Автор: Кайгородова Татьяна Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад "Сказка" Населённый пункт: Кемеровская область, Кемеровский район, п. Новостройка Наименование материала: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: "Что мы знаем о бумаге" Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «СВОЙСТВА БУМАГИ». ПОЗНАВАТЕЛЬНО -
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О БУМАГЕ?»
(Подготовительная группа)
Воспитатель: Кайгородова Т .А.
Объект исследования: бумага, картон.
Предмет исследования: физические свойства
Участники исследования: дети подготовительной группы(6-7 лет)
Цель
занятия :
Расширение
и
закрепление
представлений
о
свойствах
бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.
Программное содержание : Уточнить представления детей о бумаге и ее
свойствах, процессе изготовления и ее применение. Помочь детям с помощью
разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать,
делать простейшие умозаключения. Развивать исследова-тельские действия
и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения
различных
действий
с
бумагой.
Воспитывать
интерес
к
познанию
окружающего мира, любознательность.
Обучающие задачи : Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах
и
назначении, развивать
фантазию
и
внимание,
память
и
мышление,
развивать мелкую моторику рук.
Обогащение
словаря :
шероховатый,
глянцевый,
калька,
копировальная
бумага.
Гипотеза: предположим, что бумага обладает различными свойствами:
размокает в воде, рвётся, мнётся, режется ножницами, шуршит.
Методы исследования: изучение бумаги, прямые и косвенные наблюдения,
проведение опытов с бумагой, анализ полученных результатов.
Материалы и оборудование : Бумага разных видов, плотности и назначе-
ния, емкости с водой, ножницы.
Этапы работы:
1.Подготовительный:
1.
определение объекта изучения;
2.
подбор загадок и стихов.
2.Исследовательский:
1.
рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация);
2.
эксперименты с бумагой
3.Заключительный: обобщение
результатов
работы
в
виде
беседы
с
детьми
Способы организации работы:
- дети работают под руководством воспитателя ;
- изучение проводится в течении дня;
- добровольное участие детей.
Ход занятия:
Загадка
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)
Поле белое,
Овцы черные.
Ответ: Бумага, буквы
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу...
Стану я учиться в школе —
Разобраться в них смогу.
Ответ: Буквы, бумага
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная...
Ответ: Бумага
Конечно, это все бумага. Бумага очень важна для человека. Ведь только с
появлением бумаги люди стали больше записывать знаний о природе , о
природных явлениях, сказки и рассказы. А до того как была придумана
бумага, люди как-то сохраняли знания ? На чем они записывали?
(обобщение ответов детей: глиняные таблички, камни, береста, папирус).
Много-много лет назад все же люди додумались, как же делать бумагу. И
сейчас мы с вами посмотрим фильм об истории возникновения бумаги.
Просмотр обучающего фильма « История возникновения бумаги»
Экспериментально-исследовательская деятельность .
Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством
бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной
плотности и назначения, попробуем ее помять. Какая бумага легче мнется,
тонкая или плотная (бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и
пальцы не устают). Это первое свойство бумаги.
Второе свойство бумаги – бумага рвется. Возьмите любой кусок бумаги и
начните ее рвать. Легко ли рвать плотную бумагу, или легче рвать тонкую?
Третье
свойство
бумаги
–
бумага намокает,
впитывает
в
себя
влагу.
Опустите краешек бумаги в емкость с водой и пронаблюдайте, как бумага
буквально втягивает в себя воду.
Четвертое свойство бумаги – бумага гнется. Возьмите листы бумаги разной
плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию
сгиба,
а
потом
разверните
бумагу
и
попробуйте
удалить
линию
сгиба.
Получится ли это у нас? (не получится, потому что линия уже оставила
отпечаток на бумаге).
Пятое свойство бумаги – бумага горит и легко воспламеняется. Это свойство
бумаги мы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему? Потому
что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и
др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь: попытаться
потушить или, если не получается своими силами, вызвать пожарников и
скорую помощь.
- По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (номер 01, номер
02, номер 03 или общий номер112).
Шестое свойство бумаги - бумага хорошо летает. Попробуйте подуть на
бумагу и она разлетится в разные стороны. Пользуясь этим свойством, люди
и делают бумажных змеев, которые летают при помощи ветра.
Седьмое свойство бумаги-из бумаги можно делать игрушки. Мы с вами много
раз делали бумажные самолетики и другие поделки в технике оригами.
Восьмое свойство бумаги-бумагу можно склеивать .Попробуйте соединить
два листа бумаги-они не соединяются. Но если намазать их клеем, то листы
становятся единым целым.
Выводы исследований:
1.Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2.Бумага бывает прочной и не прочной.
3.Бумага боится воды.
4.Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
5. Из бумаги можно сделать игрушки.
6.При смятии бумага издаёт звук.
7.Бумага разлетается при ветре.
8.Бумагу можно склеивать.
9.Бумага горит.
Использованная литература:
1.Захарова М.А, Костина Е.В. «Проектная деятельность в детском саду»:
родители и дети.
2.Дыбина
О.В.;
Рахманова
Н.П.,
Щетинина
В.В.
«Неизвестное
рядом.
Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников»_М: ТЦ «Сфера»
2001 – 192 с.