Автор: Федоскина Надежда Егоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №56 Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Игра - средство всестороннего развития ребенка Раздел: дошкольное образование
Игра - средство всестороннего развития ребенка
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд
ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий
мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает
язык, общается.
Изучение
происхождения
игры
как
особого
вида
человеческой
деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное,
действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое
поколение к труду.
В
педагогической
литературе
понимание
игры
как
отражения
действительности жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.
Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние
на игру, « она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее
того, который предлагается игрушечной лавкою». К.Д. Ушинский интересно
описывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных
социальных групп были разные игры. « У одной девочки кукла стряпает,
шьет, моет, гладит; у другой – величается на диване, принимает гостей,
спешит в театр или на раут; у третьей – бьет людей, заводит копилку, считает
деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки
уже получали чины и брали взятки».
К.Д.
Ушинский
доказывает,
что
содержание
игры
влияет
на
формирование личности ребенка. « Не думайте, что все это пройдет
с
периодом игры, исчезнет с разбитыми куклами и разломанными барабанами:
весьма
вероятно,
что
из
этого
завяжутся
ассоциации
представлений
и
вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное,
страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на
новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и
направление человека». Эта мысль К.Д. Ушинского подтверждается данными
физиологии и психологии.
Советские
психологи
(
Л.С.
Выготский,
А.В.
Запорожец,
А.Н.
Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру
ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике
ребенка
происходят
значительные
изменения,
формируются
качества,
подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и
взаимодействии.
По выражению С.Л. Рубинштейна, « в игре, как в фокусе, собираются,
в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни
личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы,
представления
об
окружающей
жизни,
выявить
особенности
характера,
отношение к товарищам и взрослым.
Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах
игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит
замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От
богатства
замысла,
степени
увлеченности
им
зависят
сила
эмоций
и,
в
большей мере, способность к умственному и волевому усилиям.
В играх с правилами главное – решение поставленной задачи. Детей
увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют
усилия мысли и воли, преодоление трудностей.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению
его
жизненного
тонуса,
удовлетворяющая
его
интересы,
социальные
потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь
содержательной,
полной,
создают
уверенность
в
своих
силах.
Недаром
известный советский педагог и врач Е.А. Аркин называл их психическим
витамином.
В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения
знаний,
который
мобилизует
умственные
способности
ребенка,
его
воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные
события,
дети
размышляют
над
ними,
устанавливают
связь
между
различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи,
находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими
знаниями, выражать их словом. В творческих играх открывается широкий
простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется
мобилизация
знаний,
самостоятельный
выбор
решения
поставленной
задачи.
Игра – самостоятельная деятельность , в которой дети вступают в
общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к
ее
достижению,
общие
переживания.
Игровые
переживания
оставляют
глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых
чувств,
благородных
стремлений,
навыков
коллективной
жизни. Игра,
протекающая
в
коллективе,
предоставляет
исключительно
благоприятное
условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру.
Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного
учителя – языка. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого
ребенка активным участником игрового коллектива, создать между детьми
отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед
товарищами.
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с
тем
ни
в
какой
другой
деятельности
нет
таких
строгих
правил,
такой
обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует
детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной
цели.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре
происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая
задача,
поставленная
в
игровой
форме,
имеет
то
преимущество,
что
в
ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и
способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой
игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело
сталкивается
с
затруднениями,
которые
требуют
перестройки
его
представлений и познавательной деятельности.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети
изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их
действиям, но и отношению к труду, к людям.
Игра – важное средство эстетического воспитания дошкольников, так
как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение,
способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный
подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и
образовательной
работы
детского
учреждения.
В
ней
отражаются
и
развиваются знания и умения ребенка, закрепляются правила поведения, к
которым приучают детей в жизни.
Список литературы:
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.