Автор: Акулова Светлана Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Белоберезковская сош №1Трубчевского района Брянской области
Населённый пункт: пгт Белая Березка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: рабочая программа по физике 7 класс
Раздел: полное образование
МБОУ Белоберезковская СОШ № 1 Трубчевского района Брянской области
П Р И Н Я Т О на заседании
МО учителей______________
_____________________
№_____«____»__ 20 __г.
Руководитель МО
___________О.Н. Ласая
С О Г Л А С О В А Н О
«____»________20____г.
Зам.директора по УВР
__________Л.Н.Пехенько
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»
Приказ №______________
«__ _»__ 20____ г.
Директор школы
__________С,И,Буренкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
7 класс
Акулова
Светлана Васильевна,
учитель высшей
квалификационной категории
п. Белая Березка 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы общеобразовательной
учреждений «Физика. Астрономия» 7-11 классы/(авт.-сост).В.А. Коровин,В.А.Орлов М. :
Дрофа. 2010г. Соответствует Федеральному образовательному стандарту основного общего
образования по физике и Примерной государственной программе по физике.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) согласно Учебному плану школы.
Учебно-методическое обеспечение курса:
Учебная программа : Авторская программа для общеобразовательных учреждений
«Физика. Астрономия» 7-11 классы/(авт.-сост).В.А. Коровин,В.А.Орлов М. : Дрофа. 2010г.
Учебник: Перышкин А.В. «Физика. 7 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений-
2 издание изд. М.Дрофа,2011 г
Дополнительная литература:
1.В.И. Лукашик « Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных
учреждений / В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение,2008г.
2.Л.А.Кирик « Самостоятельные и контрольные работы по физике. М.Мнемозина,2007г
3.Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике .- М.: Просвещение, 1983 г..
4.Физика 7-11.Учебное электронное издание
5.Интернет-ресурсы.
Методические пособия:
1.М.А. Ушаков, К.М. Ушакова. Дидактические карточки – задания;
2.А.Е.Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы по физике.7 класс.
3.Тематические тесты по физике, 7-8 кл, В.А. Орлов, М, «Вербум-М», 2000 г.
4.Физика. Тесты. 7-9 кл, Учебно-методическое пособие. Составитель:Н.К. Гладышева, И.И.
Нурминский, А.И.Нурминский, Н.В. Нурминская. М, «Дрофа», 2002г.
5.Физика. 7кл, Тематическое и поурочное планирование. Составитель: С. Е. Полянский, М,
«Вано», 2003г.
6.Физика, 7кл, Поурочные планы. Составитель: В.А. Шевцов, Волгоград, «Учитель», 2005 г.
7.Таблицы физических величин
8.Портреты ученых-физиков
Экранно-звуковые пособия:
1. Физика 7-11.Учебное электронное издание
2. Интернет-ресурсы.
Технические средства:
1.Компьютер
2.Проектор
3.Видеомагнитофон
Учебно-практическое оборудование:
1.Магнитная доска.
2.Оборудование для лабораторных работ.
Цифровые образовательные ресурсы и оборудование:
Цифровая лаборатория «Точка роста», виртуальная лаборатория «Виртуальная реальность
3D», передвижная интерактивная панель с ОС «Андроид», Windows, интерактивная доска
«Board», короткофокусный проектор, ноутбуки «Lenovo»(10 шт), рабочее место учителя, web-
камера, цветной принтер А3, лабораторный комплект «Механика», «Электричество»,
«Термодинамика», «Оптика» и «Ядерная физика» .
Цели изучения физики:
-усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи
между ними;
-формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для
построения представления о физической картине мира;
-систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях
процессов и о законах физики для осознания возможного разумного использования
достижений науки;
-формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных
методов его изучения;
-организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики
как профильного предмета.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
знать/понимать:
1.Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
2.Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа,
мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
3.Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических
величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
-представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления,
силы упругости от удлинения пружины;
-выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях;
-решать задачи на применение изученных физических законов;
-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в
разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и
структурных схем);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в
процессе использования транспортных средств.
Содержание программы :
Осуществлено в рамках требований федерального компонента государственного стандарта
общего образования
1. Введение (3 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности
измерений. Физика и техника. Фронтальная лабораторная работа № 1 «Измерение
физических величин с учетом абсолютной погрешности».
2.Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные
состояния вещества и их объяснения на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».
3.Взаимодействие тел. (22 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.
Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.
Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь
между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной
прямой. Центр тяжести тела
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
3.Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.
Измерение скорости.
4. Измерение массы тела на рычажных весах.
5. Измерение объема тела.
6. Измерение плотности твердого тела.
7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости
пружины.
8.Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
9.Определение центра тяжести плоской пластины.
4. Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе
молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид.
Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы.
10.Измерение давления твердого тела на опору.
11.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
12.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5.Работа и мощность. Энергия. (13 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы.
Условия равновесия рычага Момент силы. Равновесие тел, с закрепленной осью вращения.
Виды равновесия.«Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося
тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной
механической энергии. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
13. Выяснение условия равновесия рычага.
14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Тематический план 7 класс
№
Название раздела, темы, главы
Общее
количество
часов
Текущий
контроль
Промежуточный
контроль
1
Введение
3ч.
2
Первоначальные сведения о строение
вещества
5ч.
3
Взаимодействие тел
22ч
4
Давление твердых тел, жидкостей и
газов
23ч
5
Мощность и работа. Энергия.
13ч
3
Итоговая к/р
итого
Формы промежуточного контроля
устный опрос, зачёт, самостоятельные работы, тестирование, контрольная работа.
Форма итогового контроля
итоговая контрольная работа
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
Название темы, виды контроля
Дата
по плану
Дата
по факту
Тема 1. Введение (3 ч.)
1
Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика?
Наблюдения и опыты.
2
Физические величины. Измерение физических величин.
Погрешность измерений.
3
Лабораторная работа№1 «Определение цены деления шкалы
измерительного прибора и измерение физических величин с
учетом погрешности»
Тема 2.Первоначальные сведения о строении вещества.(5ч)
4
Строение вещества. Молекулы.
5
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
6
Диффузия в газах, жидкостях и в твердых телах.
7
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
8
Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении
твердых тел, жидкостей и газов.
Тема 3. Взаимодействие тел. (22 ч.)
9
Механическое
движение.
Равномерное
и
неравномерное
движение.
10
Скорость тела. Единицы скорости.
11
Лабораторная работа
№3: “Изучение зависимости пути от
времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение
скорости»
12
Расчет пути и времени.
13
Инерция. Решение задач по теме: « Механическое движение»
14
Взаимодействие тел. Масса тела Единицы массы.
15
Лабораторная работа №4 « Измерение массы тела»
16
Плотность вещества
17
Лабораторная работа №5«Измерение объема тела»
18
Лабораторная работа №6 «Определение плотности тела»
19
Расчет массы и объема тела по его плотности.
20
Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса и
плотность»
21
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
22
Сила упругости. Закон Гука. Лабораторная работа №7:
«Исследование зависимости силы упругости от удлинения
пружины. Измерение жесткости пружины»
23
Вес тела. Решение задач на нахождение силы упругости, веса
тела.
24
Динамометр. Центр тяжести тела.
25
Лабораторная работа №8 « Градуирование пружины и измерение
сил динамометром»
26
Равнодействующая сила. Сложение сил.
27
Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.
28
Сила трения. Лабораторная работа № 9: «Исследование
зависимости силы трения скольжения от силы нормального
давления »
29
Решение задач по теме: “Силы”.
30
Контрольная работа№2 по теме: “Взаимодействие тел. Силы”.
Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов.(23 ч)
31
Давление. Единицы давления.
32
Способы увеличения и уменьшения давления.
33
Лабораторная работа№10«Измерения давления твердого тела на
опору »
34
Давление газа. Закон Паскаля.
35
Расчет давления на дно и стенки сосуда.
36
Сообщающие сосуды. Шлюзы.
37
Вес воздуха. Атмосферное давление.
38
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
39
Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных
высотах.
40
Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический
пресс.
41
Решение задач на нахождение давления.
42
Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел»
43
Действие жидкости и газа на погруженное в жидкость тело.
44
Архимедова сила.
45
Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в жидкость тело»
46
Плавание тел.
47
Решение задач по теме : «Условия плавания тел»
48
Лабораторная работа №12 «Выяснение условия плавания тел»
49
Решение задач.
50
Плавание судов.
51
Воздухоплавание.
52
Повторительно-обобщающий урок по теме «Архимедова сила.
Плавание тел.»
53
Контрольная работа № 4 по теме « Плавание тел».
Тема5. Мощность и работа. Энергия. (13 ч)
54
Механическая работа. Единицы работы.
55
Мощность.
56
Решение задач.
57
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
58
Момент силы.
59
Лабораторная работа № 13 « Выяснение условий равновесия
рычага»
60
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ
при использовании простых механизмов. «Золотое правило»
механики.
61
КПД механизма. Решение задач.
62
Лабораторная работа № 14 « Определение КПД при подъеме тела
по наклонной плоскости»
63
Потенциальная и кинетическая энергия.
64
Превращение одного вида энергии в другой.
65
Решение задач.
66
Контрольная работа №5 «Работа. Мощность. Энергия»
67
Решение задач из курса физики 7 класса
68
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации
Итого
68
Список литературы:
1.Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. М.: Просвещение,
2010.
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа. М.: Просвещение, 2011.
3.Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.:
Дрофа, 2010. ./ сост. В.А. Коровин , В.А.Орлов/
4.Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного
общего образования по физике. 7-9 классы.
5.Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году государственной итоговой
аттестации по ФИЗИКЕ.
6.М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008
учебном году. Методическое пособие МИОО. М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ
ВОУО: Методическая помощь. Физика.
7.А.В.Перышкин. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011.
8.Рабочие программы 7 – 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.