"Пробудить интерес к православию через уроки изобразительного искусства"
Автор: Мокроусова Оксана Алексеевна Должность: учитель изобразительного искусства и черчения Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область Наименование материала: статья Тема: "Пробудить интерес к православию через уроки изобразительного искусства" Раздел: среднее образование
Не обрекай сокровище на муки!
Иеромонах Роман (Матюшин)
Дорога
в
Храм
православия
у
каждого
своя.
Но
чем
раньше
приобретает человек опыт христианской жизни, тем естественнее и
прямее этот путь. Православные знания должны усваиваться с детства
через
семью,
родных
и
близких
людей,
а
теперь
и
через
школу.
Пренебрежение
этими
знаниями
приводит
к
душевной
пустоте,
личным трагедиям, отсутствию интереса к жизни.
Искусство и православная вера на протяжении многих столетий
переплетались, перетекали друг в друга, в результате чего возникло
православное искусство. А, главное, они едины в своей главной цели –
объединении
и
воспитании
детей,
задевая
самые
тонкие
струны
человеческих душ.
Лучшие
произведения
изобразительного
искусства,
музыки,
литературы, питаясь из одного источника - православия, выполняют
свое высшее призвание – умножение любви в человечестве, становясь
реальной силой его возрождения, что особенно важно сейчас, в эпоху
массового растления душ.
Паисий Святогорец сказал: «Культура – это хорошо, но для того,
чтобы она принесла пользу, необходимо « окультурить» еще и душу».
Сегодня
в
нашей
школьной
практике
мы
делаем
попытки
возвращения
к
церковному
искусству,
осмыслению
его
опыта
в
контексте истории, его роли в «окультуривании души» в преподавании
художественных дисциплин.
ИЗО в школе – это тот самый предмет, который в яркой форме
выражает
внутренний
мир
школьника.
Существуют
даже
психологические тесты : с помощью рисунка можно помочь ребенку
раскрыть свой мир, свое отношение к семье, его состояние души.
Чаще всего рисунок-это самое доступное по форме самовыражение.
Чтобы выразить себя в музыке, все-таки нужно знать ноты, а здесь
– взял в руки карандаши, краски – твори, фантазируй что душа
просит.
Школьная программа по изобразительному искусству построена
таким
образом,
что многие темы
проходят с1-го по 7-й
класс
красной нитью: это красота
земли, русской
природы – пейзажи;
человек и его рукотворный мир; народные промыслы; архитектура,
города, русское зодчество, храмы; мир «братьев наших меньших»;
различные тематические работы: сказки, космос, военная тематика,
народные
праздники,
православные
праздники
Пасха
Христова,
Рождество Христово, Благовещение, Рождество Богородицы, Покров
Пресвятой
Богородицы,
Троица.
Православные
праздники
─
часть
русской культуры. А русская культура своими корнями глубоко уходит
в
Православие,
органически
и
исторически
взаимосвязана
с
ним.
Задачи,
которые
ставятся
в
каждой
теме,
различны
с
художественной
точки
зрения,
но
есть
одна
цель,
которая
объединяет все, без исключения. Может быть, это даже и не цель, это
само собой разумеющееся - духовное начало. Без него рисунок не
интересен, скучен, он как бы «умирает». Чем светлее и открытее к
миру душа, тем интереснее работа по замыслу, по цвету по форме
исполнения.
Прежде чем браться за какую-то тему, надо ее прочувствовать,
прожить и полюбить.
Я
заметила
у
себя
в
работе
интересную
зависимость.
Мое
отношение к заданной теме и проявление этого отношения в
детских работах. Чем тема мне ближе, понятнее она, чем больше
мне
нравиться, тем
интереснее
работают
дети,
и все у всех
получается. А успешность в работе окрыляет как взрослого, так и
ребенка. Не зря говорят – «душа поет», мне кажется, она у детей
даже звенит, как колокольчик,
на их лицах радость, улыбки, а это
счастье.
Истина, Добро и Красота – неразделимые понятия. Присутствие
красоты
в
жизни
и
умение
видеть
ее
помогает
ребенку
глубже
проникать в суть явлений, постигать смысл и радость бытия.
Изобразительная деятельность дает ему возможность выразить
свои
впечатления
в
художественной
форме
через
линии,
цвет,
композицию.
На уроках дети проявляют удивительную фантазию в творческих
работах. Рисуют купола, колокола, храмы, раскрашивают буквицы,
выполняют коллективные работы.
Я замечаю, что чаще всего дети любят рисовать цветы. Я не раз
задавала себе вопрос: «Почему они часто рисуют цветы?» - на что я
затруднялась давать ответ. Сказать просто, что цветы красивы - это
звучит банально. Цветы нас просто
притягивают к себе, мы их
чувствуем, «понимаем». Одним словом - мы их любим.
Недавно в руки мне попал рассказ «Цветы», автором которого
является священник Михаил Шполянский. Он говорит: «Я убежден,
что цветы – это чудо. Чудо Божье, явление милости Божией. Цветы –
это очевиднейший дар божественной любви человеку. Так что когда
мы дарим цветы любимым, друзьям – это мистический акт. Акт
богоуподобления, акт повторения в малой капле нашей жизни
безбрежного океана божественной любви».
Это самое точное определение, что такое цветы и почему они
нас радуют.
Православное
понимание
красоты–
это,
прежде
всего,
образ
«положительно
прекрасного
человека»,
милосердного
и
любящего,
чистого в помыслах и благородного в поступках. Этот образ красоты
отражён в вечных для искусства темах: «Материнстве», «Любви и
верности Отечеству», «Сопереживании всему живому на земле».
На
уроках
ИЗО
ребята
учатся
видеть
красоту
в
картинах
художников, замечать её в жизни и воплощать в рисунках. Особо
нужно сказать о красоте русского пейзажа.Разве в его целомудренной
красе
не
воплощается
Православная
идея
о
«простоте,
добре
и
правде», о силе духа и милосердии? Умение видеть эту красоту в
жизни и передавать в живописи позволяет создавать художественный
образ русской природы.
Мне очень хочется, чтобы дети, вырастая, не проходили
мимо этой красоты и могли ее дарить друг другу.
Завершить свое выступление я хочу словами Паисия Святогорца:
«На учителях лежит великая ответственность… Пусть они сеют семя.
Не видят, как оно прорастет? Ничего.
Ничто не проходит бесследно: придет время и семя прорастет».
Живем надеждой.