"Разработка внеклассного мероприятия Татар халык ашлары"
Автор: Хайрова Айгуль Равилевна Должность: преподаватель татарского языка и литературы Учебное заведение: ГАПОУ ЕПК Населённый пункт: город Елабуга, Республика Татарстан Наименование материала: методическая разработка Тема: "Разработка внеклассного мероприятия Татар халык ашлары" Раздел: среднее профессиональное
Подготовили:
преподаватели татарского языка
и литературы
Хайрова А.Р.
Зиганшина Э.М.
Елабуга 2015 г.
В данной методической разработке представлена методика организации
и проведения внеклассного мероприятия по теме «Татар халык ашлары».
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ЕЛАБУЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка внеклассного
мероприятия
Лист: 2 из 10
Редакция: 1-2015
Целью методической разработки является развитие у студентов чувства
любви и уважения к традициям и музыке татарского народа, узнавание новой
информации
об
истории
татарской
национальной
кухни,
ознакомление
с
образцами татарской национальной кухни.
Разработка
предназначена
для
использования
преподавателями
на
классных часах.
Пояснительная записка
Реализация личностно-ориентированной технологии обучения является
одной из основных задач современного образования. Педагогический процесс
при
личностно-ориентированной
педагогике
направлен
на
развитие
уникальной
целостной
личности,
развитие
ее
задатков
и
творческого
потенциала. При этом необходимо учитывать возможности и особенности
каждого студента.
Внеклассные мероприятия, проводимые в свободной игровой форме,
способствуют
решению
вышеозначенной
задачи,
поскольку
создают
комфортность общения, поддерживают интерес к учебе и непрерывный рост
каждого студента, участвующего в проведении и подготовке мероприятия.
Каждый студент может найти себе дело по душе: участие в оформлении или
организация
команды,
подготовка
материалов
к
турниру
или
участие
в
выступлении.
Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по
содержанию
жизнь
студентов
в
колледже,
тем
успешнее
развиваются
их
творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых
людей, растёт их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает
процесс обучения и воспитания.
Данное внеклассное мероприятие посвящено популяризации татарского
языка и литературы.
Методическая разработка адресована преподавателям образовательных
учреждений среднего профессионального образования.
Оглавление
Методическая разработка внеклассного
мероприятия
Лист: 3 из 10
Редакция: 1-2015
1.Введение
2.Подготовительный этап
3.План мероприятия
4.Методика проведения
5.Сценарий проведения
6.Заключение
7.Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка внеклассного
мероприятия
Лист: 4 из 10
Редакция: 1-2015
Кулинарное
искусство
татарского
народа
богато
своими
традициями.
Сложилось
оно
в
результате
многовекового
развития,
тесно
связанного
с
окружающей средой, как природной, так и этнической. Глубинные же корни
ведут в тюркский мир – к традициям народов Волжской Булгарии, Золотой Орды,
Казанского ханства. Основу татарской кухни составляли продукты крестьянского
хозяйства. Это различные зерновые и бобовые в виде муки и крупы. Любимым
мясом
поволжских
татар
считается
баранина,
хотя
широко
используется
и
говядина. Лошадей так же разводили не только для хозяйственных нужд: конина
шла
в
пищу
как
в
вареном,
так
и
в
соленом,
валеном
виде,
в
виде
колбасы.Значительным подспорьем являлось птицеводство (куры, гуси, утки),
пчеловодство.
Молоко использовалось, главным образом, в переработанном виде –
творог, сметана, сливки, катык, айран и другие.
Помимо этих продуктов татары издавна широко использовали привозной
рис,
пряности,
южные
сухофрукты
(изюм,
урюк,
чернослив),
чай.
Из
всего
многообразия блюд наиболее характерными для традиционной татарской кухни
являются, во- первых, супы и бульоны, мясные, постные ( вегетарианские),
молочные, названия которых определялись по названию заправленных в них
продуктов – круп, овощей, мучных изделий. Именно разнообразие последних
( токмач, умач, салма и др.) является приметноой чертой татрской кухни. А суп –
лапша на мясном бульоне до сих пор остается обязательным блюдом и во время
приема гостей. В бульоне подовались и пельмени, которые готовились так же и к
званым обедам.Тесту татары всегда придавали большое значение и хорошо умели
его
готовить.
Во-
вторых,
обилие
мучных
изделий,
используемых
как
в
повседневной
пище,
так
и
по
случаю
званых
обедов.
Тесту
татары
всегда
придавали большое значение и хорошо умели его готовить, причем одинаково
искусно выпекают пироги из кислого ( дрожжевого) и пресного, простого и
сдобного, крутого и жидкого теста, с начинкой и без начинки, хотя именно
изделия с начинкой придают своеобразие татарской кухни.
Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста,
которые подовались к чаю: чельпек, катлама, кош теле, паштет и.т.д.. Кстати,
многие из них по содержанию, способу приготовления типичны для тюркских
народов в целом. “Чайный стол – душа семьи”, говорят татары, подчеркивая тем
самым не только свою любовь к чаю, как к напитку, но и значимость его в
застольном ритуале. Это третья характерная особенность татарской кухни. Пьют
чай
крепким,
горячим,
нередко
разбавляя
молоком,
сливками.
Без
чая,
по
существу,
не
обходится
ни
один
прием
пищи.
Чай
с
печеными
изделиями
(коймак, кабартма) порой заменяют завтрак, обед или ужин. Чай – непременный
атрибут встречи гостя, причем любого – званого и незваного.
Кстати, угощение начинается с раздачи каждому участнику специальной
салфетки, которую растилают на колени. В прошлом нередко для этих целей
использовали одно длинное – метров 15- 20 полотенце.
Появление
на
званом
обеде
нежданного
гостя,
особенно
если
это
человек
приезжий, считается хорошим предзнаменованием. Украшением же застолья и
Методическая разработка внеклассного
мероприятия
Лист: 5 из 10
Редакция: 1-2015
сейчас остается хорошая беседа: “Ашның тәме тоз белән – мәҗлес яме сүз
белән”, -- считают в народе.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Современная молодежь должна уметь формировать представление о кухне
в
целом
и
о
татарской
кухне
в
частности,
знать
историю
татарской
национальной
кухни,
научиться
готовить
татарские
национальные
блюда,
определять ее особенности.
Преподавателем был найден материал:
- высказывание великих людей;
- игры;
- презентации;
- информативный материал;
- видеоматериал
При проведении мероприятия были использованы образцы татарской
национальной кухни: губадия, треугольники, сметанник, хворост.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
Тема : «Татарская национальная кухня»
Цели :
- развитие творческой деятельности и способностей студентов, ознакомление
студентов
с
татарской
национальной
кухней,
развитие
речевых
навыков
студентов.
-воспитание у студентов чувства любви и уважения к татарской нации, кухне,
гордости
(детям-татарам)
за
свою
нацию,
сплочения
студенческого
коллектива;
-
формирования
у
студента
представления
о
татарской
кухне,
ее
особенностях,
традициях
татарского
народа,
о
современных
технологиях
приготовления различных блюд, формирования у студентов умений вжиться в
роль.
Вид мероприятия : урок – экскурсия в ресторан «Татар халык ашлары»
Сфера: общественное питание
Социальная роль : нравственная
Место проведения: аудитория учебная
Время проведения: 1.30 минут.
Оформление : плакаты , интерактивная доска, проектор, оформление
«ресторанного стола с угощениями татарской национальной кухни» (стол,
угощения, самовар).
Участники: студенты группы 521.
Методическая разработка внеклассного
мероприятия
Лист: 6 из 10
Редакция: 1-2015
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
В аудитории собираются студенты группы 521, приглашенные гости.
Участники мероприятия занимают рабочее место.
Ведущий (преподаватель) открывает ресторан, представляет присутствующих
гостей – участников посетителей ресторана и жюри.
Преподаватель, используя презентацию:
- сообщает тему и цели мероприятия;
- представляет участников мероприятия, жюри.
Ведущая (студентка 521 группы) читает стихотворения, предоставляет
информативный материал.
Ведущий (студент) читает стихотворение.
Ведущий
(преподаватель)
представляет
презентации,
информативный
материал
на
компьютере
на
тему:
«Татар
халык
ашлары».
Презентации,
информативный материал подобраны согласно целям и задачам мероприятия.
Мероприятие
начинается
с
музыкального
оформления
–
татарской
танцевальной музыки. Проводится игра «Правильное название блюда» (нужно
сложить
все
буквы
в
правильное
название
блюда).Выигравший
получает
звездочку.
Ведется беседа о татарской и русской национальных блюдах. Студенты
рассказывают
про
татарскую
кухню.
Далее
проходит
игра
«Угадай
не
национальное блюдо» (студенты из выбранных картинок на доске убирают те
картины,
которые
не
входят
в
татарскую
кухню).
Выигравший
получает
звездочку.
Ведущий (студент) дает информативный материал о традициях
татарского народа, относящихся к кухне. После этого он поет татарскую
песню.
Ведущий (преподаватель) развивая тематику татарских традиций, показывает
участникам словарь татарских фразеологизмов, далее ведущий рассказывает о
10 фразеологизмах, касаемо татарской кухни, еды, продуктов. Происходит
обсуждение этих высказываний с участниками.
Ведущий
(преподаватель)
показывает
видеоролик
технологии
приготовления
татарского
национального
блюда
«чак-чак».
Обсуждение
с
участниками данного видеоролика.
Ведущий (студент) дает информацию о культуре чаепития. Далее ведется
обсуждение со студентами о различных традициях разных народов культуры
чаепития.
Ведущий (преподаватель) подводит итоги внеклассного мероприятия,
связывая его с получаемой студентами 521 группы профессией «Технология
продукции общественного питания».
Методическая разработка внеклассного
мероприятия
Лист: 7 из 10
Редакция: 1-2015
Ведущий
(преподаватель)
дает
слово
студенту,
который
читает
стихотворения, зазывающий к чаепитию. Преподаватель награждает активных
студентов. Чаепитие с гостями и студентами.
На экране высвечивается и проигрывается гимн Татарстана.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ