Автор: Макарова Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №61"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Однокоренные слова"
Дата публикации: 20.05.2023
Раздел: начальное образование
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
(2 класс)
Цель
:
научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),
подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1.
Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень
слова, подбирать однокоренные слова.
2.
Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3.
Формировать универсальные учебные действия: работать с информа-
цией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое
мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение само-
контроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
4.
Обогащать словарный запас учеников.
5.
Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические на-
выки.
Оборудование: опорные слова, карточки для дифференцированной
работы( разноцветные ), сигнальные карточки "светофоры", карточки обрат-
ной связи «настроение», карточки для работы в паре, толковые словари,
сигнальные карточки
Ход урока:
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2.Минутка чистописания. Число, классная работа
Запись на доске. ( Слайд 1)
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с
любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .
3Создание проблемной ситуации.
а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова,
которые здесь записаны.( Слайд 2)
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она
махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели
занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые
шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и
родственников.
- А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются
родственными.
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по
вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик у доски
читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно
было выписать все слова ? ) .
- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам
надо было выписать родственные слова.
в) Беседа о родственниках.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто
они бывают похожими
между собой. Их называют родственниками. Откроем учебникс.58
Упр.77Читают текст, выделенные слова что их роднит и обьединяет
г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по
смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова,
которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут
называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их
написание.
- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (зим- ).
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов (корень)
Отгадав загадку вы узнаете как называется общая часть слов.
Я у дуба ,я у зуба
Я у слов и у цветов
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту ( корень)
- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать , какие
слова называются родственными.
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют
одинаковый корень.
Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали.
(Зима, зимушка, зимовать, зимний). Давайте, проверим , правильные ли мы
сделали открытия.с.58 сведения читают.
- С родственными словами мы разобрались.
- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое
«корень слова». (Общая часть родственных слов).
Сформулируйте тему урока.(Слайд 2)
е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы
можем найти эту информацию? (в словаре) ( Слайд 4)
Корень:
1)
подземная часть растения;
2)
часть волоса, зуба, ногтя;
3)
начало, источник чего-либо;
4)
часть слова.
- Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как
называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные )
- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского
языка? ( часть слова)
- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?
( Общая часть родственных слов )
Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с
одинаковым корнем ).
4 . Понятие об однокоренных словах.
- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать , что наши
родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в
парах.
- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем
же корнем ? (однокоренные слова)
- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомили.
( Показ схемы) ( Слайд 5)
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы
эти понятия.
- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
5. Физминутка . «Родственные слова»
Если я назову пару родственных слов, хлопаете в ладошки. Если назову пару
слов. Не являющуюся родственными, присядаете. Постарайтесь сосчитать
сколько пар родственных слов ,будет названо
Лес- лесник, снег –снеговик, стена –потолок, поле –полено, море –моряк,
Дом –дым, сад –садовый, холод – холодок, лиса – лист, сад –садовый( 6 пар)
- Ребята, после того как вы узнали новые понятия , как вы думаете, какая
учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить
однокоренные слова и определять корень слова) ( Слайд 6)
6. Упражнения в распознавании однокоренных слов
Упр.78 Читаем слова 1 столбика . Можно ли их назвать родственными,
почему? Аналогично со 2,3 столбиком. Выполняют письменную часть.
Работать будем по рядам. Записываем однокоренные слова по рядам.
( 3 ч у доски) остальные в тетради. Проверяем и дополняем .Лес, сад,гриб
.
б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.
- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упр. 80
- А трое ребят будут работать по карточкам.( Разноуровневые карточки на
разноцветных бумагах)
Проверяем выполненное задание .
Работу по карточкам проверю и оценю после урока.
Игра : « Третий лишний» ( задание выполняют в паре) ( Слайд 7) сверяют по
эталону).Зажигаем светофоры
9.Домашнее задание.
-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр79) -
определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них
корень. Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко.( Слайд 8)
10. Итог урока.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
-Давайте еще раз закрепим наши знания, воспользуемся схемой-
помощницей.( Слайд 9))
- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли
сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали
новые понятия, искали ответы на вопросы.)
А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть
родственные слова).
Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
11. Рефлексия.
- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на
уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями
справился, и остался не очень доволен своей работой.
- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.( Слайд 10)
- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.