

новые понятия, искали ответы на вопросы.)

А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть

родственные слова).

Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

11. Рефлексия.

- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на

уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями

справился, и остался не очень доволен своей работой.

- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.( Слайд 10)

- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.



В раздел образования