Автор: Трегубова Елена Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 49
Населённый пункт: Г. Шахты Ростовской области
Наименование материала: урок русского языка 5 класс
Тема: Части речи
Раздел: полное образование
Урок в 5 классе по теме «Части речи».
Предмет: русский язык.
Тема урока: Части речи.
Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным?
Уметь определять части речи.
Задачи:
1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе
каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно
распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать
формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное
отношение друг к другу.
Оборудование:
1. компьютер, проектор, презентация к уроку;
3. таблица для работы (доска)
3. задание для групповой работы
4. раздаточные листы с индивидуальным заданием;
5. тест для каждого учащегося.
ХОД УРОКА:
-Здравствуйте, ребята. На улице прохладно и ветрено. Но настроение уже весеннее.
Представьте, что мы в весеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы
почувствовали? (свежий воздух) Настроение улучшилось, улыбнитесь друг другу, мне. Я
желаю вам успехов и приглашаю в волшебное путешествие по сказочной стране
Морфология. А кто обитает в этой стране, вы определите сами.
- У вас на партах путевые журналы, в которые вы будете записывать свои наблюдения, а
может быть, совершите свое маленькое открытие. Подпишите журналы. В конце урока
получите оценки, оценивать работу будете сами. За каждое задание, выполненное
правильно, ставьте балл. Как вы думаете, что мы возьмём в путешествие? Самое
необходимое, знания! Ребята, сейчас мы проверим, весь ли багаж вы собрали в путь. 1м.
Вы обратили внимание, что строчку для темы я оставила пустой, поскольку она спрятана
в данном кроссворде. Разгадайте кроссворд. Решив эту задачу, вы определите тему урока.
(работайте в группах по 4 человека, советуйтесь). ( 5 мин
)
-(ПРОВЕРКА)Назовите жителей страны Морфология. Какая часть речи не указана в
кроссворде?
-Итак, как звучит тема нашего урока? Запишите вопросы, на которые вы хотели бы
получить ответы на уроке? - Что сегодня предстоит нам выяснить, чему научится? (2 мин)
- закрепить знания о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких
признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно
распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
-Тема для вас новая? Проверим, что вы знаете о частях речи. Заполните путевой
журнал. Ответьте на вопросы.
( Проверка) Прочитайте материал учебника на с. 108-109. Проверьте и оцените свои
ответы.
-Составьте вопросы для одноклассников. (Каждая группа готовит вопросы) 5мин .
Задание №4
Упражнение 11 на с.111.Прослушайте стихотворение . Определите тему и
идею стихотворения. Определите размер стихотворения. Какие образы являются
основными в стихотворении? Какой символ приобретает гроза в стихотворении? Кто
такой Зевс и Гебя?. Средства выразительности. Выполните задание 4, 5 в паре .
самопроверка.
Тест
-Получили ответы на вопросы, которые вас интересовали? Читают вопросы в начале урока
и отвечают на них . Оцените свою работу на уроке.
Понравилось наше путешествие? Подчеркните. Запишите д.з. Спасибо за урок. 2мин
Д.З с. 108-110 выучить , упр.9., 10 уст.или написать сочинение «У каждой части речи
свои достоинства»