Автор: Евтенко Ирина Ивановна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад " №11 Населённый пункт: г.Энгельс Наименование материала: статья Тема: Особенности воспитания детей раннего возраста Раздел: дошкольное образование
(памятка для воспитателей)
Первые годы жизни - начало формирования личности ребенка, многих ее
сторон, качеств. Ни в один из последующих периодов ребенок не развивается
такими стремительными темпами, как в раннем возрасте. Своевременно
начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное,
всестороннее развитие малыша, способствует формированию различных
видов деятельности, предупреждает возникновение отрицательных привычек
и форм поведения. Поэтому так важно с момента рождения малыша
правильно организовать процесс его воспитания и обучения,
последовательно усложнять задачи, использовать целесообразные средства,
методы и приемы воздействия.
Специалисты отмечают особенности детей раннего возраста,
облегчающие их восприимчивость к воспитанию и обучению: пластичность
высшей нервной психической деятельности, большая подражательность и
внушаемость, эмоциональность, развитие таких ценных способностей, как
потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной
двигательной деятельности.
На протяжении всего раннего детства решающую роль в развитии
ребенка играют взрослые. Прежде всего, это родители, искренне любящие
малыша, внимательные к его нуждам и интересам. В семье учитываются
природные возможности ребенка, создаются условия для их реализации.
Благодаря частому эмоциональному общению с ребенком родители
удовлетворяют его потребность • в ласке, внимании, помогают овладеть
навыками поведения и познания окружающего мира, направляют его
деятельность и непосредственно участвуют в его развитии.
Работа воспитателей групп детей раннего возраста с родителями очень
ответственна, поскольку это начало многолетнего сотрудничества детского
сада и семьи. Успех сотрудничества, его результативность во многом зависят
от того, насколько родители с первых дней пребывания ребенка в детском
саду проникнутся доверием к педагогам, убедятся в том, что отныне их
заботу о малыше разделят внимательные, добрые, знающие и умелые люди.
Специфика работы воспитателей ясельных групп с семьей диктуется,
прежде всего, психофизиологическими особенностями дет-I схого возраста:
быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач
воспитания и обучения, перестройки используемых методов и приемов
педагогической работы. Воспитание даст положительные результаты только
при условии согласованности требований и воздействий на ребенка дома и в
детском саду. Поэтому педагоги направляют воспитательную деятельность
родителей, обучают их эффективным методам и приемам работы.
Педагогическое просвещение родителей включает многие вопросы:
знания об особенностях развития дошкольников, о задачах, содержании и
методах воспитания и обучения детей раннего возраста. Организм ребенка
раннего возраста отличается ранимостью, подвержен заболеваниям, поэтому
вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создание условий для
правильного физического развития занимают значительное место программе
всеобуча для родителей. По вопросам гигиенического ухода, рационального
питания, прогулок, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям
полезны советы не только воспитателей, но н медицинских сотрудников
дошкольного учреждения.
Педагоги рассказывают о содержании различных видов деятельности
малыша, о правильном подборе игрушек, о методике обучения детей
действиями с ними,- о возникновении и развитии сюжетной игры. Внимание
родителей обращают на то, что деятельность малыша важна для
формирования у него речи, для развития его нравственных качеств,
эстетических чувств.
В программе всеобуча особо выделяется вопрос, который волнует многих
родителей, - адаптация малыша к условиям дошкольного учреждения,
приспособление его к новому образу жизни, к новому коллективу