Автор: Пантыкина Елена Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка д/с №3"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий литературного праздника «Удивительный мир сказок А.С. Пушкина» (для детей старшего дошкольного возраста)
Раздел: дошкольное образование
Сценарий литературного праздника
«Удивительный мир сказок А.С. Пушкина»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель. Приобщение детей к творчеству великого русского поэта - А.С. Пушкина.
Задачи. Расширить и закрепить у детей знания сказок А.С. Пушкина. Развивать
воображение, связную речь детей, умение внимательно слушать взрослых. Учить полно и
четко отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас. Воспитывать
интерес к литературному и музыкальному творчеству 19 века.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина; Золотая Рыбка с чешуйками-вопросами; видео -
презентация «Маленький Пушкин»; выставка книг «А.С. Пушкин – детям!»; игрушки и
предметы из сказок (зеркало, яблоко, луна, солнце, бочонок, лебедь, шмель, белочка);
театр кукол «Герои сказок А.С. Пушкина»; канат, волшебный сундучок.
Музыкальное оформление: фрагменты музыки Римского-Корсакова к «Сказке о царе
Салтане», русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я», «Песенка о сказке»
в
исполнении дуэта Никитиных.
Роли: Кот Ученый, Арина Родионовна.
Ход
Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки». Появляется Кот Ученый. Проходит
мимо ребят. Бормочет: «Так-так, мне нужно попасть в детский сад «Медвежонок». Я
тороплюсь на праздник. А куда идти? Кажется, я заблудился». Дети говорят, что это и
есть детский сад «Медвежонок». Кот радуется.
Кот: Что вы говорите! Здравствуйте, мои друзья! Кот ученый – это я. Я со сказками
дружу, сам я к детям прихожу!
А пришел я к вам неслучайно. Сегодня – 6 июня - все люди, любящие великую русскую
литературу, празднуют день рождения прекрасного русского поэта, чудесного сказочника.
Всех героев этих сказок
Дети знают без подсказок:
Царь Салтан и Черномор,
Поп, Балда и царь Гвидон
И Людмила, и Руслан…
Кто эти сказки написал? (А.С. Пушкин)
Правильно, ребята! И сегодня я приглашаю вас в чудесный мир сказок А.С. Пушкина.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»… Вот вы, наверное, думаете,
что он сразу стал великим поэтом. (Ответы детей). Давайте посмотрим на волшебный
экран и познакомимся с жизнью Александра Сергеевича, начиная с его детства.
Видео-презентация «Маленький Пушкин»
Кот: Теперь вы узнали много нового о детстве поэта. О том, кто помог ему попасть в
сказочную страну – Лукоморье. Там-то я и живу? Давайте вспомним эти чудесный пролог
к поэме «Руслан и Людмила», прочитаем его вместе.
Хоровое чтение «У Лукоморья дуб зеленый»
Кот: Прекрасно, прекрасно! Когда я отправляюсь в гости к детям, я прошу бурого волка и
русалку посторожить мою золотую цепь на дубе том. Прихожу к детям, рассказываю им о
жизни поэта, читаю его сказки. А вы знаете, какие сказки он написал?
Дети отвечают.
Кот: Молодцы! А теперь вы для порядка отгадайте-ка
загадку. Какая сказка А.С.
Пушкина начинается со слов: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря»?
(«Сказка о рыбаке и рыбке»). А вот и сама Рыбка! На ее золотых чешуйках задания -
«Рыбкины секреты». Но, чтобы их разгадать, нужно и нам превратиться в рыбок и
поплавать в глубоком море.
Динамическая пауза. Этюд «Рыбки»
(дети имитируют движения рыбок в воде)
Кот:
В синем море – океане
Рыбки плавали, ныряли,
В стайку дружно собирались
И резвились, развлекались.
Плавали они по кругу,
Улыбались все друг другу.
Золотую Рыбку звали –
Все загадки отгадали!
Ребята, вы - молодцы! Таких чудесных рыбок показали. А вот теперь мы тоже попробуем
поиграть. А теперь я переворачиваю золотую чешуйку и задаю вопрос, а тот, кто знает
ответ, хлопает в ладоши и отвечает.
Игра «Рыбкины секреты». Вопросы рыбки:
1.Сколько лет жили старик со старухой (30 лет и 3 года)
2. Где они жили? (У самого синего моря)
3. Чем ловил старик рыбу? (Неводом)
4. Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)
5. Что поймал старик в первый раз? (Тину)
6. Что поймал во второй раз? (Траву морскую)
7. Назовите первое желание старухи? (Корыто)
8. Старик добрый, а старуха... (Злая)
9. А почему старуха осталась с разбитым корытом в конце сказки?
Кот: Молодцы, ребята! Сразу видно, что вы внимательно слушали сказку и хорошо
поняли ее смысл. Спасибо и тебе Золотая Рыбка за интересные вопросы, плыви в море
синее.
Раздается народная мелодия «Пойду ль, выйду ль, я».
Появляется Арина Родионовна, няня Пушкина.
Кот: Здравствуйте, сударыня! Как я рад, видеть вас. (Няня здоровается). Дети, а вы
узнали нашу гостью? Прошу вас, сударыня, представиться моим маленьким друзьям.
Няня: Я – Арина Родионовна, няня А.С. Пушкина!
Кот: Нянюшка, а это правда, что вы рассказывали маленькому Сашеньке сказки?
Няня: Верно, милок!
Кот: И пели русские народные песни?
Няня: Все так! Еще и загадки любила ему загадывать. Хотите ребятушки, я и вас
загадками про сказки моего Сашеньки позабавлю?
Загадки от Арины Родионовны «Доскажи словечко».
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный ... (рожок)
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех …(румяней и белее)
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу …(звезда горит.)
Ветер по морю гуляет
Кораблик …(подгоняет)
Три девицы под окном
Пряли поздно…(вечерком).
Няня: Какие же вы догадливые!
Кот: И, правда, нянюшка, очень смышленые! Да только вот, засиделись мы, так хочется
лапы поразмять.
Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень и читаем.
А, случается, бывает,
И в богатырей играем!
Спортивная игра («Перетяни канат!»)
Няня: Славно позабавились. Настоящие богатыри растут! Посмотри, Кот Ученый, а вот
здесь под деревом сундучок стоит.
Показывает волшебный сундучок.
Кот:
Есть сундук, а в нем предметы.
Мы их будем доставать, ну, а вы – их называть!
Кот достает игрушки и предметы: яблоко, зеркальце, солнце, луну.
Кот:
Мой вопрос совсем простой:
Как названье сказки той? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
Няня достает игрушки: бочонок, шмеля, лебедя, белочку.
Кот:
И опять вопрос простой;
Как названье сказки той? (Сказка о царе Салтане…).
А ну-ка дети, изобразите, как летал шмель в «Сказке о царе Салтане».
Шмелем князь оборотился
Полетел и зажужжал.
Судно на море догнал.
Потихоньку опустился
На корму и в щель забился.
Динамическая пауза. Этюд «Полет шмеля».
Дети изображают полет шмеля под музыку Римского-Корсакова «Полет шмеля».
Кот: Опустел мой ларец, вот игре и конец. Вот видишь, нянюшка, мои маленькие друзья
читают, знают и любят сказки А.С. Пушкина. Они дарят мне рисунки по сказкам
Пушкина и сами читают его стихи. Да, что попусту болтать! Лучше послушаем ребят.
Чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина.
(«Ветер по морю гуляет…», «Ель стоит перед дворцом…» и др.)
Няня: Какие хорошие дети! А вот их воспитатели, родители наших ребятишек – просто
замечательные люди, они любят родной язык, знакомят ребят со сказками и стихами А.С.
Пушкина. Давай, Кот, исполним их самые заветные желания! А поможет нам Золотая
Рыбка.
Воспитатели озвучивают свои желания Рыбке.
1.Воспитатель: Золотая Рыбка, очень прошу тебя подарить нашим ребятам настоящий
кукольный театр по сказке великого поэта.
2.Воспитатель:
А я мечтаю, чтобы ребята прочитали еще много замечательных
произведений Александра Сергеевича Пушкина.
Вновь встреча с Золотой Рыбкой. Та отвечает: «Так тому и быть!».
Дарит детям коробку с ручными куклами. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Кот:
Вот так Рыбка! Это чудо!
Сказка длится без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
А я знаю, что хотят наши дети. Они хотят сказочки слушать, да угощение кушать! Верно?
Няня:
Это желание исполнить можно! (Начинает угощать детей конфетками из
корзинки).
Кот: Ну, что же, ребята, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и подошел к концу
пушкинский праздник. Пора нам с нянюшкой отправляться домой, в сказочное
Лукоморье. Кто знает, может, мы к вам еще заглянем.