"Взаимодействие языковых явлений как основа повышения грамотности учащихся. Подготовка к ЕГЭ"
Автор: Галанина Ольга Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Котлубанская СШ" Населённый пункт: п. Котлубань, Волгоградская область Наименование материала: учебный курс Тема: "Взаимодействие языковых явлений как основа повышения грамотности учащихся. Подготовка к ЕГЭ" Раздел: среднее образование
МБОУ «Котлубанская СОШ»
Рабочая программа учебного курса-практикума по
русскому языку для 11 класса.
Взаимодействие языковых явлений как основа повышения
грамотности учащихся. Подготовка в ЕГЭ.
Ф.И.О. составителя программы
Учитель русского языка и литературы:
Галанина О.В.
Пояснительная записка
Данный спецкурс предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к
выполнению заданий Единого Государственного экзамена по русскому языку и
написанию письменной работы (сочинения) по данному тексту. Рассчитан на 34 часа
в 10 классе.
Программа включает в себя:
- теоретический материал;
- вопросы и задания практического характера;
- вопросы и задания занимательного характера.
Цели курса:
- развивать умение осмысленно читать текст и выполнять к нему задания;
- научить выделять проблематику текста;
- научить определять авторскую позицию и комментировать её;
- способствовать умению давать собственную оценку тексту и аргументировать ее;
- углубить умение создавать текст (сочинение- рассуждение).
Программа направлена на достижение следующих задач:
1.
Обобщение, систематизация знаний по теории и практике устной и
письменной речи
2.
Знакомство с основными понятиями, необходимыми для написания сочинения
3.
Определение этапов работы с текстом ( первоначальная работа с текстом,
работа над выступлением, финалом сочинения- рассуждения и т.д.)
4.
Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием
письменной речи
5.
Самостоятельное составление текста сочинения- рассуждения по
предложенному тексту.
Спецкурс состоит из теории и практики. Вначале дан материал для занятий по
теории курса русского языка, так как без знания и понимания основных
понятий, необходимых для написания сочинения, справиться с заданием части
3 невозможно. Дальнейший материал предусматривает последовательное
нарастание трудностей в заданиях, в подборе текстов, повышение роли
самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний.
Число и месяц
Содержание программы
Домашнее задание
03.09
06.09
Фонетические явления и
их взаимосвязь с
орфографией. Фонетика.
Орфография. Орфоэпия.
10.09
13.09
Интонация и орфография.
17.09
20.09
Связь орфоэпии с
этимологией слова
24.09
27.09
Выразительные средства
русской фонетики
1.10
4.10
Системная связь между
фонетикой и
орфографией.
8.10
11.10
Лексика. Фразеология.
Морфемика. Орфография.
Речеведение. Смысловой
и грамматический анализ
слова.
15.10
18.10
Группы слов и нормы их
употребления.
22.10
25.10
Семантика морфем как
основа определения
лексического значения
слова.
29.10
8.11
Синонимия
грамматических и их
стилистические и
смысловые различия
12.11
15.11
Системная связь между
морфемикой и
орфографией.
19.11
22.11
Качество хорошей речи.
Речевые ошибки.
26.11
29.11
Средства
выразительности речи
03.12
06.12
Контекстуальные
антонимы и синонимы, их
стилистическая роль.
10.12
13.12
Морфемный разбор слова
и его связь с
орфографией.
17.12
20.12
Взаимосвязь морфологии
с морфемикой
24.12
Грамматико-
27.12
орфографические
различия между
служебными словами и
морфемами.
14.01
17.01
Морфемно-
словообразовательный
анализ в орфографии.
21.01
24.01
Взаимосвязь морфологии
с морфемикой.
28.01
31.01
Грамматико-
орфографические
различия между
служебными словами и
морфемами.
04.02
07.02
Звуко-буквенные
орфограммы в
орфографии. (Морфемно-
словообразовательный
анализ.)
11.02
14.02
Взаимосвязь
морфологических
признаков слова, его
написание и
синтаксической роли
18.02
21.02
Правописание не и ни с
разными частями речи в
различных
синтаксических
конструкциях
25.02
28.02
Стилистические фигуры
речи как синтаксические
построения.
04.03
07.03
Межфразовые средства
связи.
11.03
14.03
Семантико-
стилистические и
выразительные
возможности
односоставных
предложения.
18.03
21.03
Структурный
параллелизм сложных
предложений.
04.04
08.04
Грамматическая,
стилистическая и
лексическая синонимия
как источник богатства и
выразительной речи.
11.04
15.04
Систематизация и
структуирование
материала для
письменного
высказывания.
18.04
22.04
Формулирование
проблемы исходного
текста и ее комментарии.
25.04
29.04
Отражение позиции
автора и аргументация
собственного мнения.
13.05
16.05
Отражение позиции
автора и аргументация
собственного мнения
20.05
23.05
Обобщающее повторение
изученного материала