Напоминание

"Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию".


Автор: Эстерлин Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 47 "Лесовичок"
Населённый пункт: Белгородская область
Наименование материала: консультация
Тема: "Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 «Лесовичок»
Консультация на тему:

«Формы и методы работы с родителями по экологическому

воспитанию».
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесии. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Экологическая культура -это знания, практические навыки, эстетические переживания, практические поступки и поведение детей,(сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.) Основные задачи педагога: -установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объединить усилия для развития и воспитания детей; -создать атмосферу взаимопонимания, -активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; Принципами взаимодействия с родителями являются: 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное, доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем хорошо проведенное мероприятие. 2. Индивидуальный подход. Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. 3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. 4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем традиционные формы - (родительские собрания, консультации, беседы, конференции). И нетрадиционные (деловые
игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии, КВН. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. При выборе форм общения с родителями надо помнить: что надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала надо провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием детей. В детском саду проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе. Консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно на консультации показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д. В группах проводятся консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие
друзья». Для формирования экологической культуры, нужно дать детям элементарные научные знания о природе. Поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках т акую форму р а б от ы ка к серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь». Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе. Например: лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Не разрешайте детям бесцельно их рвать. Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел. Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство
непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы как создание экологических ситуаций, решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их. Дайте оценку этому поступку. Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в общегородских акциях «Покормите птиц». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки. Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают формы организации общения- досуги. Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. В а ж н ы м м ом е н том п р о в е д е н и я ко н к у р с о в я в л я е т с я соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей. В детском саду проводятся конкурсы, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Чудеса с грядки», «Новогодняя елочка».
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Э т о м о г у т б ы т ь информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазеты. Интересная форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать? Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы). Поэтому самое главное - это умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания детей.


В раздел образования