Напоминание

Развитие органов дыхания и дыхательной мускулатуры у детей дошкольного возраста


Автор: Бацеко Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 46 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Междуреченск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие органов дыхания и дыхательной мускулатуры у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие органов дыхания и дыхательной мускулатуры у детей дошкольного возраста. Введение Дыхание – это жизнь. Аристотель Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – здоровье. Какой совершенной ни была медицина, она не может избавить от болезней. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни». Эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н.М. Амосову. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Человек – творец своего здоровья. А мы живем в такое сложное время, когда на организм каждого человека обрушивается шквал нежелательных воздействий: биологических, физических, психологических, вирусных и т.д. Каким образом защитить организм от неблагоприятных внешних воздействий и повысить иммунные функции организма, чтобы с наименьшими потерями перебороть ОРЗ, грипп, насморк или какую-либо другую «сопутствующую болезнь детства»? Между тем, результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологии – болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Плавание – одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50- 80% больше тепла, чем на воздухе. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний,
воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Занятия плаванием устраняют нарушение осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц – особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особо следует сказать о дыхании. В дошкольном возрасте ребенка частое и поверхностное, что объясняется большой потребностью организма в кислороде и в связи с этим напряженной работой аппарата дыхания. Пребывание в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. В плавании даже существует присказка: «Плавать умеет только тот, кто владеет дыханием». Исходя из этого, встал вопрос: как организовать эффективное обучение детей навыкам правильного дыхания и повышению эффективности образовательного процесса. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и развитию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от традиционного способа подготовки детей к плаванию. Обучение навыкам правильного дыхания должно быть комплексным, соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения, решение этой проблемы кроется в систематическом использовании дыхательных упражнений, в интеграции полученных детьми умений в работу с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, с родителями, с музыкальным руководителем. Цель работы: создание условий для развития органов дыхания и дыхательной мускулатуры детей 3-7 лет в процессе обучения плаванию. Задачи: 1. Создать условия для разностороннего развития дошкольников и воспитания у них потребности в здоровом образе жизни и систематических занятиях по обучению навыкам правильного дыхания. 2. Способствовать формированию в педагогическом коллективе атмосферы значимости развития органов дыхания и дыхательной мускулатуры воспитанников.
3. Разработать механизм создания единого во с п и т ат е л ь н о - образовательного пространства на основе интеграции содержания познавательно- речевого, психического и физического развития воспитанников. 4. Освоить новые формы и технологии развития у детей органов дыхания и дыхательной мускулатуры. Новизна и практическая ценность работы заключается в разработке и применении комплекса игр, упражнений и заданий на развитие органов дыхания и дыхательной мускулатуры дошкольников совместно со всеми участниками образовательного процесса, что способствует эффективной подготовке детей к плаванию, профилактике и снижению заболеваемости воспитанников. Немножко истории. Еще древние римляне использовали воду не только для очищения тела, но и для снятия стресса, как помощника в борьбе с депрессией. Китайские монахи погружались в реку и, преодолевая сопротивление течения, оттачивали резкость и меткость ударов. В наше время водные процедуры уже в более комфортных условиях приносят огромную пользу в укреплении здоровья. Основной задачей для инструктора по плаванию при начальном обучении плаванию является постановка правильного дыхания в воде. Без решения этой первоочередной задачи нет смысла двигаться дальше. Так как ребенок должен уметь делать вдох над водой, а выдох под водой – основа плавания. Ребенок может освоить технику любого из четырех способов плавания, но, не научившись правильно дышать при плавании, сможет проплыть несколько метров, до тех пор, пока не кончится воздух в легких. Отработке и тренировке правильного дыхания при плавании отводится львиная доля начального обучения. Несколько первых занятий мы посвящаем именно упражнениям на постановку дыхания. Опыт работы показывает, что ребенок, который освоил, как правильно дышать при плавании, намного быстрее добивается успеха в освоении правильной техники плавания всеми стилями. Система работы строится по следующим принципам: 1) гуманизация и индивидуализация воспитательно-образовательного процесса; 2) координация деятельности педагогов, медицинского персонала и педагогов ДОО;
3) системный подход в организации процесса обучения дошкольников; 4) преемственность в работе ДОО и семьи по вопросам физического развития и воспитания детей. С целью эффективного обучения детей различным способам дыхания нами были использованы следующие методы:
Метод

зеркального

показа
. При изучении простых дыхательных упражнений.
Практические

методы
. При обучении правильному дыханию все упражнения сначала различаются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде.
Соревновательный и игровой методы
. Оба метода привносят оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Опыт работы в системе дошкольного образования показал, что дети гораздо быстрее осваивают умения, если организованная деятельность проходит в атмо сфере соревновательности.
Метод

непосредственной

помощи
. Данный метод применяется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Система работы по развитию органов дыхания и дыхательной мускулатуры предполагает три этапа: подготовительный, практический и заключительный. Подготовительный этап включает в себя не только проведение диагностических исследований степени развития органов дыхания воспитанников, но и осуществление совместной работы специалистов ДОО. На практическом этапе с первых занятий обращаем внимание на постановку дыхания. Решить эту задачу помогают специальные упражнения. На каждом занятии используется дыхательная гимнастика, глубокие вдохи и выдохи в воду, задержка дыхания и погружение в воду. Все упражнения носят игровой характер. Дополнительно проводится еще одна разминка на дыхание. Длительность разминки от 5-15 минут, начиная со средней группы. При этом на практическом этапе организуется работа с родителями, где им разъясняется как учить детей правильно дышать, объясняется необходимость
данной работы со своими детьми, проводятся открытые занятия для успешного усвоения данного материала. Особое место на практическом этапе заняли игры и упражнения с предметами. Предложенные нами крутилки, вертушки, свистульки и другие развлекательные атрибуты вызывали у детей настоящий восторг, а дыхательная мускулатура развивалась в несколько раз быстрее. На заключительном этапе следует провести анализ используемых игр и упражнений, диагностические исследования для определения эффективности данной работы. При правильной организации работы в данном направлении значительно повысит эффективность развития органов дыхания и дыхательной мускулатуры. Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», - вся наша планета дышит и развивается как живой организм. Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма. В настоящее время существует достаточное количество видов дыхательных гимнастик. И в каждой есть свое рациональное зерно. Но созданная нами система работы показала, что данные упражнения и игры гармонично «вплетаются» в основной образовательный процесс дошкольников, не требуют финансовых затрат, приносят огромную пользу в деле оздоровления детей. Реализуя поставленные задачи, мы пришли к выводу, что регулярное применение игр, упражнений и заданий на всех уровнях образовательного пространства более эффективно влияют на оздоровление детей, формирование у них навыков правильного дыхания, а самое важное – дает возможность для формирования плавательных умений.
Автор-составитель: Бацеко Надежда Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 46 «Золотой петушок» Приложение А Комплекс дыхательной гимнастики № 1 1. «Семафор» И.п. – сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох, произносить «с-с-с-с» 2. «Вырасти большой» И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх потянуться, подняться на носки – вдох, опуститься на полную ступню – выдох, с произнесением «у-х-х-х-х» 3. «Дровосек» И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки скреплены в замок и подняты над головой. Резко опустить руки вниз, сделать выдох, произнести громко «ха» 4. «Часики» И.п. – стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» 5. «Насос» И.п. – встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «С-С-С», «с-с-с»
Комплекс № 2 Упражнения, стоя у кровати 1. «Часики» И.п. – стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» 2. «Трубач» И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки поднести ко рту; кисти рук сжаты в трубочку, локти приподняты вверх. Медленно выдыхая, громко произнести «П-ф- ф» 3. «Петушок» И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднять руки в стороны, хлопнуть по бедрам; на выдохе произнести «ку-ка-ре-ку» 4. «Регулировщик» И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох, поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произнести «р-р-р» 5. «Насос» И.п. – встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «С-С-С», «с-с-с» Приложение № Б Игры, на развитие органов дыхания «Кто лучше надует игрушку?» Цель: Учить делать вдох носом, а выдох ртом. Воспитатель показывает детям как надо надуть игрушку: набирать воздух через нос и медленно выдыхает его через рот.
«Пускание корабликов» Для игры необходим таз с водой и кораблики из бумаги. Он предлагает прокатиться на кораблике из одного города в другой. Нужно дуть на кораблик так чтобы он проплыл от одного бортика до другого. «Лягушки и цапля» Цель: Совершенствовать навыки детей в задержке дыхания, погружение в воду. Развивать слуховое внимание, воспитывать смелость. Лягушки прыгают в воде, при слове «цапля», лягушки задерживают дыхание и ныряют под воду. «Мышка и мишка» Цель: формирование глубокого ритмического вдоха и выдоха, развитие координации движений. У Мишки дом огромный (встать на носки, руки вверх, сделать вдох) У Мышки – очень маленький (присесть, обхватить колени руками – выдох, произося «ш-ш-ш») Мышка ходит в гости к Мишке (ходьба на месте, или по залу) Он же к ней не попадет.


В раздел образования