Автор: Крикьянц Елена Викторовна
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №24"
Населённый пункт: Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Молоко и кисломолочные продукты»
Раздел: среднее образование
Урок технологии по теме: «Молоко и кисломолочные продукты».
6 класс
Аннотация:
Задачи:
-образовательные: ознакомиться с понятием, что такое молоко, с технологией
приготовления блюд из молока, молочных и кисломолочных продуктов.
-развивающие: дать представление о пищевой ценности молока, способствовать
получению
обучающимися
практического
опыта
познания
и
самообразования,
основанных на приобретенных знаниях, умениях
и способах исследовательской
деятельности, развитию умения определять качество молока и кисломолочных продуктов.
-воспитательные: развивать самостоятельность, мышление и инициативность.
Воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других и объективно оценивать
труд своих товарищей.
Урок освоения и открытий новых знаний (комбинированный).
Планируемые результаты (предметные): узнать о пищевой ценности молока и
кисломолочных продуктов. Научиться выбирать пищевые продукты для удовлетворения
потребностей организма в основных для организма питательных вещества: белках,
углеводов,
жирах,
минеральных
веществах,
а
так
же
витаминах.
Организовать
рациональное питание в домашних условиях, применять различные способы обработки
молочных продуктов, в целях сохранения в них питательных веществ.
Личностные
результаты:
Ответственно
относиться
к
обучению,
проявлять
готовность и способность к саморазвитию, уметь работать в группе, вести сотрудничество
с учителем, разрешать конфликтные ситуации и уважительно относится к сверстникам в
ходе совместной работы
.
УУД (метапредметные):
Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу урока.
Коммуникативные: рассуждать, правильно выражать свои мысли, использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой информации,
уметь работать совместно в группе.
Познавательные: извлекать информацию из прослушанной информации, уметь
решать учебную или творческую задачу на основе предоставленной информации.
Возраст обучающихся: 6 класс.
Основная идея занятия - развитие креативных способностей обучающихся на
уроках технологии.
Обоснование выбранного задания - научиться творчески мыслить, находить
нестандартные и креативные решения для решения поставленной задачи.
Образовательные ресурсы, используемые на уроке: учебник, видео-презентация,
стакан, молоко, раздаточный материал с заданиями.
2. Творческое включение в урок.
Разминка:
«Отгадайте загадку и узнаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок»:
Из водицы белой —
Всё, что хочешь, делай:
Масло в нашу кашу,
Сливки в простоквашу,
Творожок на пирожок.
Ешь да пей, гостям налей,
И коту не пожалей.
(Ответ: Молоко).
Далее, ребята знакомятся с информативной частью урока, смотрят видео, решают
поставленные задачи.
Далее,
приступают
к
содержательной
части
и
выполняют
задания
по
вышеуказанной теме на развитие креативных способностей. Класс делится на группы по
два человека.
3. Содержательный блок.
Жила была девочка Маша. Она была очень любознательна и любила узнавать все
новое, интересное. Много читала и интересовалась разной информацией.
Задание 1. Ребусы.
Однажды Маша, прейдя домой после уроков, увидела на своем столе новую
книжку. «Ребусы и кроссворды» - называлась эта книга. Маше очень нравились такие
креативные задачки, и родители всегда старались принести дочке интересный и
занимательный материал. Она быстро взяла эту книгу и начала жадно пролистывать
страницы, с интересом рассматривая красочные картинки, кроссворды, ребусы. Пролистав
несколько страниц, рассмотрев иллюстрации, Маша понял, что на каждой страничке у
ребусов и кроссвордов есть своя тема, по которой и нужно ответить на поставленные
вопросы. Маша взяла карандаш и принялась к выполнению интересных задачек.
Помоги Маше разгадать ребусы и ответить на несколько вопросов.
1.
Разгадай ребусы.
1.
2.
3.
4.
5.
2.
К какой теме относятся разгаданные слова?
3.
Запиши полученные слова в первый столбец таблицы и соотнеси стрелочкой с
информацией во втором столбце.
Разгаданное слово
Какой это продукт?
1.
Молочный
2.
3.
Кисломолочный
4.
5.
Задание 2. Сказка «Молоко и Сметана. Однажды, солнечным днём…»
Вечером перед сном Маша решила прочитать сказку. Ей стала очень интересна
тема, с которой она познакомилась днем в ребусах.
«В одном высоком и красивом холодильнике стояли Молоко и Сметана. И, хотя,
этот холодильник имел холодное, безучастное сердце и ледяную душу, он очень нравился
Молоку и Сметане. Лишь изредка душа холодильника оттаивала. В такие минуты он
смотрел на мир теплым, участливым взглядом.
Молоко, стоящее в холодильнике, было свежим, прохладным, с приятным
молочным ароматом. Сметана была ничуть не хуже: белой, вкусной и блестящей.
Места Молоку и Сметане в холодильнике хватало всегда. Они стояли на средней
стеклянной полочке в центре. Это было самое лучшее место! Рядом с Молоком и
Сметаной никогда не размещали пахучую Рыбу, сырое Мясо и острый Соус.
Молоко и Сметана редко покидали холодильник, если это и происходило, то
ненадолго — они сразу возвращались на свои места.
Но однажды Молоко сказало Сметане.
— Я не прочь погреться. Сегодня утром, когда меня достали к завтраку, за окном было
такое жаркое, такое чудесное солнце! Неожиданно Сметана поддержала Молоко.
Прохлада ей порядком надоела.
Молоко и Сметана всеми правдами и неправдами покинули холодильник и
оказались на подоконнике. Солнце настойчиво проникало сквозь незавешенное окно, и,
казалось, будто оно играет на подоконнике одну из своих самых жарких мелодий
растопыренными желтыми лучами-пальцами.
Молоко и Сметана согрелись, им вообще было непривычно жарко, но очень весело!
Они даже чуть-чуть побулькивали! Буль-буль!
Но к вечеру Молоко и Сметана почувствовали себя плохо. Что-то было с ними не так. Их
настроение и состояние оставляло желать лучшего.
— Ах, как хорошо было в прохладном белом холодильнике! И зачем мы столько
времени провели на жарком солнце? — думали Молоко и Сметана.
Лучше им не становилось, и к ночи они поняли, что… скисли!
Вот так бывает, когда не продумываешь последствия своих поступков!»
Помоги Маше ответить на следующие вопросы.
1.
По какой причине прокисли молоко и сметана?
2.
Какой из этих двух продуктов уже был кисломолочным? Почему?
3.
Почему рядом с молоком и сметаной никогда не размещают пахучую рыбу, сырое
мясо и острый соус?
4.
Что нужно делать с главными героями нашей сказки, чтобы они не портились?
Задание 3.
На следующий день, когда Маша вернулась со школы, она вспомнила о своей
новой книге, подаренной ей родителями. Она открыла и посмотрела на еще один раздел,
который назывался «Кроссворды». В том разделе все тоже было распределено по темам.
Маша взяла карандаш и принялась за дело.
1.
Разгадайте кроссворд вместе с Машей.
По горизонтали
По вертикали
1.
Молоко прокисло —
Не сварить нам кашу,
Пусть же дальше киснет —
Будет …
2.
Удивительный продукт
Разных вкусностей он друг.
Фаршируем в блинчики,
Сделаем и сырнички,
Запеканка и сырок
Со сметанкою …
6.
Этот пищевой продукт,
Дети утром очень ждут.
Положил на хлеб и в рот!
Очень вкусный бутерброд!
Только в нём, так много дыр,
Это он, голландский …
3.
Он – продукт кисломолочный
В нем полезные бактерии живут.
Бывает натуральный и фруктовый,
Его в стаканчиках обычно продают.
8.Кисломолочный напиток, получаемый из
коровьего топлёного молока молочнокислым
брожением.
5.
Напиток из кобыльего молока.
6.
Догадайтесь, кто такая?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас...
7.
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
Начинается на «К», —
Пьем продукт из молока.
Задание 4.
Вечером в одной научной передаче Маша услышала очень интересную информацию,
о которой раньше не знала. Оказывается, не только коровы могут давать молоко и не
только из коровьего молока делают молочную и кисломолочную продукцию. Помоги
Маше ответить на следующие вопросы.
1.
Рассмотри картинки, вспомни полученную информацию в ходе урока и примени
ее. Заполни таблицу в соответствии с указанной в ней информацией.
№ п/
п
Животные, дающие
молоко, которое можно
употреблять в пищу.
Животные, не дающие
молоко.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
.
2.
Этот
кисломолочный
продукт
получают
из
молока
животного.
Данный
кисломолочный продукт пенный, беловатого цвета, на вкус – кисло-сладкий. Этот
напиток является традиционным напитком в Республике Хакасия, а так же в
Монголии, Казахстане, Киргизии. Что это за напиток? И из молока какого животного
его изготавливают?
3.
Молоко этого животного превосходит коровье по полезным свойствам. Кроме того,
молоко этого животного является гипоаллергенным продуктом, что означает, что при
необходимости, коровье или женское молоко может быть безопасно заменено на это
молоко. При этом данное молоко содержит в составе важные для человеческого
организма компоненты: линолевую и линоленовую кислоту. От какого животного
получают данное молоко?
Подсказка: данную информацию по п.2,3 озвучивал учитель на уроке, обучающиеся
слушали.
4.
Резюме, подведение итогов.
-Что нового вы узнали на пройденном уроке?
-Чему научились?
-Что у вас получилось хорошо?
- Понравился ли вам уроки и задания на креативное мышление?
- Благодарю всех за участие в данном уроке.
5.
Приложение (материалы, которые использовались на уроке технологии).
Все таблицы, задания, используемые по тексту выше, применяются на уроке для
каждой пары обучающихся, как раздаточный материал.