Напоминание

АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЕНА КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Бобоев Мухсин Давронбегович
Должность: Магистрант 1 курса специализации профессионального образования по направлениям
Учебное заведение: Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими
Населённый пункт: город Худжанд, Согдийский область
Наименование материала: статья
Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЕНА КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: высшее образование





Назад




АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО

ВЛИЯНИЕНА КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.Д. Бобоев,

Магистрант 1-ого курса

Правительством

Республики

Таджикистан

предпринимаются

ряд

целенаправленных

шагов

по

вхождению

в

единую

Всемирную

образовательную систему. Одним из этих шагов является переход в

кредитную систему образования. Введение этой системы предполагает:

обучение вариабельно в структуре и сроках, может существовать

индивидуальный «вектор» обучения;

расширение

академической

мобильности

и

увеличение

возможностей привлечения иностранных учащихся в отечественные вузе и

возможность обучения в зарубежных вузах;

доступное обучение (экономический аспект);

многоступенчатое обучение;

свободное перемещеные кадров (выпускников);

унифицированный формат документов об образовании;

повышение оперативности и обоснованости контроля обученности

студентов и их промежуточной аттестации;

расширение

возможностей

получения

междисциплинарного

образования;

упрощение

организационного

сопровождения

перехода

на

индивидуальные формы обучения;

сокращение

числа

параллельно

читаемых

курсов

для

малых

студенческих аудиторий и оптимизация численности учебных потоков;

высвобождение

средств,

которые

могут

быть

использованы

повышения оплаты труда преподавателей;

создание благоприятных условий для более широкого применения в

учебном процессе современных образовательных технологий и зарубежного

опыта организации учебного процесса.

Как известно введение понятия кредитной системы, которая в свою

очередь

определяется

как

система

организации

учебного

процесса,

базируется на учете трудоемкости в условных единицах. Иначе говоря, это

есть предметно-курсовая система образования, построенная на требовании

выполнения определенного объема (определенной трудоемкости) учебной

работы, выраженного в условных (кредитных) единицах, для получения

искомой степени или профессиональной квалификации. В связи с этим

переход в кредитную систему образования требует внесения ряда изменений

в структуру управления ВУЗ - а. Сегодня основным направлением

совершенствования образования является комплексный подход. Он требует

объединения учебной, творческой, трудовой, общественной, культурной,

спортивной и иной еятельностистудента в комплексный образовательный

процесс, обеспечивающий социализацию личности и индивидуализацию

образовательных траектории в период обучения в вузе. Такой подход может

быть реализован только на единой информационно - коммуникационной

среды вуза, создающе соотвсгвующую целостную компеютерную модель как

каждого обучаемого, так и всего образовательного процеса. Оснаву этой

среды должны составить автоматизированые информатционые системы

административного управления и контроля качества образования в ВУЗ - е.

Информационная система управления институтом была создана на

основе проекта автоматизации института и включает в себя конкретную

систему, которая предоставляет студентам и преподавателям института

возможность улучшить качество уроков, поток образования и эффективность

повседневной деятельности. Главным условием входа в систему является

указание пароля и логина каждого пользователя, по которым можно

использовать доступные возможности. Эта система работает во внутренней

сети института и предоставляет студентам возможность своевременного

доступа к необходимой информации.

Преподаватели института имеют возможность фиксировать полученный

балл в базе данных даже во время урока, предварительно опросив студента

через эту систему. Работа системы прозрачна и все данные централизованы,

что гарантирует чистоту и полноту используемых данных.

Администрация института также имеет широкие возможности для

использования

этой

системы.

В

целях

постоянного

наблюдения

за

деятельностью преподавателей и учащихся администрация рассматривается

как неотъемлемая часть этой системы и принимает меры в отношении

преподавателей и учащихся в зависимости от содержания имеющейся

информации. С помощью этой системы администрация может получать

полную и актуальную информацию о деятельности каждого преподавателя и

студента. Эта особенность данной системы дает хорошую возможность

повысить качество уроков и уровень знаний учащихся.

Одной из основных целей использования и внедрения такой системы

является обеспечение и гарантия качества образования в институте. Потому

что с помощью этой системы у студента будет возможность получить

необходимую информацию.

При входе в систему путем выбора персонального логина и пароля

обучающийся

попадает

на

свою

страницу

и

получает

возможность

ознакомиться с необходимой информацией. Система работает на территории

института на любом компьютере, подключенном к внутренней сети

института. Также часть этой системы размещена в глобальной сети -

Интернет.

Каждому

студенту

выдается

отдельный

логин

и

пароль

для

использования информационной системы управления института.

Данная система предоставляет студентам следующие возможности:

1.Определение оценок по предметам за текущий и предыдущий

семестры;

2. Определение рейтинга студента в группе;

3. Чтение информационного табло института, факультета и группы;

4. Использование системы электронной библиотеки;

5. Использование системы электронной почты;

6. Использование системы форумов;

7. Использование электронного курса предмета;

8. Изменение вашего профиля (например, пароль, изображение и иногда

дополнительная информация);

9. Создание резюме;

10. Ознакомьтесь с личным планом обучения;

11. Запись факультативных уроков;

12. График обучения;

13. Образовательная тестовая система;

14. Анкетная система учителей.

Всевозможные

объявления

и

новости

пишутся

в

студенческом

интерфейсе.

Если студент задолжал предмету, на его интерфейсе автоматически

появится следующая информация:

с помощью кнопки «Прогресс» студент будет проинформирован о

своих ежедневных баллах и баллах его одноклассников в течение текущего

цикла;

с помощью кнопки «Прогресс» студент будет в курсе количества

пропусков в течение текущего и семестрового цикла;

с

помощью кнопки «Индивидуальный учебный план» студент

знакомится с количеством предметов, перечнем предметов, количеством

кредитов предметов в текущем семестре;

при нажатии на кнопку «Транскрипт» откроется такое зеркало, по

которому студент может увидеть, какие оценки он получил за время

обучения во всех семестрах (с 1 семестра по 8-10 семестр);

с помощью кнопки «Написать заявление» студент может написать

заявление и отправить его через эту сеть. В момент написания заявки он

должен выбрать одно из приложений по своему содержанию в окне «Тип»;

с помощью кнопки «Изменить пароль» студент может изменить

свой пароль;

ознакомившись с объявлениями и информацией, студент может

покинуть портал Института, нажав кнопку «Выход».

Следующий

веб-сайт

был

создан

с

использованием

новейших

технологий,

обеспечивающих

безопасность

и

конфиденциальность

информации. Стоит отметить, что Web-сайт работает в режиме бета-

тестирования, и если у вас возникнут проблемы, обращайтесь к специальной

группе программистов этой системы.

Комплекс программного обеспечения позволяет:

учет индивидуальных и учебных признаков абитуриентов, студентов

и других, задаваемых пользователем, типов учащихся в учебном заведении;

создание приказов о приеме, переводе и отчислении, поощрениях и

взысканиях студентов, выполненных курсовых работах и прохождении

практики;

учет выданных дипломов о полном и неполно вышем образовании и

академических справок, транскриптов а также испорченных бланков;

учет преподавательского состава, читаемих им предметов и объем в

часах;

учет оплаты за обучение, а также других студенческих взносов;+

решить

здачу

оперативного

учета

и

контролня

качества

образования в вузе;

формировать учебные планы и создать рабочие учебные планы по

специальностям, распределять нагрузку по дисциплинам кафедрами и

автоматически отображать учебную нагрузку в личномделе преподавателя;

использовать электронные учебно-методические материалы, такие

как силлабусы, УМК, ресурсы электронной библиотеки для качественного

освоения учебных материалов и подготовки к промежуточным и финальным

экзаменам, систематическая самооценка и внешняя оценка студентов с

помощью автоматизированной тестовой системы по всем предметам;

формировать промежуточные и финальные ведомости, вносить

данные об их результатах, отражать их в транскрипте студентов, подго-

тавливать данные для печати, ведомостей, отчетов и приложений к диплому,

контролировать успеваемость;

автоматизировать процесс зачисления, восстановления, перевода я

отчисления студентов;

контролировать поступление и расходование денежных средств

обучение,

проводить

финансовый

мониторинг

в

соответствии

с

организационно-учебной структурой вуза (факультета).

Программный комплекс ориентирован:

на работников администрации, руководителей кафедр, препод для

комплексной автоматизации повседневно работы тического создания и

хранения большинства отчетов, формирования учебной нагрузки и много

другого;

на учебный отдел и мониторинг качества образования – для

мгновенного просмотра и создания отчестов по контигенту учащихся мости

и успеваемости студентов и итогам сессий;

на руководство вуза - дла получения оперативной ннформации по

студенческому

и

профессорско-преподавательскому

составу,

анализу

поступления и расходования денежных средст за обучение;

на центр регистрации и консультаций - для получения оперативной

информации об успеваемости, посещаемости и создания ведомостей по

дисциплинам, формирования транскрипта студентов.

Основные особенности реализации программною комплек:

при большой функциональности комплекс прост в эксплуатации

сопровождение нс требует специальной подготовки и сложных программно-

аппаратных средств, а интуитивно понятный интерфейс позволяет проводить

быстрое обучение персонала;

встроенная

система

разграничения

прав

доступа

позволяет

сохранять

конфиденциальность,

определить

права

доступа

каждого

пользователя (студента, группы, преподавателя, подразделения, должности) к

тем или иным объектам системы;

эффективная

система

экспорта

данных

позволяет

быстро

подготавливать различные печатные формы самими пользователями.

Результатами

внедрения

данного

программного

обеспечения

являются:

постоянный контроль студентами своей успеваемости в режиме

онлайн по каждому предмету, что способствует мотивации к активному

обучению;

экономия

времени

-

почтовая

служба

позволяет

студентам

непосредственно задавать вопросы преподавателю и получить ответ онлайн,

не затратив время на поиск преподавателя или ожидания его дежурства на

кафедре;

оценка полезности элективных дисциплин и влияния студентов на

качество и структуру этих курсов;

уменьшение непосредственного контакта с преподавателями и

зависимости от их субъективной оценки, а также анонимная оценка качества

преподавания, чем существенно ограничивается возможность коррупции.

Программа обеспечивает прозрачность принятия решений, участия

студентов в оценке качества образования путем анкетной оценки препо

давателей, предметов и качества управления.

Программа

имеет

дополнительные

возможности

но

управлению

качество образования путем анализа статистических данных, проведения

ановимн анкетирования среди студентов в единой сети, совершенствования

уче методических пособий на основе отзывов студентов и выпускников и др.

ЛИТЕРАТУРА

1 Бринев, Н. С. Кредитная система оценивания студентов как фактор

повышения эффективности образования II Проблемы введения система

зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к

Всероссийскому совещанию. - М.: РУДН, 2003

2. Бардовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление

качеством образовательного процесса: Монография. - СПб Изд-во РГПУ им.

А.И.Герцена, 2001

3. Ефремов. А. Я., Чистохвалов,В. И. Кредиты и учебный

-РУАН,

2003.



В раздел образования