Автор: Клочко Ксения Александровна
Должность: Студент магистратуры
Учебное заведение: СКФУ
Населённый пункт: Ставропольский край, город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптационные барьеры иностранных студентов и предполагаемые способы их преодоления"
Раздел: высшее образование
Адаптационные барьеры иностранных студентов и предполагаемые
способы их преодоления
К.А. Клочко
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет»
г. Ставрополь
Аннотация: актуальность заключается в том, что современное
образование
развивается
в
контексте
межкультурного
диалога.
Формируются и развиваются связи с университетами по всему миру. В
Россию приезжает большое количество иностранных студентов из
ближнего и дальнего зарубежья. Адаптация иностранных студентов
представляет собой многофакторный процесс вхождения, развития и
становления
личности
студента-иностранца
в
образовательном
пространстве университета. В ходе адаптации иностранный студент в
новой социокультурной среде вынужден преодолевать разного рода
социальные, физиологические, языковые барьеры, осваивать новые формы
поведения и т.д.
Abstract: the relevance lies in the fact that modern education develops in
the context of intercultural dialogue. Connections with universities around the
world are being formed and developed. A large number of foreign students from
near and far abroad come to Russia. Adaptation of foreign students is a
multifactorial process of entry, development and formation of the personality of
a foreign student in the educational space of the university. In the course of
adaptation, a foreign student in a new socio-cultural environment is forced to
overcome various kinds of social, physiological, language barriers, master new
forms of behavior, etc.
Ключевые слова: иностранные граждане, подход к обучению,
адаптация иностранных обучающихся, активная адаптация.
Keywords: foreign citizens, approach to learning, adaptation of foreign
students, active adaptation.
Адаптационные проблемы иностранных студентов в Российских
вузах раскрыты в работах различных отечественных авторов. Например,
особенности обучения в российском вузе иностранных студентов показаны
в работах Т.Т. Капезиной [4]; проблемы адаптации иностранных студентов
к учебной деятельности отражены в работах М.А. Ивановой, Н.А.
Титковой, В.П. [5]; и т.д.
В данных работах были рассмотрены проблемы адаптации как с
позиции педагогической науки, так и с точки зрения социальной
психологии.
Барьеры, возникающие в адаптации иностранных студентов к
условиям учебы и проживания в России сегодня не только чрезвычайно
актуальны, но и стратегически важны для успешного продвижения России
на мировом рынке.
Образовательная деятельность иностранных студентов проходит в
межнациональных учебных группах, что облегчает вступление студента в
жизнь университета и в образовательный процесс (он находится в
ситуации "я такой же, как все", что положительно влияет на его уровень
самооценки).
Общение иностранных студентов с преподавателями, со своими
российскими однокурсниками, одногруппниками в процессе учебной
деятельности, ведет к быстрому усвоению норм, ценностей культуры,
быстрой адаптации во время общения со студентами принимающей
страны.
На основе изученной литературы данные проблемы могут быть
сгруппированы таким образом (рис. 1).
Рис. 1. Проблемы адаптации иностранных студентов в России
Основная часть этих трудностей представлена психологическим
барьером, преодоление которого связано с душевными, личностными,
эмоциональными, интеллектуальными, физическими нагрузками.
Рис. 2. Адаптационные трудности
Прибывшим на учебу в Россию иностранным студентам необходимо
адаптироваться к процессу учебной деятельности в Вузе, к иным условиям
проживания в общежитии, включая жизнь в другой стране: это, прежде
всего, к иной культуре, к общепринятым нормам и ценностям, к
традициям.
Поэтому
самая
важная
задача
вузов
—
это
помощь
иностранным студентам адаптироваться к новой образовательной и
культурной среде.
Хотелось бы остановиться более подробно на некоторых из
адаптационных трудностей, приведенных на рис. 2.
Одной из самых сложных задач при адаптации иностранных
студентов является языковая адаптация и преодоление языкового барьера.
Затруднение
в
бытовой
коммуникации
и
освоении
специальности,
осложняемое плохим владением русского языка, может сохраняться у
некоторых иностранных студентов до последнего курса обучения. Особо
часто представленные трудности в усвоении образовательной программы
возникают из-за того, что они часто не адаптированы для иностранных
студентов.
Для решения этой проблемы, связанной с обучением иностранцев в
России, упор необходимо делать не на увеличение количества программ и
курсов на иностранных языках, а на популяризацию русского языка,
культуры и образования на русском языке. Федеральные программы
последних лет призваны решить эту задачу.
Так же не маловажное значение в адаптации иностранного студента,
имеет влияние климатический фактор и географические условия, так как
часто самые привлекательные для зарубежных абитуриентов вузы России
находятся в регионах с не самым тёплым климатом. Смена климатических
зон и часовых поясов может повлечь сбой биоритмов. Студентам придётся
привыкать не только к смене климата и низким температурам, но и к
ограничениям в зимнее время.
Влиять на данный фактор вряд ли возможно, так как он всё-таки
является «данностью».
При
адаптации
иностранные
студенты
часто
испытывают
коммуникативные трудности, которые возникают как по вертикали (при
общении с сотрудниками и преподавателями вуза), так и по горизонтали (в
процессе общения в учебной группы, в общежитии, на улице, в магазинах
и т.д.).
Часто проблема невозможности объясняться с людьми ставит
иностранных студентов в затруднительное положение. Они не могут
понять, о чем говорят их преподаватели и одногруппники в аудитории.
У
иностранных
студентов
особо
часто
возникают
бытовые
трудности, которые связаны с отсутствием необходимых навыков
самостоятельности, в принятии решений и разрешении проблем. Эти
проблемы проявляются при сопоставлении цен и расчете расходов,
которые нередко прожиточный минимум, выделяемый родителями.
Российские
вузы
большей
степени
проигрывают
в
плане
обустройства быта учащихся, на сегодняшний день оно не соответствует
большинству современных требований и стандартов.
Соответственно, основная задача, стоящая перед администрациями
российских вузов, – организовать подобающую социобытовую среду для
проживания
иностранных
учащихся,
чтобы
она
не
отвлекала,
а
способствовала обучению.
Во избежание различных конфликтов между студентами и с
преподавателями очень важно четко понимать специфику национально-
психологических особенностей разных региональных групп.
Учитывая тот фактор, что на учебу в Россию прибывают студенты из
стран
различных
политических
систем,
разных
уровней
развития
экономики и степени интеграции в мире, с собственными национальными
образовательными системами, вузам необходимо создавать условия для их
гармоничного сосуществования и интеграции.
У большинства иностранных студентов процесс адаптации занимает
огромное количество времени и только от них зависит степень успешности
данного
процесса.
Существуют
три
критерия
по
которым
можно
определить уровень эффективности освоения студентом новых условий
жизни: субъективный или личностный критерий (лень, нежелание учиться,
застенчивость и другие личностные особенности);
объективно-субъективный критерий (у индивида слабо развит
самоконтроль и саморефлексия);
объективный или внешний критерий (новый коллектив, погодные
условия, новые методы обучения).
Каждому иностранному студенту прежде чем выбирать обучение за
границей стоит учитывать все нюансы своей будущей жизни. Изучение
культуры страны, её языка, развитие хороших коммуникативных навыков,
непременно сделают процесс адаптации легче и интереснее. Умение брать
на себя ответственность за свои поступки и слова будут важным
качеством, которое поможет студенту быстрее найти точку опоры в
построении новых межличностных отношений.
Участие
иностранных
граждан
в
общественных,
культурно-
массовых, спортивных мероприятиях университета, города и республики
во многом способствует не только укреплению престижа высшего
учебного заведения за рубежом, но и помощи иностранным студентам в
адаптации.
Учебно-познавательные трудности в первую очередь связывают с
проблемой
преодоления
языкового
барьера;
различием
в
системах
образования; адаптацией к требованиям и системе контроля знаний;
организацией самого учебного процесса, строящийся на принципах
саморазвития личности. Учебно-познавательные трудности представлены
на рис. 4.
Рис.
4.
Учебно-познавательные
трудности,
возникающие
у
иностранных студентов в России
Проблема различия образовательных программ особо острая для
студентов
обучающихся
в
рамках
академических
обменов
или
специальных программ в российском вузе. Данные рабочие программы
дисциплин предполагают наличие знаний, полученных студентом ранее
при изучении других учебных предметов. Во многих иностранных вузах
обучение по программам бакалавриата проводится в течение пяти лет, а не
четырех, как в большинстве российских вузов, и чаще всего включает
подготовительный год.
Проблема с признанием периода обучения и полученными оценками
заключается в отсутствии" прозрачности " высшего образования и четких
правил,
регламентирующих
их
как
на
государственном,
институциональном уровне, так и на уровне факультетов. И в конце
концов студенты должны снова сдать экзамены, которые они уже сдали во
время учебы за границей.
Различие форм и методов построения учебного процесса очень
часто мешает самореализации и самовыражению иностранных студентов.
Уровень требований к иностранным студентам часто выше, чем у их
российских; есть студенты, которые просто не дают педагогу продвигаться
дальше по теме, пока не поймут текущий материал. Поэтому при
планировании процесса обучения необходимо заранее продумывать время
аудитора
для
необходимых
разъяснений
и
дополнительных
индивидуальных или групповых консультаций. В особых случаях может
быть возможно использование модульного обучения, при котором студент
имеет возможность в значительной степени самостоятельно работать с
предлагаемой ему индивидуальной учебной программой.
Отсутствие
специальных
учебно-методических
материалов
и
чтение неадаптированных текстов на русском языке создают большие
трудности для иностранцев.
В качестве решения предлагается выдача методических пособий "с
учетом специфики мышления учащихся говорящих на иностранных
языках" и русско-английских словарей по учебный специальности. Для
справочного пособия оптимальной является профессиональный лексикона-
тезаурус иностранных языков.
Помимо
справочного
пособия,
учебно-методический
комплекс
дисциплины должен включать курс лекций, задания для выполнения в
аудитории и самостоятельной работы, а также перечень экзаменационных
вопросов.
И,
наконец,
возникает
проблема
снижения
академической
мотивации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.
Может наблюдаться относительное недовольство качеством знаний,
организацией учебного процесса, уровнем профессиональной подготовки
педагогов, а также логистикой вузов.
Чтобы трудности, возникающие на время адаптации, свети к
минимуму, иностранные студенты по приезду в Россию должны обладать
достаточной информацией, по поводу, бытовых и жилищных условий
проживания. Ещё одним немаловажным фактором является причина
приезда студента в другую страну. Это конечно же, обучение в данной
стране, условия проживания и обучения должны быть комфортными, а
отношения с преподавателями и одногруппниками, студентами факультета
и университета доверительными и доброжелательными [Л.Н. Боронина,
Ю.Р. Вишневский, Я.В. Дидковская, 2001].
У
иностранного
студента
изначально
должна
формироваться
правильная мотивация, это, прежде всего, получение профессионального
образования, он стремится быстрее преодолеть социокультурный барьер,
которым
является
освоение
другой
культуры
страны,
которая
впоследствии помогает преодолеть следующие барьеры: психологические,
коммуникативные и т.д.
Вывод:
Адаптация иностранного студента к условиям жизни в
другой стране, способствует механизму развития системы высшего
профессионального образования в России и, как следствие, сохранению и
совершенствованию
высокопрофессиональных
кадров
профессорско-
преподавательского
состава.
Положительная
адаптация
к
образовательному пространству в вузе способствует адаптационному
поведению человека в целом. Повышается мотивация иностранного
студента к любому другому адаптационному процессу, например, к
изучению культуры и традиций, обычаев в принимающей стране, к
устоявшимся традициям. Важно понимать, как иностранные студенты
чувствуют себя в новой социокультурной среде, и какие меры могут быть
приняты для улучшения условий проживания и обучения, а также
облегчения процесса адаптации.
Вся предполагаемая нагрузка, связанная с процессом обучения и
адаптацией студентов-иностранцев, лежит на университетах, которые
принимают их на учебу. Важный процесс адаптации этих студентов к
учебной
среде
университета
должен
быть
организованным,
целенаправленным, всеобъемлющим.
Чтобы
наилучшим
образом
решить
проблемы
адаптации
иностранных студентов в российских вузах, во-первых, необходимо
усовершенствовать
систему
обучения
русскому
языку,
во-вторых,
преподавать специальный курс истории страны с целью просвещения о
традициях, обычаях местного населения, особенностях взаимодействия с
разными людьми во время занятий, в общественных местах, общежитиях;
в-третьих,
создать
условия
для
индивидуальной
помощи
каждому
иностранному студенту при возникновении каких-либо проблем при
адаптации к учебе, быту, досугу другой страны. Успешная адаптация
помогает повысить как эффективность профессиональной подготовки, так
и формирование благоприятного отношения к России, вузам в целом по
возвращению иностранных студентов на родину.
Библиографический список:
1.
Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В. Адаптация
первокурсников: проблемы и тенденции // Университетское управление:
практика и анализ. – Екатеринбург, 2001 – №4(19). – 6 с.
2.
Ваулина Л.Н., Коношенко Н.А. Межкультурная адаптация
иностранных
студентов
//
Вестник
костромского
государственного
университета им. Н.А. Некрасова. – Кострома, 2014. – №3 – 3с.
3.
Иванова
М.А.,
Титкова
Н.А.
Социологический
портрет
иностранного студента первого года обучения в вузе. СПб, НПО ЦКТИ, –
Кострома, 2005. – №3 – 62с.
4.
Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в
российском вузе // Наука. Общество. Государство. – Москва, 2014. – №
1(5). С. 129–138.
5.
Лондаджим
Т.
Социокультурная
адаптация
иностранных
студентов, обучающихся в Российских вузах: дис. … канд. социол. наук:
22.00.04 / Лондаджим Тьерри; науч. рук. В.Н. Аргунова; Нижегородский
гос. ун–т им. Н.И. Лобачевского. – Нижний Новгород, 2012. – 149 с.