Напоминание

"Традиционные танцы Красноярского края"


Автор: Морозова Елена Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ СОШ №26
Населённый пункт: Московская область,Городской округ Балашиха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Традиционные танцы Красноярского края"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа «Традиционные танцы Красноярского края» 1

АВТОР: МОРОЗОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА


СОДЕРЖАНИЕ 1. Историко-этнографическая справка региона ________________ стр. 3 2. Русский народный танец, как один из древнейших видов народного художественного творчества __________________стр. 5 3. Жанровый состав традиционных танцев русского народа _____стр. 8 4. Описание традиционных танцев Красноярского края _________стр. 13 5. Заключение ____________________________________________ стр. 26 6. Литература _____________________________________________ стр. 27 2

Историко-этнографическая справка региона
Красноярский край образован 7 д е ка б р я 1 9 3 4 год а . О н расположен в центре азиатской части Российской Федерации и п р о с т и р а е т с я о т б е р е г о в Северного Ледовитого океана до гор Южной Сибири. Включает архипелаги Северная Земля, Н о р д ш е л ь д а . Н а с е в е р е омывается Карским морем и морем Лаптевых. Граничит на западе с Тюменской и Томской областями, юго-западе – с Ке м е р о в с ко й о б л а с т ь ю и Республикой Хакасия, на юге – с Республикой Тыва, на востоке – с И р к у т с к о й о б л а с т ь ю и Республикой Саха. Занимает п л о щ а д ь о к о л о 2 3 4 0 0 0 0 квадратных километров. Пятая часть территории края находится за Северным полярным кругом. На крайнем севере находится полуостров Таймыр. В связи с большой протяжённостью края в меридиональном направлении климат характеризуется исключительным разнообразием. 3
Таймыр расположен в зоне арктического и субарктического климата, на остальной территории климат резко континентальный. Зима продолжительная, средняя температура января от -30 до -36 градусов на севере, от -18 до -22 градусов в районах Енисейска, Красноярска и на юге края. Лето в центральных районах умеренно тёплое, на юге – жаркое – до +30 градусов. Реки региона принадлежат к бассейну Северного Ледовитого океана, большая их часть – притоки Енисея, остальные относятся к бассейнам Оби, Пясины, Таймыры, Хатанги. Реки полноводны, многие пригодны для сплава и судоходства, обладают большими гидроэнергетическими ресурсами. Красноярский край богат озёрами: общая их численность составляет 323 тысячи. В Красноярском крае представлены почти все природные зоны, характерные для России – арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, лесостепи и степи. Такое разнообразие дополняется Саянскими горами на юге края и плато Путораны – на севере. Разнообразен растительный и животный мир края. Население края многонационально: русские, украинцы, татары, немцы, белорусы, чуваши, тувинцы, хакасы, народности Севера (долганы, ненцы, нганасаны, эвенки, кеты, энцы и др.). Всего на территории края проживают более ста национальностей и народностей. Красноярский край – крупнейший сельскохозяйственный регион Центральной и Восточной Сибири, полностью обеспечивающий потребности населения в основных продуктах питания. Из-за суровых климатических условий сельское хозяйство развито в основном в южных районах края, где ведущие отрасти – растениеводство, мясомолочное скотоводство и птицеводство, на севере – оленеводство, звероводство, пушной и рыбный промыслы. Ведущие отрасли промышленности – чёрная и цветная металлургия, то п л и в н ы й и э н е р ге т и ч е с к и й ком п л е кс , м а ш и н о с т р о е н и е , металлообработка, горнодобывающая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, химическая, лёгкая и пищевая. 4

Русский народный танец, как один из древнейших видов народного

художественного творчества
Русский народный танец является одним из древнейших видов народного художественного творчества. Он возник на основе обрядовой и трудовой деятельности человека. Развитие русского народного танца тесно связано с историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, административные и религиозные условия отражались на формах общественного сознания, в том числе и на народном творчестве. Всё это несло перемены в быт русского человека, и в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец. На протяжении многовекового пути своего развития танец подвергался значительным изменениям: происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Русский народный танец неотделим от русской песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.

Предки оставили нам интересные обычаи, своеобразные традиции, огромное фольклорное танцевальное богатство. Фольклорные танцы стали большой хореографической ценностью, имеющей не только эстетическое, но и огромное познавательное значение. В древности танцы были тесно связаны с земледельческим характером труда, а значит и с сезонами года. Можно предположить, что в старину они были приурочены к определённым праздникам и обрядам. С течением времени выработалась их определённая хореографическая структура и пластика движений. Изобразительные и выразительные средства, стиль и манера исполнения, традиционная тематика, 5
песенное или музыкальное сопровождение, количество участников — всё это определялось и подсказывалось самой жизнью в процессе исторического развития русского народного танца. Своеобразные мелодии, манера поведения, говор, жизненный уклад, красочные народные костюмы, присущие той или иной местности, оказывали несомненное влияние на местные танцевальные традиции, рождали свою манеру исполнения, свои самобытные неповторимые танцы. Наиболее древними являются два жанра народного танца:
хоровод
и
пляска
. Они, в свою очередь, состоят из различных видов. Каждый вид объединяет танцы с одинаковыми признаками и структурой исполнения. Хороводы различаются двух видов:
орнаментальные
и
игровые.
Жанр пляски более разнообразен: одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска и т.д. Эти танцы создавались на основе развития традиций народных гуляний, игрищ, посиделок. Они всегда были органически связаны с музыкой или песней, раскрывая её содержание. Любому виду танца всегда присущи свои музыкальные интонации, свой стиль, а также костюм, характерный той местности, в которой он исполняется.

Русский народ, создававший на протяжении веков многообразные виды и жанры фольклора, создал также и большое количество танцев, разнообразных по содержанию и выразительным особенностям: красочные
хороводы
, мудрёные
кадрили
, виртуозные
пляски

солистов
, лихие
переплясы, лансье, польки, краковяки
и др. ХОРОВОД — самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода —
круг.
Он символизирует солнце. Хождение в хороводе по ходу солнца - «посолонь», или против хода солнца «осолонь» - берёт своё начало 6
из старинных языческих обрядов и игрищ славян. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни её участниками. Но участники хоровода не только поют, они движутся, приплясывают, разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Кроме круговых хороводов, которые преобладали в южных областях России, широкое распространение получили хороводы
орнаментальные,
которые чаще встречаются всевернорусских областях и в Сибири. Большую роль в них играет хороводница. Виды орнаментальных хороводов
:
воротца, восьмёрка, колонна, корзиночка,ручеёк,змейка
,
карусель
,
плетень
,
капустка
,
хмель и т.д. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, коллективным трудом народа, его бытом. В рисунках орнаментальных хороводов очень силён момент изобразительности. Такие хороводы отличаются строгостью формы и малым количеством фигур, которые как бы «перетекают» из одной в другую. Широкое распространение по всей России получили
игровые
хороводы. Их ещё называют сюжетными. Главным в них является разыгрывание содержания песни — раскрытие её сюжета. В игровых хороводах обязательно наличие действующих лиц. Это могут быть муж и жена, жених и невеста, сказочные персонажи, образы животных, сатирические и юмористические герои. В игровых хороводах часто используются такие выразительные средства, как пляска, игра на различных инструментах, ряжение. ПЛЯСКА — наиболее распространённый и любимый жанр народного танца. Ей присущ дух соперничества, соревнования. Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу и бытует не как музейный экспонат, а как живой родник многообразного хореографического творчества. Пляска состоит из ряда отдельных движений, которые отличаются 7
характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера пляшущего человека. Каждое движение в пляске наполнено смыслом, исполнитель с помощью пластики выражает свои чувства, создаёт тот или иной художественный образ. Все его движения подчинены ритму, темпу и характеру песенного или инструментального сопровождения. Пляской выражали различные состояния человека: бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь. Пляска — это прежде всего радость, здоровье, сила, выход положительной энергии. «Ногам работа — душе праздник!», «Плясать — душу открывать» гласят народные поговорки.
Жанровый состав

традиционных танцев русского народа
Сведения о русской хореографии имеются ещё в литературных источниках XVI века. Развитие народной хореографической культуры шло по трём основным линиям: хороводы, пляски импровизационного характера и танцы, имеющие точно установленную последовательность фигур.
Виды русской народной пляски:
 одиночная (сольная) пляска. Бывает мужская и женская  парная пляска (сердечный разговор, диалог влюблённых)  перепляс — соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений — колен. Исполнялся только мужчинами («ломание», «русская»)  массовый пляс (нет ограничений ни в количестве, ни в возрасте участниковю. «Барыня», «Семёновна», «Подгорная» и др.)  групповая традиционная пляска (обычно имеет определённое количество участников, ей присуща большая организованность. «Шестёра», «Восьмёра», «Чижик», «Походячая», «Кадриль» и др.) 8
КАДРИЛЬ. В Большом толковом словаре русского языка имеется определение понятия «кадриль» – это «старинный групповой танец, исполняемый чётным количеством пар, расположенных квадратом, состоящий из шести фигур, имеющих свою музыку и своё название». Но это определение не в полной мере отражает всю природу крестьянской кадрили. С одной стороны, перед нами чёткая последовательность движений, фигур, поведения, а с другой – большие возможности для импровизации. В кадрили проявляются черты пляски: в сольных проходках, в выходе пары на круг, в смене партнёров и т.д. Народные исполнители говорят – «плясать кадриль», а не «танцевать». Понятие «танцевать» относят, например, к исполнению вальсов, фокстротов и некоторых других поздних танцев. Поэтому, словарное определение необходимо дополнить таким образом: «кадриль – старинный групповой танец, исполняемый чётным количеством пар, расположенных квадратом, состоящий из шести фигур, имеющих свою музыку и своё название, а также включающий элементы импровизационного характера». Многие авторы посвящают разделы своих трудов истории происхождения кадрили. Все они единодушны в том, что кадриль является танцем, заимствованным русскими из западных традиций. В дворянской среде она стала необыкновенно популярна в 70-90-е годы XVIII века. Исследователи отмечают, что в крестьянской среде кадриль изменилась до неузнаваемости, но именно это и дало ей долгую жизнь. К.Я. Голейзовский в своей работе «Образы русской народной хореографии» писал так: «кадриль – это пляска английских крестьян, о которой говорит её первоначальное наименование – country dance. С течением времени название приобрело значение категории танца». Первые сведения о country dance относятся к первой половине XVII века. Хореографическая и музыкальная форма представляла тему с вариациями. Пляска состояла из нескольких танцевальных эпизодов, связанных одной 9
темой – хоровода. Во второй половине XVII века country dance был перенесён в дворянскую среду, где был переделан в кадриль – теперь это было музыкально-хореографическое произведение, состоящее из четырёх номеров, написанных в коленном складе (размер 2/4, 3/8); исполнялось оно четырьмя парами. Движения кадрили, естественно, были приспособлены к исполнению в салонных костюмах. Из Англии кадриль попала во Францию, где местные танцмейстеры превратили её в ряд других бальных танцев. В начале XX века кадриль была завезена из Германии, получив там разновидность («гросфатер»), и приблизительно в то же время стала известной в российских салонах, где приобрела большую популярность. Крепостные слуги русских дворян перенесли форму кадрили и некоторые другие фигуры этого танца в родные деревни и сёла и, переделав её на свой лад, приспособили к своим вкусам. Салонная кадриль представляет собой ряд строго установленных чередующихся в определённой последовательности фигур, названия которых мало соответствуют движениям и жестикуляции. Салонная кадриль исполняется во всех странах по установленному регламенту. Народная же кадриль в этом отношении совершенно свободна: форма и содержание её коленец и фигур изменяются соответственно требованиям времени, жизни и вкуса населения данной местности». А.А. Климов в своей книге под названием «Русский народный танец» пишет, что французская кадриль прошла очень большой эволюционный путь и начала распространяться в России в начале XIX века. Танцевальная культура крестьян оказала огромное влияние на развитие кадрили. Она подчинила кадриль национальной манере, стилю и характеру исполнения. В народе кадриль не только совершенствовалась и видоизменялась, но даже сочинялась заново. «Кадриль приобрела своеобразные движения, рисунки, впитала в себя исконно русскую манеру исполнения, взяв от салонного исполнения лишь некоторые особенности построения, да само название, 10
которое часто изменялось на русский лад: «кадрель», «кадрелка», «кандрёшка». Обобщая труды многих исследователей, можно отметить главные отличительные признаки кадрили:  чёткое деление на пары;  деление на отдельные короткие самостоятельные части, называемые фигурами;  точная установленная последовательность фигур (в большинстве случаев);  импровизационный характер исполнения некоторых хореографических элементов. Таким образом, кадриль – сложное синтетическое явление народной художественной культуры, возникшее на позднем этапе, вобравшее в себя лучшие достижения народной хореографии. А.А. Климов объединяет все кадрили в 3 типа: квадратные, линейные, круговые. Название типов кадрилей происходит из исходной позиции расположения пар участников. Среди молодежи кадриль всегда была самым любимым народным танцем. Эта форма народной хореографии отвечала этическим и эстетическим запросам молодых людей того времени. Парни и девушки стремились к более открытому проявлению своих чувств, поэтому затейливая форма кадрили, живое взаимодействие партнёров, разнообразные переходы, кружения со своим и чужим – всё это как нельзя лучше отвечало их запросам. Кадриль танцевали и на зимних вечёрках, и на весеннее-летних уличных гуляниях, исключалось лишь время постов. Кадриль могли плясать на пятачке возле церкви, около дома, который заранее откупали, а позднее – возле клуба, на площадке. Плясали её и на свадьбах, и на проводах в армию. Пляска могла длиться от 30 минут до часа, это зависело от количества танцующих и количества «колен» в данной кадрили. 11
Во всех кадрилях важен был момент приглашения парнем девушки. Он мог пригласить её по-разному: просто поклоном, подать руку, оттопнуть. Если же девушка не хотела идти плясать с этим парнем, то могла отказать ему, оттопнув ногой. Многие колена кадрили исполнялись с частушками. Петь их могли как девки, так и парни. В тех коленах, где происходила смена партнёров, в парах присутствовал дух соперничества, как и между парнями, пляшущими друг против друга в переплясе. Во многих кадрилях смена фигур сопровождалась сменой наигрыша. Это зависело от мастерства гармониста. Его обычно уважали, гармонь украшали цветами и лентами. Во всех кадрилях встречается особый «кадрильный» шаг: шаг средней величины, удобный для исполнителя. Выполняется он на полусогнутых ногах и характерен для парней и девок. Другой тип шага – «дробушки»: он требует особого мастерства, умения, навыков, которые нарабатываются годами. Дроби бывают разнообразными и могут характеризовать исполнителя. С помощью них может выделиться лидер. Характер шага – «дробь» – кадриль переняла из сольных плясок. Никакой другой танец не включает в себя дроби, этим кадриль особо отличается от остальных танцев. В сольных проходках возможен ещё один стиль исполнительства – «коленца». Он характерен только для парней, однако, когда в послевоенные годы мужчин стало не хватать, женщины переняли этот стиль. Исполнение кадрилей имело очень большое значение для молодёжи в традиционной крестьянской общине. Этим объясняется необыкновенная популярность и любовь к данному виду танца. В первую очередь, кадриль, как и вообще молодёжные собрания, способствовала удачному выбору пары для будущей семейной жизни. Занимательность её исполнения привлекала 12
молодёжь, которая готова была снова и снова исполнять этот танец. Это и сохранило столь долгую жизнь кадрили. Кроме установления брачных отношений и развлечений, кадриль воспринималась как очистительный акт: «Во время пляски выходили все вредные вещества, плясали «до упаду». Кадриль, безусловно, способствовала сплочению молодёжной группы, а также формировала поведенческие реакции и устанавливала морально-нравственные рамки. К поздним танцам, городским по своему происхождению относятся также ПОЛЬКА, ЛАНСЬЕ, КРАКОВЯК, ПАДЭСПАНЬ. Эти танцы настолько отдалились в деревенской среде от своих прототипов, что даже специалисты с трудом могли их узнать. Как правило, их плясали парами, передвигаясь по кругу. Окончание фигуры могло сопровождаться переходом девушки или парня к следующей паре.
Описание традиционных танцев Красноярского края
Научно-методических материалов по русскому традиционному танцу написано не так уж много. Популярностью пользуются пособия А.А. Климова «Русский народный танец», Е. В. Руднева «Курские танки и карагоды», И.И. Веретенникова «Южнорусские хороводы», К.Я. Голейзовский «Образы русской народной хореографии», Н.И. Заикин «Областные особенности русского народного танца». По традиционному танцу Сибири системных трудов я не обнаружила. Однако, получила информацию в виде методического материала и практических видео уроков от Н. Индан (г. Новосибирск), а также по бытовым танцам и кадрилям Красноярского края от руководителя фольклорного ансамбля «Живая старина» руководитель И.Н. Горев (г. Красноярск), фольклорного ансамбля «Завалинка» рук. Е. В. Попкова (г. Железногорск Красноярского края). В фольклорно-методическом фильме в исполнении участников фольклорных ансамблей «Живая старина» и «Завалинка» представлены по 13
нескольку видов хороводов, групповых плясок, кадрилей и бытовых танцев, записанных в различных районах Красноярского края. Два хоровода, представленных в фильме являются местной разновидностью популярного в России «плетня», это: «Заплятися, Плятень», «Плету, плету сито». Кадрили представлены двумя «Лентяями» Абанского и Бирилюсского районов. Бытовые танцы: «Подгорная», «Саратова», «Полечка» Ирбейского района села Талое, «Лысого», «Краковяк» Бирилюсского района села Орловка. Групповые пляски: «Четвёра» Кежемского района села Заимка, «Шестёра» Богучанского района деревни Иркинеево, «Шестёра» Саянского района села Усть-Анжа, «Топор» Абанского района деревни Успенка. Все эти танцы интересны и необычны по своей лексике. От традиционных танцев других регионов они отличаются обилием кружений с различными видами поддержек и взаимодействий с партнёрами. В центральной публичной библиотеке г. Красноярска случайно обнаружилось методическое пособие неизвестного автора, в котором были записаны танцы со слов и показов жителей преклонного возраста Мотыгинского, Богучанского, Кежемского, Енисейского районов. Из этого пособия привожу в своей работе несколько описаний традиционных танцев Красноярского края.
«Реченька»
(пос. Устье, Мотыгинского района) «Реченька» – парный танец, исполняется под песню «Выйду ль я на реченьку». Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: парами, правая рука юноши и левая рука девушки соединены и подняты вперёд на уровне груди. Свободные руки опущены. Количество пар в пляске не ограничено. 14
 1 - 4 такты: танцующие исполняют четыре переменных шага вперёд по линии танца, юноша с правой ноги, девушка с левой ноги. (Рис. 1)  5 – 8 такты: танцующие исполняют четыре переменных шага назад против линии танца. (Рис. 2)  9 – 10 такты: девушка и юноша поворачиваются спиной друг к другу (юноша через правое плечо, девушка через левое плечо), исполняя припляс в повороте. (Рис. 3)  11 – 12 такты: юноша и девушка расходятся, исполняя два переменных шага.  13 – 14 такты: танцующие исполняют два вальсовых поворота (юноша вправо, девушка влево), продвигаясь вперёд по линии танца. Руки опущены вниз. (Рис. 4)  15 – 16 такты: исполняя шаг на ¼ такта, юноша и девушка идут навстречу друг другу и становятся в исходное положение. Танец исполняется сначала. Вый _ ду ль я на ре _ чень _ ку, пос _ мот _ рю на быс _ тру _ ю, не у _ ви _ жу я сво_во ми _ ло _ ва, лю _ без _ но _ го преж _ не _ го. 15



Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

«Хоровод»
(пос. Кандаки, Мотыгинского района) Специального названия этот хоровод в данной местности не имел. Водили его на улице под любую медленную хороводную песню. Музыкальный размер 4/4. Хоровод парный, количество пар не ограничено. Ведущая, запевая, шла по кругу, к ней присоединялись все желающие, берясь правой рукой за левую руку впереди идущего. Пройдя круг, ведущая начинает «закручивать узоры». Направление хоровода может меняться, но круг обязательно выдерживается.
«Вьюнок»
(с. Кежма, Кежемского района) Перед началом танца в з е м л ю в б и в а л и треугольником три кола , вокруг которых и водили хоровод, обходя их то справа, то слева «змейкой». Фигуры зависели от импровизации ведущего. Иногда вместо кольев вставали три девушки, которые всё время 16
приплясывали и общались с другими исполнителями, являясь такими же участниками хоровода.
«Во лузях»
(с. Кежма, Кежемского района) Двухфигурный замкнутый круговой хоровод. Он может исполняться с продвижением по прямой и по кругу под песню «Во лузях». Хоровод построен на простых шагах. Кисти рук исполнителей соединены на уровне плеч, локти согнуты. На каждый шаг руки покачиваются вверх – вниз. Хоровод мог двигаться как по ходу часовой стрелки, так и против. При движении по прямой, хоровод имеет форму овала, при движении по кругу – форму полумесяца. Характерно, что в обеих фигурах двигается только половина участников хоровода – одна сторона, вторая стоит на месте.
Фигура 1:
Исполнители стоят лицом в круг в форме овала. Руки соединены на уровне плеч, локти согнуты. Хоровод, как бы катится по дороге, продвигаясь вперёд. (Рис. 1)
Фигура 2:


Исполнители, держась за руки, становятся в круг лицом к центру, затем половина исполнителей проходят вперёд и круг получает форму полумесяца. (Рис. 2) Полумесяц продвигается по кругу, несмотря на постоянное перемещение участников из внешней стороны полумесяца во внутреннюю и наоборот. Постоянно двигается только половина участников хоровода, вторая стоит на месте. (Рис. 3) 17

Рис. 1

Рис. 2



Рис. 3

«Парочный

хоровод»
(с. Климино, Богучанского района) Исполняется под песню «Не ходи-ка, моя милая». Пары стоят по кругу лицом друг к другу и держатся за руки. Юноши спиной в круг, девушки – лицом. Руки соединены в кистях на уровне плеч, локти согнуты. Хоровод круговой, пары двигаются по кругу приставным шагом. Направление движения может меняться через один или два ку п л е т а . Р у к и в о в р е м я д в и ж е н и я переводятся, то вправо, то влево. Шаг исполняется на первую долю такта, приставка – на вторую.
«Походячая»
(с. Малая Белая Енисейского района) 18
Музыкальное сопровождение – песня «Я по жердочке шла» или другая «походячая». Замкнуты круговой хоровод. Количество участников не ограничено. Начиналась с движения в круге, участники брались за руки и, делая шаги на каждую ¼ долю такта, шли по кругу. Через куплет или два, меняли направление движения хоровода, приплясывая на повтор двух последних строк куплета или на припев, если он есть. 19
Несколько танцев, бытовавших в Сибири мне удалось найти в «Вестнике Российского Фольклорного Союза»
«Чижик»
Известно несколько вариантов исполнения «Чижика». Есть круговой, который сопровождается пением частушек под «Подгорную». Сибирский вариант танцуют парами в линию (парень держит девку правой рукой). Принцип перемещения пар в линейном «Чижике» тот же, что и в «Ручейке». В «Чижике» колонна, образованная из пар, расходится в две линии: в одной линии стоят парни, в другой, напротив них – девушки. Парень и девушка, образующие пару, стоят лицом друг к другу. Первая пара в «Ручейке» берётся за руки, проходит до конца колонны, как бы гуляя по улице. 20
Затем возвращается в начало колонны и кружится сначала по часовой стрелке, держась под локоть правой рукой, затем против часовой стрелки, держась под локоть левой рукой. Хватка рук может иметь несколько видов: - тыльная сторона ладони упирается в плечо партнёра; - тыльная сторона ладони упирается в спину партнёра; 21
- взяться под одноимённый локоть партнёра, затем сцепить свои руки в замок. Последний вариант рекомендуется использовать в детском коллективе, поскольку он позволяет крепче держать локоть. Затем девушка идёт в колонну парней и кружится с крайним стоящим, парень в это же время идёт в колонну девок и кружится с крайней в колонне. Затем они встречаются в центре. Всегда, кружась в пляске, с чужим партнёром держатся под правую руку, а со своим – под левую. Так парень обходит всех девок колонны, кружась по очереди с каждой, а девушка обходит всех парней, кружась с каждым поочерёдно. Первая пара при этом всегда встречается в центре и кружится, постепенно продвигаясь к концу колонны. Обойдя всех, пара встречается, кружится и идёт каждый в свою колонну, становясь в ней крайним. Ту же фигуру исполняет пара, стоящая следом за начинающей парой, также продвигается, кружась то с чужим партнёром, то со своим. Таким образом, все пары проделывают друг за другом эту фигуру. Танец продолжается до тех пор, пока первая пара не вернётся на место в начало колонны. 22
Все поют «Чижика», повторяя его множество раз, пока пляска не закончится. До кого ещё не дошла очередь, приплясывают, стоя на месте. Потом начинающая пара выполняет следующую фигуру, а также начинает кружиться с другой хваткой рук. Все пары выполняют то же самое в свою очередь. Танец завершается после выполнения всех фигур всеми участниками «Ручейка». 1. «Чижик, чижик, где ты был? Под горою водку пил». 2. «Я не водку, я наливку, люблю Катю-Катерину. 3. Катя, Катя, Катерина – нарисована картина. 4. Катя гладью вышивала, офицера поджидала». 5. «Офицер молодой, проводи меня домой! 6. Мой дом на горе, два окошка во дворе. 7. Раз, два, три, четыре, меня грамоте учили. 8. И читать, и писать, и узоры вышивать. 9. Я узоры вышивала, я иголочку сломала. 10. Чижик, чижик, чижачёк, деревенский мужичок! 11. Мы тебя поили, мы тебя кормили. 12. На ноги поставили, танцевать заставили. 13. Танцуй, сколько хошь, выбирай, кого захошь!»
«Пятёра»
Название танца отражает принцип построения и количество участников: один юноша и четыре девушки, которые составляют пятёрку. Таких «пятёрок» могло образовываться любое количество. Юноши, закончив танец в одной «пятёрке», переходили в другую, двигаясь из кружка в кружок «против солнца», т.е. против хода часовой стрелки. Вращение в парах внутри «пятёрки» было с переменой направления. Исполняется под гармонь, наигрыш «Подгорная». Гармонист, иногда вместе с балалаечником, становились в центре полянки, а «пятёрки» образовывались вокруг них. Девушка, которая оставалась без пары, пела частушку. Пляска «Пятёра» имеет круговую композицию, основу составляет вращение юноши с каждой девушкой по очереди. 1. Юноша стоит в середине круга. Девушки, взявшись за руки, простым шагом идут по кругу 8 шагов (4такта) «против солнца», затем 8 шагов (4такта) «по солнцу». 23
2. Девушки поворачиваются лицом друг к другу и, взявшись за правые руки, начинают выполнять «переборы», продолжая двигаться каждая в своём направлении, встречаясь то правыми, то левыми руками. Так переходят до тех пор, пока не придут на своё место (8 тактов). 3. Юноша выбирает любую из девушек. Девушка, идущая по кругу, по ходу часовой стрелки, идёт к девушке, стоящей за ней в кругу. 4. Юноша и девушка, а также две девушки берутся под правые руки, соединяют их в замок и вращаются на месте (4 такта), затем меняют направление и берутся под левые руки, снова вращаются (4 такта). Оставшаяся одна девушка поёт частушку. 5. Юноша идёт к следующей по кругу девушке, двигаясь «по солнцу». Следующая девушка подходит к следующей за ней по кругу девушке. Девушка, которая кружилась с юношей, остаётся одна. 6. Юноша и девушка №1, взявшись под правые руки, вращаются. Девушки №2 и №3 также вращаются. Девушка №4 поёт частушку. Затем меняют направление и вращаются (8 тактов). 7. Юноша идёт к девушке №2, девушка №3 идёт к №4. Девушка №1 остаётся одна. 24
8. Юноша и девушка №2, девушка №3 и №4 кружатся, взявшись под правые руки, затем под левые руки (8 тактов). Девушка №1, оставшись одна, поёт частушку. 9. Девушка №2 остаётся одна, юноша идёт к девушке №3, Девушка №4 идёт к девушке №1. 10. Юноша и девушка №3, девушка №4 и №1, взявшись под правые руки, вращаются, затем под левые руки и вращаются (8 тактов). Девушка №2 поёт частушку. 11. Все девушки становятся в круг на свои места, берутся за руки и идут по кругу «против солнца» (4 такта). 12. Девушки идут по кругу «по солнцу». Юноши переходят из круга в круг, двигаясь «против солнца» (4 такта). 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение народной хореографии является необходимой областью профессиональной деятельности, которая позволяет глубже проникать в культуру и народные традиции региона, создавать на своих уроках и мероприятиях наиболее адекватную фольклорную среду, открывать учащимся ещё одну сторону народного художественного творчества, неразрывно связанную с народным пением. Народная хореография помогает формировать гармоничное развитие маленьких фольклористов, воспитывают чувство стиля, представление о традиции в единстве слова, напева и движения. Это способствует органичному воссозданию образцов русского фольклора, во всей полноте его синктеричной природы. Детям очень нравятся народные пляски и танцы. Их изучение во всём многообразии очень полезно использовать на детских «полянках», которые можно проводить, как одну из форм внеклассной фольклорной работы. «Полянки» - традиционные молодёжные увеселения, бытовавшие в Казачинском районе Красноярского края в летнее время года. Рядом с молодёжными, дети от 9 до 13 лет обычно устраивали «малые полянки». Репертуар поляночных игр и танцев обычно перенимался от старших, но отличался наиболее простыми формами. Играли в «Капустку», исполняя при этом один из видов хоровода «Плетень», включали в свой репертуар такие пляски, как «Нареченька», «Полечка», «Ручеек», а дети постарше исполняли «Чижика», «Топор» и др. Выезжая в фольклорные экспедиции, мы обязательно о п р а ш и в а е м б а б у ш е к о традициях проведения вечёрок, ко т о р ы е б ы л и о с о б е н н о популярны в Сибири. Пляски и танцы, собранные нами и другими и с с л ед о ват е л я м и фольклора Красноярского края, широко используют ся в о 26
внеклассной фольклорной работе школы, несут радость общения, гармонию и красоту. ЛИТЕРАТУРА 1. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. – Белгород, «Везеница» 1993, 114 с. 2. Герасимова Н. Весенние пляски русского населения Алтайского края // Вестник российского Фольклорного Союза. – М., № 1(12), 2005 3. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. – М., «Искусство», 1964, 364 с. 4. Горев И.Н. Вечёрочные и хороводные песни Красноярского края. – Красноярск, «Семицвет», 2010, 56 с. 5. Даль В.В. Толковый словарь. Т. 2. – М., «Прогресс «Универс»», 1994, 2030 с. 6. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. – Орёл, «Труд», 1999, 550 с. 7. Захарова С., Макарова К. Кадриль в России и Прикамье // Вестник российского Фольклорного Союза. – М., № 2 (17), 2006 8. Климов А.А. Русский народный танец. – М., «МГУК», 1996, 40 с. 9. Кравченко Т.В. Поющими весями Красноярья. – Новосибирск, «Классик-А», 2010, 80 с. 10.Махова Л.П. Танцуем «Чижика»//Вестник российского Фольклорного Союза. – М., № 1(6), 2003 11.Новосёлова Н.А. В хороводе были мы. Казачинские полянки. – Красноярск, Каннская межрайонная типография, 1994, 72 с. 12.Фольклорный учебно-методический фильм «Бытовые танцы и кадрили» Красноярского края. 27


В раздел образования