"Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию".
Автор: Эстерлин Татьяна Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 47 "Лесовичок" Населённый пункт: Белгородская область Наименование материала: консультация Тема: "Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
«Лесовичок»
Консультация на тему:
«Формы и методы работы с родителями по экологическому
воспитанию».
Работа
с
родителями
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
является
одной
из
составных
частей
работы
дошкольного
учреждения.
Только
опираясь
на
семью,
только
совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу —
воспитание человека экологически грамотного, человека, который
будет жить в XXI веке.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на
первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти
проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека
в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки
зрения,
ведущая
к
нарушению
экологического
равновесии.
Вот
почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом
воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача —
показать
родителям
необходимость
воспитания
у
детей
экологической культуры.
Экологическая культура -это знания, практические навыки,
эстетические
переживания,
практические
поступки
и
поведение
детей,(сопереживание,
сочувствие,
интерес
и
желание
оказать
помощь
природе,
умение
любоваться
ее
красотой
и
т.
д.)
Основные задачи педагога:
-установить партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника;
-объединить усилия для развития и воспитания детей;
-создать атмосферу взаимопонимания,
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него
зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Ежедневное,
доброжелательное
взаимодействие
педагогов
с
родителями
значит
гораздо
больше,
чем
хорошо
проведенное
мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с
родителями.
Воспитатель,
общаясь
с
родителями,
должен
чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные,
осведомленные
и,
конечно,
хорошо
знающие,
как
им
надо
воспитывать своих собственных детей. Гораздо эффективнее будут
создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных
педагогических ситуациях.
4. Готовимся серьезно.
Любое,
даже
самое
небольшое
мероприятие
по
работе
с
родителями необходимо тщательно и серьезно готовить.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы
используем
традиционные
формы
-
(родительские
собрания,
консультации, беседы, конференции). И нетрадиционные (деловые
игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол,
дискуссии, КВН.
Одной
из
основных
форм
работы
с
родителями
остается
родительское собрание.
Практика показывает, что традиционные родительские собрания и
консультации
не
дают
нужного
эффекта,
потому
что
родители
принимают в них лишь формальное участие. При выборе форм
общения
с
родителями
надо
помнить:
что
надо
привлекать
родителей
к
решению
важных
проблем,
нахождению
общих
правильных
ответов.
Например,
при
организации
родительского
собрания
на
тему
«Экология
и
дети»
сначала
надо провести
предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их
понимания связанных с экологическим воспитанием детей.
В детском саду проводятся родительские собрания на темы:
«Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Добро пожаловать в
экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к
природе. Консультации на экологическую тематику, можно начать с
просмотра
выставки
книг
по
природе
для
детей.
Можно
на
консультации
показать
родителям
сценку,
в
которой
сказочные
персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После
просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им
конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать
зарисовки
о
природе,
рассматривать
картины
и
иллюстрации
о
природе,
посмотреть
какие-то
телевизионные
передачи
и
т.
д.
В
группах проводятся консультации: «Экология здоровья», «Не
рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие
друзья».
Для формирования экологической культуры, нужно дать детям
элементарные научные знания о природе. Поддерживать интерес к
познанию
окружающего
мира,
научить
видеть
в
обыденном
чудесное,
в
привычном
необычное,
вызывать
эстетические
переживания.
Поэтому
мы
предлагаем
в
родительских
уголках
т акую
форму р а б от ы
ка к серия
наблюдений
в
природе и
специальных заданий
типа:
прислушаться
к
голосам
птиц,
полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям
и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и
полей,
любоваться
травами,
насекомыми,
птицами
—
одним
словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как
вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть
усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет
совместное
составление педагогами
и
родителями правил
поведения в природе. Например:
лекарственные растения — это общее достояние, это наше
богатство,
которое
надо
бережно
использовать
и
охранять.
Не
разрешайте детям бесцельно их рвать.
Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Без
бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не
ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных.
Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство
непримиримости к фактам безответственного поведения людей в
природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору.
Для
приобретения
опыта
поведения
в
природной
среде
мы
используем
такую
форму
работы
как создание
экологических
ситуаций, решить которые предлагается родителям вместе с детьми
дома.
Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой.
Хорошо ли это для ежа? На ваших глазах малыш подбежал к стае
голубей и разогнал их. Дайте оценку этому поступку.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к
участию в мероприятиях экологической направленности, помогает
участие в общегородских акциях «Покормите птиц». Родители с
удовольствием мастерят с детьми дома кормушки.
Установить теплые неформальные отношения между педагогами и
родителями,
а
также
более
доверительные
отношения
между
родителями
и
детьми, помогают
формы
организации общения-
досуги.
Проведение
разнообразных конкурсов
и
выставок позволяет
укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников,
активизировать
педагогическое
общение
родителей
с
детьми.
В а ж н ы м
м ом е н том
п р о в е д е н и я
ко н к у р с о в
я в л я е т с я
соревновательный дух, который помогает объединиться родителям
одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
В детском саду проводятся конкурсы, в которых участвуют
родители, дети и педагоги: «Чудеса с грядки», «Новогодняя
елочка».
Наиболее
важным
в
информационно-просветительской
работе
с
родителями по экологическому воспитанию является оформление
наглядных
материалов
для
родителей.
Э т о
м о г у т
б ы т ь
информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазеты.
Интересная форма работы с семьей — педагогические ширмы, в
которых
родителям
даются
четкие,
конкретные,
практические
советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на
интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему
научить его, на что обратить внимание. В ширме помещаются и
логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или
с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя
выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?
Все
материалы,
предлагаемые
для
ознакомления
родителям,
должны быть эстетично оформлены;
содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский
интерес к этой информации быстро пропадет;
оформление
выполняется
так,
чтобы
привлекать
внимание
родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы,
картинки-символы).
Поэтому
самое
главное
- это
умение
пробудить
у
родителей
желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть
эталоном для подражания детей.