Напоминание

Значение профессионального развития педагога в современной системе образования


Автор: Шарина Надежда Семеновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 23
Населённый пункт: Колпинского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: Значение профессионального развития педагога в современной системе образования
Дата публикации: 30.05.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение профессионального развития педагога в современной системе

образования

Автор: Шарина Н.С.

В настоящее время изменения, происходящие в экономической, политической и

социальной сферах, требуют постоянного профессионального

совершенствования и саморазвития педагогических кадров. Сложившаяся

ситуация влечет за собой изменения в системе образования и, в частности, в

профессиональной деятельности педагога. Современному обществу требуются

педагогические работники, способные прогнозировать и проектировать не только

образовательный процесс, строить индивидуальные образовательные

траектории обучающихся, но и проектировать собственное профессиональное

развитие в соответствии с тенденциями развития общества.

На современном этапе развития общества остро встает проблема быстрого

устаревания профессиональных знания, что в свою очередь влечет за собой

необходимость для образовательной организации в постоянном развитии

педагогических кадров.

Современная образовательная организация требует от педагога

профессионального мастерства, глубоких знаний педагогики и психологии,

знаний своего предмета. Кроме того, педагог должен уметь работать с

различными категориями детей: от одаренных до имеющих проблемы в развитии.

Педагогу приходится сталкиваться не только с разновозрастным контингентом

детей, но и с их родителями и социумом, с которым тоже нужно уметь

контактировать.

М.М. Поташник отмечает, как бы педагог сам не заботился о своём

профессиональном развитии, сколько бы ни думал о нём, как бы тщательно сам

ни проектировал его, он не сможет не воспользоваться внешними источниками,

которые ему предлагает образовательная организация.

Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития

является повышение квалификации. Целью повышения квалификации является

обновление теоретических и практических знаний. В результате чего педагог

овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает

свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся

условиях и требованиях общества.

Обращая внимание на многогранность понятия «профессиональное развитие»

оно рассматривается как междисциплинарное для педагогики, психологии и

менеджмента.

В психологии труда «профессиональное развитие» — это активное качественное

преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация

активности учителя, приводящая к принципиально новому способу

профессиональной жизнедеятельности (Л.М. Митина). При этом Л.М. Митина

принципиально обращает внимание на то, что нет абсолютно никакой связи

между возрастом учителя и его влиянием на профессиональное развитие.

Противоположная позиция у Э.Ф.Зеера, который в своей концепции

профессионального развития опирается на социальную ситуацию, уровень

реализации в профессии и хронологический возраст человека.

В основе теории А.Т. Ростунова лежит понятие профессиональной пригодности,

под которой он понимает сочетание индивидуально- психологических

особенностей человека, которые обеспечивают ему наибольшую эффективность

его общественнополезной деятельности и удовлетворенности своим трудом .

В менеджменте «профессиональное развитие» — это процесс подготовки

сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию

должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения

между требованиями к работнику и качествами реального человека, т.е. речь по

большому счету идет об управлении человеческими ресурсами.

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и

самореализации как центральное понятие, как стремление человека

совершенствоваться в важном для него деле.

Профессиональное развитие — это «изменение менталитета в процессе

развития и осуществления профессиональной деятельности в текущей

социально – экономической ситуации.

В контексте формирования современных ценностных ориентаций образования,

профессионального развития, по мнению Е. В. Бондаревской «…становясь

основой культуры, все больше ориентируется на утверждение в человеке

сущностного личностного начала, на формирование его ценностных

ориентаций».

Поэтому, на наш взгляд, профессиональное развитие человека — это

длительный процесс совершенствования личностных качеств, необходимых для

профессиональной деятельности.

Если обратиться к педагогике, то профессиональное развитие здесь

рассматривается как процесс решения профессионально значимых задач –

познавательных, коммуникативных, морально-нравственных. В ходе этого

процесса педагог овладевает необходимым комплексом связанных с его

профессией деловых и нравственных качеств. Ученые, которые занимаются

проблемой профессионального развития, отмечают, что развитие

профессионала происходит в результате систематического усовершенствования,

расширения и подкрепления спектра знаний; развития личностных качеств,

необходимых для освоения новых профессиональных знаний, навыков и умений

(Е. Климов).

Именно поэтому профессиональное развитие в педагогике связывают не с

формальностью или обязанностью, а образом мышления, полезной привычкой. В

связи с этим, в последнее время говорится о необходимости профессионального

развития в течение всей жизни.

Основные положения непрерывного образования:

должно длиться в течение всей жизни;

приводит к приобретению и совершенствованию знаний, умений и навыков;

зависит от возможностей и желания людей к саморазвитию;

признается воздействие всех видов образования: формального,

неформального и информального.

Образование должно пронизывать жизнь человека от начала и до конца.

Ежедневное обучение сопровождается получением знаний и нового опыта. Кроме

того, получение формального образования может повториться неоднократно в

течение жизни независимо от возраста и имеющихся профессиональных

навыков, а зависимо только от потребностей личности.

Новые государственно-общественные требования к профессионализму педагога

фактически отражают портрет педагога будущего.

Современный педагог – это педагог-технолог: организатор, управленец,

навигатор, тьютор, модератор, эксперт, консультант и только потом –

информатор. Все эти функции должны сочетаться с личностными качествами,

главное из которых – готовность к непрерывному профессиональному развитию.

Можно сказать, что целью непрерывного профессионального образования

является повышение профессиональной культуры, улучшение имеющихся

профессиональных навыков и приобретение новых. Мотивацией к непрерывному

профессиональному образованию служат как нематериальные стимулы: желание

самоуважения, уважения со стороны окружающих, так и материальные:

повышение заработной платы, получение новой должности (карьерное

продвижение).

Список литературы:

1. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная

ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 37–43.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – Москва:

Академия. 2015. – 240 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие

для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – Москва: Академия, 2014. –

304 с.

5. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности

педагога / М.Н. Миронова // Вопросы психологии. – 2018№ 1.– С.44–54.

6. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития педагога: Учеб.

пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина.– М.: Академия,

2014 –320 с.

7. Поташник М.М. Управление качеством образования: Практикоориентированная

монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника – М.:

Педагогическое общество России, 2013 – 448 с.



В раздел образования