Автор: Бобоев Мухсин Давронбегович
Должность: Магистрант 1 курса специализации профессионального образования по направлениям
Учебное заведение: Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими
Населённый пункт: город Худжанд, Согдийский область
Наименование материала: статья
Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЕНА КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: высшее образование
АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО
ВЛИЯНИЕНА КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.Д. Бобоев,
Магистрант 1-ого курса
Правительством
Республики
Таджикистан
предпринимаются
ряд
целенаправленных
шагов
по
вхождению
в
единую
Всемирную
образовательную систему. Одним из этих шагов является переход в
кредитную систему образования. Введение этой системы предполагает:
обучение вариабельно в структуре и сроках, может существовать
индивидуальный «вектор» обучения;
расширение
академической
мобильности
и
увеличение
возможностей привлечения иностранных учащихся в отечественные вузе и
возможность обучения в зарубежных вузах;
доступное обучение (экономический аспект);
многоступенчатое обучение;
свободное перемещеные кадров (выпускников);
унифицированный формат документов об образовании;
повышение оперативности и обоснованости контроля обученности
студентов и их промежуточной аттестации;
расширение
возможностей
получения
междисциплинарного
образования;
упрощение
организационного
сопровождения
перехода
на
индивидуальные формы обучения;
сокращение
числа
параллельно
читаемых
курсов
для
малых
студенческих аудиторий и оптимизация численности учебных потоков;
высвобождение
средств,
которые
могут
быть
использованы
повышения оплаты труда преподавателей;
создание благоприятных условий для более широкого применения в
учебном процессе современных образовательных технологий и зарубежного
опыта организации учебного процесса.
Как известно введение понятия кредитной системы, которая в свою
очередь
определяется
как
система
организации
учебного
процесса,
базируется на учете трудоемкости в условных единицах. Иначе говоря, это
есть предметно-курсовая система образования, построенная на требовании
выполнения определенного объема (определенной трудоемкости) учебной
работы, выраженного в условных (кредитных) единицах, для получения
искомой степени или профессиональной квалификации. В связи с этим
переход в кредитную систему образования требует внесения ряда изменений
в структуру управления ВУЗ - а. Сегодня основным направлением
совершенствования образования является комплексный подход. Он требует
объединения учебной, творческой, трудовой, общественной, культурной,
спортивной и иной еятельностистудента в комплексный образовательный
процесс, обеспечивающий социализацию личности и индивидуализацию
образовательных траектории в период обучения в вузе. Такой подход может
быть реализован только на единой информационно - коммуникационной
среды вуза, создающе соотвсгвующую целостную компеютерную модель как
каждого обучаемого, так и всего образовательного процеса. Оснаву этой
среды должны составить автоматизированые информатционые системы
административного управления и контроля качества образования в ВУЗ - е.
Информационная система управления институтом была создана на
основе проекта автоматизации института и включает в себя конкретную
систему, которая предоставляет студентам и преподавателям института
возможность улучшить качество уроков, поток образования и эффективность
повседневной деятельности. Главным условием входа в систему является
указание пароля и логина каждого пользователя, по которым можно
использовать доступные возможности. Эта система работает во внутренней
сети института и предоставляет студентам возможность своевременного
доступа к необходимой информации.
Преподаватели института имеют возможность фиксировать полученный
балл в базе данных даже во время урока, предварительно опросив студента
через эту систему. Работа системы прозрачна и все данные централизованы,
что гарантирует чистоту и полноту используемых данных.
Администрация института также имеет широкие возможности для
использования
этой
системы.
В
целях
постоянного
наблюдения
за
деятельностью преподавателей и учащихся администрация рассматривается
как неотъемлемая часть этой системы и принимает меры в отношении
преподавателей и учащихся в зависимости от содержания имеющейся
информации. С помощью этой системы администрация может получать
полную и актуальную информацию о деятельности каждого преподавателя и
студента. Эта особенность данной системы дает хорошую возможность
повысить качество уроков и уровень знаний учащихся.
Одной из основных целей использования и внедрения такой системы
является обеспечение и гарантия качества образования в институте. Потому
что с помощью этой системы у студента будет возможность получить
необходимую информацию.
При входе в систему путем выбора персонального логина и пароля
обучающийся
попадает
на
свою
страницу
и
получает
возможность
ознакомиться с необходимой информацией. Система работает на территории
института на любом компьютере, подключенном к внутренней сети
института. Также часть этой системы размещена в глобальной сети -
Интернет.
Каждому
студенту
выдается
отдельный
логин
и
пароль
для
использования информационной системы управления института.
Данная система предоставляет студентам следующие возможности:
1.Определение оценок по предметам за текущий и предыдущий
семестры;
2. Определение рейтинга студента в группе;
3. Чтение информационного табло института, факультета и группы;
4. Использование системы электронной библиотеки;
5. Использование системы электронной почты;
6. Использование системы форумов;
7. Использование электронного курса предмета;
8. Изменение вашего профиля (например, пароль, изображение и иногда
дополнительная информация);
9. Создание резюме;
10. Ознакомьтесь с личным планом обучения;
11. Запись факультативных уроков;
12. График обучения;
13. Образовательная тестовая система;
14. Анкетная система учителей.
Всевозможные
объявления
и
новости
пишутся
в
студенческом
интерфейсе.
Если студент задолжал предмету, на его интерфейсе автоматически
появится следующая информация:
с помощью кнопки «Прогресс» студент будет проинформирован о
своих ежедневных баллах и баллах его одноклассников в течение текущего
цикла;
с помощью кнопки «Прогресс» студент будет в курсе количества
пропусков в течение текущего и семестрового цикла;
с
помощью кнопки «Индивидуальный учебный план» студент
знакомится с количеством предметов, перечнем предметов, количеством
кредитов предметов в текущем семестре;
при нажатии на кнопку «Транскрипт» откроется такое зеркало, по
которому студент может увидеть, какие оценки он получил за время
обучения во всех семестрах (с 1 семестра по 8-10 семестр);
с помощью кнопки «Написать заявление» студент может написать
заявление и отправить его через эту сеть. В момент написания заявки он
должен выбрать одно из приложений по своему содержанию в окне «Тип»;
с помощью кнопки «Изменить пароль» студент может изменить
свой пароль;
ознакомившись с объявлениями и информацией, студент может
покинуть портал Института, нажав кнопку «Выход».
Следующий
веб-сайт
был
создан
с
использованием
новейших
технологий,
обеспечивающих
безопасность
и
конфиденциальность
информации. Стоит отметить, что Web-сайт работает в режиме бета-
тестирования, и если у вас возникнут проблемы, обращайтесь к специальной
группе программистов этой системы.
Комплекс программного обеспечения позволяет:
учет индивидуальных и учебных признаков абитуриентов, студентов
и других, задаваемых пользователем, типов учащихся в учебном заведении;
создание приказов о приеме, переводе и отчислении, поощрениях и
взысканиях студентов, выполненных курсовых работах и прохождении
практики;
учет выданных дипломов о полном и неполно вышем образовании и
академических справок, транскриптов а также испорченных бланков;
учет преподавательского состава, читаемих им предметов и объем в
часах;
учет оплаты за обучение, а также других студенческих взносов;+
решить
здачу
оперативного
учета
и
контролня
качества
образования в вузе;
формировать учебные планы и создать рабочие учебные планы по
специальностям, распределять нагрузку по дисциплинам кафедрами и
автоматически отображать учебную нагрузку в личномделе преподавателя;
использовать электронные учебно-методические материалы, такие
как силлабусы, УМК, ресурсы электронной библиотеки для качественного
освоения учебных материалов и подготовки к промежуточным и финальным
экзаменам, систематическая самооценка и внешняя оценка студентов с
помощью автоматизированной тестовой системы по всем предметам;
формировать промежуточные и финальные ведомости, вносить
данные об их результатах, отражать их в транскрипте студентов, подго-
тавливать данные для печати, ведомостей, отчетов и приложений к диплому,
контролировать успеваемость;
автоматизировать процесс зачисления, восстановления, перевода я
отчисления студентов;
контролировать поступление и расходование денежных средств
обучение,
проводить
финансовый
мониторинг
в
соответствии
с
организационно-учебной структурой вуза (факультета).
Программный комплекс ориентирован:
на работников администрации, руководителей кафедр, препод для
комплексной автоматизации повседневно работы тического создания и
хранения большинства отчетов, формирования учебной нагрузки и много
другого;
на учебный отдел и мониторинг качества образования – для
мгновенного просмотра и создания отчестов по контигенту учащихся мости
и успеваемости студентов и итогам сессий;
на руководство вуза - дла получения оперативной ннформации по
студенческому
и
профессорско-преподавательскому
составу,
анализу
поступления и расходования денежных средст за обучение;
на центр регистрации и консультаций - для получения оперативной
информации об успеваемости, посещаемости и создания ведомостей по
дисциплинам, формирования транскрипта студентов.
Основные особенности реализации программною комплек:
при большой функциональности комплекс прост в эксплуатации
сопровождение нс требует специальной подготовки и сложных программно-
аппаратных средств, а интуитивно понятный интерфейс позволяет проводить
быстрое обучение персонала;
встроенная
система
разграничения
прав
доступа
позволяет
сохранять
конфиденциальность,
определить
права
доступа
каждого
пользователя (студента, группы, преподавателя, подразделения, должности) к
тем или иным объектам системы;
эффективная
система
экспорта
данных
позволяет
быстро
подготавливать различные печатные формы самими пользователями.
Результатами
внедрения
данного
программного
обеспечения
являются:
постоянный контроль студентами своей успеваемости в режиме
онлайн по каждому предмету, что способствует мотивации к активному
обучению;
экономия
времени
-
почтовая
служба
позволяет
студентам
непосредственно задавать вопросы преподавателю и получить ответ онлайн,
не затратив время на поиск преподавателя или ожидания его дежурства на
кафедре;
оценка полезности элективных дисциплин и влияния студентов на
качество и структуру этих курсов;
уменьшение непосредственного контакта с преподавателями и
зависимости от их субъективной оценки, а также анонимная оценка качества
преподавания, чем существенно ограничивается возможность коррупции.
Программа обеспечивает прозрачность принятия решений, участия
студентов в оценке качества образования путем анкетной оценки препо
давателей, предметов и качества управления.
Программа
имеет
дополнительные
возможности
но
управлению
качество образования путем анализа статистических данных, проведения
ановимн анкетирования среди студентов в единой сети, совершенствования
уче методических пособий на основе отзывов студентов и выпускников и др.
ЛИТЕРАТУРА
1 Бринев, Н. С. Кредитная система оценивания студентов как фактор
повышения эффективности образования II Проблемы введения система
зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к
Всероссийскому совещанию. - М.: РУДН, 2003
2. Бардовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление
качеством образовательного процесса: Монография. - СПб Изд-во РГПУ им.
А.И.Герцена, 2001
3. Ефремов. А. Я., Чистохвалов,В. И. Кредиты и учебный
-РУАН,
2003.