Автор: Глухова Лариса Михайловна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Аскизский РЦДО
Населённый пункт: РХ, Аскизский район, рп. Вершина-Теи
Наименование материала: Мастер-класс: «Игра-путешествие, как одна из форм проведение занятия в театральной студии».
Тема: Практическая деятельность в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Мастер-класс
Тема: «Игра-путешествие, как одна из форм проведение
занятия в театральной студии».
Педагог дополнительного образования:
Глухова Л.М.
Участники: педагоги дополнительного образования.
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников
мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению
опыта работы педагога-мастера.
Задачи:
- познакомить коллег с одной из форм проведения занятий;
- создать атмосферу творческого сотрудничества;
- развивать интерес к нетрадиционным формам занятия и анализировать
полученную информацию.
Оборудование:
- раздаточный материал.
Основные этапы мастер- класса:
1. Постановка педагогической проблемы.
2. Практическая демонстрация приёмов. Комментарий к приёму.
3. Рефлексия.
Используемые технологии:
- игровые технологии;
- технологии сотрудничества;
- здоровьесберегающие технологии.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
Понимание его участниками сути авторской системы педагога-мастера;
Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках
транслируемого опыта;
Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
Повышения уровня их профессиональной компетенции по основным
аспектам демонстрируемой деятельности
Рост мотивации участников мастер-класса к формированию
собственного стиля творческой педагогической деятельности.
1. Постановка педагогической проблемы.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех вас на
сегодняшнем мастер-классе… Разрешите представиться: Глухова Лариса
Михайловна, педагог дополнительного образования Аскизского РЦДО,
I квалификационной категории, педагогический стаж: 26 лет, руководитель
объединения «Театральная студия».
- Я сейчас предлагаю, чтобы вы ненадолго забыли, что вы взрослые люди, и
педагоги, и вспомнили, что когда-то были Светочками, Ирочками,
Димочками и Сашеньками…Чтобы вы очутились в своем детстве! Это такая
веселая и яркая пора в жизни каждого человека, что, чем старше мы
становимся, тем чаще нам хочется туда вернуться.
Давайте заглянем в эту театральную страну! В этой стране везде царит
ИГРА!
- И мы с вами в театральной студии, а театр – это игра, в которой участвуют
артисты. Скажите, а Вы бы хотели стать артистами?
Ответ: - Да!
Театральная страна
Вас приветствует, друзья!
Все заданья выполняйте,
и себя представляйте!
2. Практическая демонстрация приёмов. Комментарий к приёму.
- Тема моего мастер- класса:
«Игра-путешествие, как одна из форм
проведение занятия в театральной студии».
- У вас сегодня есть возможность попробовать себя на в роли артиста и
поучаствовать в игре-путешествии «Морской круиз». Вы сегодня узнаете
много нового и покажете себя с лучшей стороны, слушайте все внимательно.
- Я сегодня в образе морского капитана… А без кого или чего не может жить
капитан? (Ответы) Правильно, без команды! А команда мне нужна весёлая,
дружная и творческая…. Вы весёлые? Дружные? Моей командой будете?
(Да!)
- Ну- ка, давайте вместе соберёмся (все кладут руки поочередно каждый
поверх руки педагога.) Как мы назовём свою команду?..(обдумывают
название команды). Отлично, (название), а теперь все вместе (проговаривают
название) Молодцы!
Задание 1. Вы актёры - моряки! Поднять якорь! Поднять флаг! Поднять
паруса! Теперь должны выбрать, куда мы поплывём: на север или на юг? На
юг! Значит, садимся на наши стульчики-корабельные лавочки, кладем руки
друг другу на плечи и начинаем раскачиваться, как волны на море. А так же
издаём звуки моря: Ш-ш-ш!…И вот она земля! Мы с вами сошли на берег.
Молодцы! С заданием справились!
Задание 2. Скажите, что помогает актёру из ничего придумать что-то?
Правильно: фантазия или воображение…Пофантазируем? Мы команда?
Повторяем движения за мной. У нас с вами у каждого есть головной убор. На
всех на нас тельняшки, а на ногах ботфорты - высокие сапоги. А в кармане у
нас - конфета - чупа- чупс … достаём… У меня круглый. Какой у тебя?
(Ответы) Хорошо. Снимаем обертку… У меня - фиолетовый в красную
крапинку. А у тебя? (Ответы). А теперь его попробуем на вкус. У меня он
ежевичный, а у вас? (Ответы). А внутри каждого чупа- чупса бывает что?
Конечно, … жевательная резинка. И вот мы её кладём в рот. Она ещё очень
твердая, начинаем жевать, очень тяжело передвигая челюстями. Она
становится все мягче и мягче, и вот она уже готова к тому, чтобы из неё уже
можно было надувать, что? Правильно пузырь. Но надувать мы будем
звуком, а руками показывать насколько он у нас большой. Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Ш-ш-ш! Стоп, хватит, остановились, не надо, чтобы он у нас лопнул.
А сейчас я буду подходить к каждому из вас, и по моему хлопку ваш пузырь
будет сдуваться со звуком, только постарайтесь не повторяться. Мы играем,
поэтому взрываться вы можете так, как вы сами себе придумали, т.е. по-
разному… Готовы? (Показ работы). Молодцы! Вы очень способные,
талантливые ребята. Мы сейчас с вами познакомились с театральной игрой,
в которой развивали фантазию и воображение….
Задание 3. Путешествие продолжается, садимся на корабль и плывем
дальше. Море становится не спокойным и нам приходится сойти на берег…
Мы видим сказочный дворец, … перед ним лестница, по которой нам
необходимо подняться вверх…Сейчас, маршируя на месте, мы будем считать
вслух до десяти… Начинаем считать тихо - шёпотом, а потом всё громче и
громче, помогая себе руками. Понятно? Готовы? Один, два, три, четыре,
пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. А теперь спускаемся с лестницы
обратно, т.к. ничего интересного мы там не обнаружили. Десять, девять,
восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Молодцы! Итак, мы сейчас
с вами тренировали речь. Это была игра на расширение диапазона голоса
по сценической речи. Актёру необходимо уметь управлять своей речью,
чтобы его можно было слышать, как на первом, так и на последнем ряду…
4.Задание 4. Земля, и мы с вами оказались в Древнем Риме, а люди там
исполняли первобытные танцы, один из которых сейчас разучим.
Представим, что мы одно племя. Берёмся крепко за руки и двигаемся все
вместе в одном ритме. Делаем шаг вправо. Приставляем ногу. Шаг влево -
приставляем ногу. Попробуем. Вправо, молодцы, влево. К этим движениям
мы добавляем движения рук. Вправо делаем шаг и поднимаем руки, влево
опускаем руки. Ещё раз шаг вправо - руки вверх, шаг влево - руки вниз. А
теперь ещё и голову поднимаем вверх, вниз, вверх, вниз. Добавляем звуки,
вправо «У», влево «А». Всё это нужно делать немного энергичнее. И в конце
мы все поднимаем руки вверх и трясём кисти рук «У-у-у-у». Молодцы! В
этом упражнении мы отрабатывали сценическое движение.
Задание 5. Общий этюд «Фотография»
- Очень здорово, ну что нам осталось только сделать фото на память о нашем
путешествии. Сейчас я выберу фотографа, который построит всех на одну
общую фотографию. В конце у нас должна получиться одна общая картинка
под названием «Морской круиз». А по моему хлопку фотография оживет.
3. Подведение итогов занятия. Рефлексия
- Я думаю, что наше путешествие можно закончить. Мы с вами отправимся
домой. Садимся на корабль, солнце светит, море шумит, чайки кричат. Мы
дома. Опустить паруса. Спустить якорь. Присаживаемся.
Это было только небольшое путешествие в мир театра. На самом деле
театральное искусство включает в себя очень много интересного:
театральные игры, сценическая речь, сценическое движение, основы
театральной культуры, работу над спектаклем и ролью. Я надеюсь, что наша
игра-путешествие вам понравилось.
- Скажите, что вам запомнилось на сегодняшнем мастер-классе? (Ответы).
Чтобы определить с каким настроением заканчивается наш, вам необходимо
выбрать себе маску соответствующую сегодняшней встрече.
Желтый цвет- занятие не очень понравилось,
Зеленый цвет- занятие понравилось,
Красный цвет- занятие не понравилось.
Итог:
- Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось.
«Театр – это улей. Одни пчёлы строят соты, другие собирают цвет, третьи
воспитывают молодое поколение, – говорил К. С. Станиславский, – а у всех
вместе получается чудесный ароматный продукт их работы – мед… Но для
этого нужно постоянно, изо дня в день, много, упорно, а главное дружно
работать…» Всего вам доброго!