Автор: Гафарова Регина Рафисовна Должность: преподаватель Учебное заведение: Башкирский колледж торговли и гостеприимства Населённый пункт: город Стерлитамак Наименование материала: методическая разработка Тема: "Молодежь в современном обществе". Раздел: среднее профессиональное
Образовательная цель - изучить понятие «молодежь»; подвести к пониманию об
особенностях социализации молодежи, выявить социальные функции молодежи в
современном российском обществе.
Продолжить
формирование
собственных
оценочных
суждений
о
современной
молодёжи
на
основе
собственного
опыта,
сопоставления
источников
и
их
интерпретации.
Развивающая
цель
-
в
рамках
данного
урока
продолжается
формирование
общеучебных умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения
теоретических обобщений и реальных процессов, аргументированного высказывания
своего мнения.
Воспитательная цель - помочь выработать своё собственное социальное поведение,
направленное на успешное решение личностных или общественных проблем.
Тип учебного занятия: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению
нового материала и способов деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Комбинированное занятие.
Технология: решение ценностно-значимых задач.
В соответствии с технологией учащиеся решают познавательную задачу:Есть ли
достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества?
Ценностно-значимая задача:
Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила
общества?
1. Определение условий и требований к задаче.
Требование к задаче: провести самостоятельно социологическое исследование
среди молодых людей
Учащиеся
самостоятельно
решают
информационную
задачу
(опережающее
задание к уроку):
Выделение ключевых направлений поиска информации.
Ожидаемый результат: ученики определяют ключевые слова поиска: молодежь,
субкультура, проблемы молодежи, инфантилизм.
2. Поиск информации: Интернет-источники, СМИ.
3.Систематизицация и анализ информации, в том числе в ходе консультаций с
учителем.
4.Формулирование выводов.
Используемое оборудование:
Мультимедийный компьютер, проектор, экран.
Распределение рабочего времени на учебном занятии:
№№
п-п
Ход учебного занятия и последовательность изложения
основных вопросов содержания темы
Время
в мин.
1
Организационный этап.
2
2
Этап актуализации.
2
3
Этап первичной проверки понимания учащимися нового
материала.
2
4
Этап изучения нового материала.
25
5
Этап закрепления и обобщения нового материала.
8
6
Этап контроля и самоконтроля:
3
7
Этап информации о домашнем задании:
1
8
Этап рефлексии.
2
Структура занятия
ЭТАПЫ
Формы и методы
Ожидаемые результаты
1.Формулировка темы
и цели урока
У учащихся должно появиться
желание обсудить тему урока,
понимать и сформулировать цель
2.Актуализация
понятия молодежь и
выявление ее проблем
Беседа,
Смогут более четко усвоить
понятие молодежь, субкультура
3.Выбор
актуальной
и
решаемой проблемы
Анализ
Смогут показать умения анализа
5.Представление
решения проблемы
Представление,
с л у ш а н и е
и
обсуждение
Каждый включается в той или
иной роли в работу на уроке.
Получают возможность проявить
и улучшить умения, связанные
с ораторским искусством
7.Итог урока
Обобщение учителя
Учитель дополнит, а ученики
осознают важность и
необходимость решения проблем
План урока
1. Что такое молодёжь?
2. (Чем живет современная молодежь).
3. Молодёжная субкультура.
4. Классификация молодёжных субкультур
5. Легко ли быть молодым?
Молодежь
(16-25
лет)
–
большая
социальная
группа,
имеющая
специфические
социальные
и
психологические
черты,
наличие
которых
определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что
их
социально-экономическое
и
общественно-политическое
положение,
их
духовный мир находятся в состоянии становления, формирования.
Орг. момент.
1.
Тема урока, термины.
Характерные черты молодежи.
Под запись.
2.
Основные черты молодежи как социальной группы.
Какими чертами обладает молодежь как социальная группа?
Кого считать молодёжью, чем она отличается от других общественных
групп?
Молодёжь – большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе
возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-
психологических свойств, которые определяются строем, культурой,
закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные
границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет
Какова особенность молодёжи?
1. Существует ли сегодня проблема «отцов и детей»?
2. Почему старшее поколение критикует современную молодежь?
3. Есть ли у молодых людей вредные привычки? Какие они? Как с ними бороться?
Почему они возникают?
4. Есть ли проблемы у молодежи?
Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем
мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно
отличает ее от других групп населения.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ.
Младшая группа : подростки до 18 лет (учащиеся) — находятся на
иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или
специального образования и не имеют полноценных гражданских прав
(избирательных, вступления в брак).
Средняя группа : молодежь 18—24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из
них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы.
В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых
семей, рождение первых детей.
Старшая группа : молодые взрослые 25—30 лет — это люди, как правило,
уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную
квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но
характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков
.
Причины становления молодежи как социальной группы:
1)
Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной
революцией, отделило семью от процесса производства и управления
общественными процессами.
2)
Усложнение техники, растущая специализация потребовали для
овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода
общего образования.
3)
Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение
темпов социальных изменений, привел к возникновению молодежной
субкультуры.
Молодежь - это особая социально возрастная группа, отличающаяся
возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и
юности к социальной ответственности.
Некоторыми учеными молодежь понимается как совокупность молодых
людей, которым общество предоставляет возможность социального
становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности
активного участия в определенных сферах жизни социума. Возрастные
рамки, позволяющие относить людей к молодежи, различаются в
зависимости от конкретной страны.
Как правило, низшая возрастная граница молодежи- 14- 16 лет, высшая 28- 35
лет.
Сегодня молодежь Российской Федерации- это 39,6 млн. молодых граждан-
27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией
государственной молодежной политики в РФ утвержденной распоряжением
Правительства РФ от 18.12.2006 года к категории молодежи в России
относятся граждане России от 14- до 30 лет.
Проблемы молодежи.
Данные социологических исследований показывают, что современная
молодежь подвергает свое здоровье большим рискам, чем их сверстники
десятилетие назад.
Инфантилизм – стремление к иждивенчеству, требование постоянной
заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе и
отсутствие ответственности за собственные поступки.
Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации,
усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные,
профессиональные, культурные и другие социальные функции».
/В. Т. Лисовский/
«Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически
универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней
социальный статус и социально-психологические особенности имеют
социально-историческую природу и зависят от общественного строя,
культуры и свойственных данному обществу закономерностей
социализации».
/И.С. Кон/
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;
Включение в различные группы сверстников;
Своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке, манере поведения;
Это скорее культура досуга, чем работы.
Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые
политические взгляды. Одни субкультуры носят экстремальный характер и
демонстрируют протест против общества. Другие носят замкнутый характер
и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда они
развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые
субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные
организации.
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
Субкультура [в широком смысле] - это определенный стиль, способ жизни и
мышления обособляющихся внутри общества отдельных социальных групп.
Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичностью,
представлением, что “история начинается с нас”. Сказывается и то, что
молодежь по своей природе нацелена на преобразования, создание нового.
Субкультура имеет свои ценности, обычаи и стереотипы, обычно идущие
вразрез с ценностными установками общепризнанной культуры.
Субкультура [в узком смысле] - это способ выражения индивидуальности
молодых людей.
Молодежные движения можно разделить на такие группы:
1. Связанные с музыкой:
рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
2. Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни:готы,
хиппи, индианисты, панки, растаманы.
3. Связанные со спортом:
спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
4. Связанные с играми:
ролевики, толкиенисты, геймеры.
5. Связанные с компьютерными технологиями:
хакеры, юзера, те же геймеры
. (Слайд 7)
ЭМО
Традиционной причёской эмо (англ. emo: от emotional эмоциональный)
считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а
сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся
жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные
причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам,
бантики. Часто эмо-киды (kid — молодой человек; ребенок) прокалывают
уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть
пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице). Их легко
можно узнать по цветах в одежде: розовый и черный. В музыке - поклонники
эмо и пост-хардкора
+ Если не считать их эмоциональность, то вполне мирный и тихий народ .Не
настроены враждебно и не хотят поработить мир.
- Стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению —
главное правило для эмо-кидов. Их отличает: жажда самовыражения,
противостояние несправедливости, особенное, чувствительное миро-
ощущение, мечта о счастливой любви.
А это, к сожалению, может привести к нервному срыву, депрессиям и к
проблемам в дальнейшей жизни.
(Слайд 8)
ГОТЫ
Эта субкультура зародилась в конце 70-х годов 20-го века на волне пост-
панка. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому,
что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие
общие для неё черты, такие как любовь к готической музыке (готик-року,
готик-металлу, драквейву), мрачный имидж, интерес к мистицизму и
эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам. Таких людей
узнать не составит никакого труда. Гот обязательно одет в черное и у него
обязательно мраморно-белая кожа. Однако смысл жизни готов – это сама
готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика –
явление эстетическое, а мрачные образы - не более чем эпатаж.
+ (плюс) Как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит
творческие люди. И их увлечение данной субкультурой ничто иное, как
просто способ насытиться энергией. А их вид (пусть даже кого-то
пугающий), это просто ответ, созданный в противовес гламуру, в котором за
картинкой пустота.
-(минус) Здесь есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их
идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно - православной
системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение
церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия основанные на
поклонение сатане. (Слайд 9)
ПАНКИ
Их можно сразу узнать по ирокезу на голове. Часто носят черные кожаные
куртки, любят пирсинги. В их стиле всегда присутствует неопрятность и
небрежность. Грубый жаргон, близкий к жаргону "зоны". Поведение
непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки,
токсические вещества. Они поклонники панк-рока и сторонники панк-
идеологии
- (минус) Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие
с целью
надругательства над личностью. (Слайд 10)
СКИНХЕДЫ
Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют
культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии,
систематически занимаются физической подготовкой. Традиционные
скинхеды любители музыкальных направлений ска и регги. Скинхеды не
скрывают своих взглядов.
Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой
молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими
взглядами.
+ Конечно плюсом это не назовешь, но идея скинхедов - Только сильные
могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и
духом.
-Минусов намного больше. Свою идею они принимают слишком буквально.
Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной
агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить
“не своего”, и даже в некоторой степени стремятся к этому. (Слайд 11)
РОКЕРЫ / металлисты
Их внешней вид вызывающе агрессивный: черная одежда с большим
количеством металла, изображением черепов, крови, надписью "сатана" на
английском языке. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты
носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки»,
кожаные куртки с косой молнией - "косухи", "косовороты", серьги в левом
ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических
символов (пентаграмма, скелет и т. д.) Но их внешняя агрессивность и
мрачность чаще всего являются средством эпатажа окружающих людей. Те,
которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы,
хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.
+ Как правило люди весьма интересные и не замкнутые в своем мирке. Для
них это всего лишь время свободного препровождения.
- Чрезмерный алкоголь и агрессия на их «железных друзьях» -крутых
мотоциклах - могут привести к авариям и прочим ситуациям, связанным с
алкоголем.
РЕПЕРЫ
Всем известные и знакомые люди. Они носят широкую и свободную одежду,
большинство увлекается баскетболом, битбоксом и, конечно, написанием
рэпа. Музыкальным предпочтением у них соответственно является хип – хоп
и рэп.
+Человек-рэпер не только занимается спортом ( что уже есть плюс), он
проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту
личности. Это огромный плюс.
- Излишняя наглость. Также есть такое подтечение как «Ганста». Вот именно
здесь «в моде» агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать
огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами
могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и
ничего выше себя.
ФРИККИ
Люди, которые любят ярко и привлекающе одеваться и вести себя. Здесь и
яркие цвета одежды, и тату, и различный пирсинг. По сути, эти люди не
только ярко выглядят, они и ярко мыслят. Обычно такие люди это певцы,
писатели, композиторы… Фрик - культура – это культура смелых и
абсолютно отвязных людей.
+Нет никакого негативного отношения к миру и к «не своим». Нет ничего
такого, против чего они яро выступают
- Именно их свобода есть их главный минус. Она дает им все, в то время как
на них самих невозможно повлиять извне, т.е. если пока это безобидно и
весело, то кто знает, во что это выльется потом… И никто их не сможет
остановить.
ЗНАКОМСТВО С ПРИЗНАКАМИ НЕФОРМАЛОВ
Неформалами привыкли называть людей, отличающихся ото всех остальных:
длинными волосами или изощрённой причёской, в косухе или в шапочке
растамана. Неформалы в большинстве своем как раз такие и есть.
Отличительная особенность неформалов в том, что они не слушают попсу и,
в основном, против "Вавилона" (как они это называют, то есть против
Америки).
Но, если человек не носит косухи и гадов (обувь), это ещё не значит, что
он не неформал. Особенность неформалов в том, что они живут, мыслят и
питаются не так как все. Любому неформалу будет не интересно общаться с
глупым человеком, или с человеком порабощенным какой то одной наукой.
-Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
-Слабо выраженная внутренняя структура
-Слабые внутренние связи.
-Очень сложно выделить лидера.
-Не имеют программы деятельности.
ТЕСТ.
1. Соотнесите этапы взросления:
1) подростковый а) 16-18 лет
2) молодежь б) 11-15 лет
3) ранний юношеский в) 16-25 лет
2. Со скольки лет гражданин может вступать в законный брак?
а) 16 б) 18 в) 20
3. Верны ли суждения о становлении молодежи как социальной группы?
1) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения
необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего
образования.
2) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение
темпов социальных изменений, привел к возникновению молодежной
субкультуры.
а) верно только 1 в) оба суждения верны
б) верно только 2 г) оба суждения не верны
4. Верны ли суждения о трудовой деятельности?
1) Осуществляемые в стране реформы привели к изменению характера
трудовых отношений.
2) По закону заключать трудовой договор можно с лицами, достигшими 14
лет.
а) верно только 1 в) оба суждения верны
б) верно только 2 г) оба суждения не верно
5. Соотнесите термины:
а) уже не дети, еще не взрослые, особенности сознания, стиля жизни и
поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко
выраженными собственными чертами.
б) стремление к иждивенчеству, требование постоянной заботы других о
себе, пониженной критичности по отношению к себе и отсутствие
ответственности за собственные поступки.
в) большая социальная группа, имеющая специфические социальные и
психологические черты, наличие которых определяется как возрастными
особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и
общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в
состоянии становления, формирования.
1)Инфантилизм
2) Молодежь
3) Общность социальной позиции
ОТВЕТЫ к тесту
1. 1-б, 2-в, 3-а
2. Б
3. В
4. А
5. 1-б, 2-в, 3-а
Выводы:
1.Быть молодым душой
2.Сохранять свою индивидуальность
3.Всегда иметь свою точку зрения и не бояться высказывать ее
4.Придерживаться правила « Лучше быть одному, чем с кем попало»
5.Использовать выбор, который у вас есть только на благо для себя и близких
Диспут «Социализация молодежи»:
Молодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.
Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.
Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать.
Вывод: От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности
в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути
демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к
противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
Домашнее задание: написать эссе «Молодость счастлива тем, что у неё есть
будущее».
( Гоголь НВ.)
Самоанализ
Урок
«Молодёжь
как
социальная
группа»
соответствует
программе,
плану,
особенностью подготовки и проведения занятия является отсутствие учебного материала.
Форма – урок с элементами групповой и практической работы.
Цель урока:
Способствовать формированию ответственности как важнейшей психологической
составляющей гражданского самосознания.
-продолжить
формирование
собственных
оценочных
суждений
о
современной
молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации,
-продолжить формирование умения соорганизации в группе, представления работы
Развивающая цель:
в
рамках
данного
урока
продолжается
формирование
общеучебных
умений:
сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и
реальных процессов, аргументированно высказывать свое мнение.
Воспитательная цель: помочь выработать своё собственное социальное поведение,
направленное на успешное решение личностных или общественных проблем
В соответствии с поставленными целями в структуре урока особое внимание было
уделено на предъявление учащимися собственного опыта, возможности вступить в диалог
с учителем, друг с другом, с источником информации.
Важный момент урока: мотивация и целеполагание.
План
как
таковой
детьми
не
предъявлялся,
так
как
в
момент
целеполагания
прозвучали собственно вопросы, но важно, что была достигнута договорённость о неких
правилах работы.
Рефлексия чётко прозвучала в конце урока.
В целом считаю, что урок достиг поставленных целей, состоялся не просто разговор,
а решение проблемы, что может быть перенесено в жизнь за пределами школы – что
очень
важно
для
воспитания
зрелого
человека
и
гражданина.
Важно,
что
была
возможность примерить на себя костюм взрослых, роль взрослых, что способствует
пониманию и терпимому отношению к другим, взрослым, с которыми часто молодые
этого периода готовы вступить в конфронтацию.
Дети
были
активны,
включились
в
работу,
мне
приятно
было
видеть
интерес,
достаточно интересные, даже зрелые суждения
Для более эффективной организации работы на уроке: важна импровизация, умелое
ведение разговора, выдерживание генеральной линии урока, умение услышать каждого.