Напоминание

Упрямство и капризы детей


Авторы: Линиза Мансуровна Яруллина, Яруллина Линиза Мансуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ №23
Населённый пункт: г. Белорецк
Наименование материала: родительское собрание
Тема: Упрямство и капризы детей
Дата публикации: 27.05.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад компенсирующего вида №23 г. Белорецк

На тему: «Упрямство и капризы детей»

Воспитатель: Яруллина Л.М.

2023 г.

Родительское собрание в младшей группе

«Упрямство и капризы. Способы их преодоления»

Цель: обучение родителей способам преодоления детских капризов и

упрямства.

Задачи:

1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.

2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

Ход проведения:

1. Эмоциональный настрой (родители стоят в кругу)

«Поменяйтесь местами те, кто…

- водит в детский сад девочек

- мальчиков

- у кого двое детей

- кто любит с детьми ходить в спортзал

- у кого хоть раз капризничал ребенок.

Наверное, каждый взрослый, будь то мама, папа, бабушка или дедушка,

чувствовали себя хотя бы раз неуютно, когда капризничает ребенок, порою

не зная, как поступить в данной ситуации.

В возрасте от года до 3-5 лет в развитии ребенка происходит перестройка, в

процессе которой он приобретает новый опыт, начинает больше понимать,

острее переживать эмоциональные конфликты. Именно в это время малыш

начинает капризничать, узнав, что кроме слова «да», есть слово «нет».

Как помочь ребёнку избавиться от капризов и упрямства?

Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях

этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.

2. Основная часть с (использованием презентации)

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются

жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то и

другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном

возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 1,5-3,5

лет, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается

«вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет.

Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет и во многом, определяет

поведение ребёнка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте.

И упрямство, и капризы –две стороны одного и того же нарушения в

поведении: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в

капризах.

Попробуем разобраться в понятии «упрямство» и что мы понимаем под

словом «каприз».

Согласны ли вы с утверждением: «Упрямство – неплохая черта

характера?» Во что она может перерасти при вашем грамотном подходе и

любви?

Упрямство часто рассматривается как синоним настойчивости. Иногда

даже родственники восхищаются упрямым ребенком. Вот, мол, захотел и

обязательно добьется своего. Но упрямство и настойчивость – вещи все-таки

различные.

Настойчивость – это когда ребенок (человек)чего-то очень-очень хочет

и добивается этого: просит, обещает что-то взамен, делает шаги навстречу и

готов чем-то поступиться. Упрямый ребенок не слышит доводов и уговоров,

его не соблазнишь конфеткой, прогулкой, добрыми словами. Эмоции

застилают все доводы разума – «рогами в пол», «упертый как баран» - и

ребенок тупо добивается своего.

Всё в этом мире неслучайно, и упрямство ребенка – это тоже один из

важных шагов в его развитии. Для чего необходимо упрямство? Из

упрямства и рождается настойчивость, через упрямство развивается воля

ребенка, умение говорить «нет» и добиваться своей поставленной цели. На

почве упрямства взращивается воля ребенка!

Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребёнок понимает

нельзя, но настаивает.

Проявления капризов:

• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что

оно бессмысленно, не приносит пользы.

• в недовольстве, раздражительности, плаче.

• в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Игра-упражнение «Продолжи фразу» - «Я капризничаю тогда, когда….»

(передавая мяч, родители от лица ребенка продолжаю фразу)

Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако

они могут превратиться в привычную форму поведения.

Опасность капризов в том, что они тормозят развитие ребенка. Причем,

это правило не имеет исключений. Даже самые легкие, самые послушные,

самые спокойные дети иногда капризничают и делают это в любом возрасте.

Мотивом таких поступков являются желания. Важно помнить, отрицательное

поведение редко носит преднамеренный характер. Капризы могут

проявляться по-разному: иногда ребенок выражает недовольство всем на

свете – он все время хнычет, ноет, а сам не знает, что он хочет. Или же

отвечает вспышками гнева на любые требования взрослого не зависимо от

того, разрешают ему или запрещают что-либо сделать.

- Будет ли ребенок капризничать наедине с собой?

- Как вы думаете, с какого возраста надо бороться с капризами?

- Правильно, с самого первого его проявления, чем старше дети, тем больше

вам понадобиться усилий, чтобы избавить ребенка от капризов.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

3. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей

по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

7. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и

капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве",

истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими

родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения

родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего

спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности

у детей?

1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к

сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его

понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это

бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет",

оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в

общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и

увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи

посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только

этого и нужно.

7.Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка

(книжка, штучка!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют

капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой

авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны,

оправданы логикой воспитательного процесса.

Нельзя хвалить:

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с

упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между

родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя

наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

• достигнуто не своим трудом.

• не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

• из жалости или желания понравиться.

Надо хвалить

• за поступок, за свершившееся действие.

• начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

• очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у

взрослого).

О наказаниях необходимо остановиться более подробно

Нельзя –наказывать и ругать когда:

1. Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к.

в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

2. Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

3. Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь,

а ребёнок не может завязать шнурки).

4. После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы

ругаете за это, считая, что он виноват).

5. Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью,

подвижностью и т. д., но очень старался.

6. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

7. Когда вы сами не в себе.

Семь правил наказания

1. Наказание не должно вредить здоровью.

2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что

проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что

совершённое действие вообще достойно наказания, т. е. наказывать "на

всякий случай" нельзя.

3. За 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5. Надо наказывать и вскоре прощать.

6. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта,

поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7. Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём

семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет

из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив

уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Сегодня мы убедились, что плохое поведение у детей – явление хоть и

неприятное, но временное и вполне преодолимое. Вера в свои силы,

искренняя любовь к ребенку, понимание помогут вам понять, что

безвыходных ситуаций на пути воспитания ребенка не бывает. В заключении

- цитата Л. Н. Толстого о воспитании наших детей. «Воспитание

представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не

воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же

поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то

упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому

жить?»



В раздел образования