"Использование развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми 3-4 лет"
Автор: Осенних Мария Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №95" Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область Наименование материала: Опыт работы Тема: "Использование развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми 3-4 лет" Раздел: дошкольное образование
Тема стажерской площадки: «Использование развивающих игр Б.П.
Никитина в работе с детьми 3-4 лет»
1.
Актуальность
В начале учебного года я поставила перед собой задачу: организовать
работу по математическому развитию детей на основе игр, развивающих
мышление,
с
той
целью,
чтобы
ребенок
смог
успешно
обучаться
в
дальнейшей математике и другим наукам. Развивающие игры Никитина будут
отправной ступенью в математическом развитии дошкольников.
В программе «Детство» математическое развитие ребёнка строится на
основе
развивающих
игр,
использование
игровой
технологии
в
образовательном процессе созвучно требованиям, заложенными в концепции
математического развития дошкольников.
Повышение
уровня
математической
образованности
сделает
более
полноценной
жизнь
россиян
в
обществе,
обеспечит
потребности
к в а л и ф и ц и р о в а н н ы х
с п е ц и а л и с т о в
д л я
н а у к о е м к о г о
и
высокотехнологического производства.
Цель математического развития – вывести российское математическое
образование на лидирующее положение в мире.
На
Урале
особое
внимание
уделено
точным
наукам,
развитию
робототехнике.
Деятельность
педагога
ДОУ
должна
быть
направлена
на
подготовку дошкольников к робототехнике через реализацию развивающих
игр, лего-технологий в образовательном процессе.
2.
Планируемые результаты
1.
Ребенок знает различные способы получения и передачи информации.
2.
Развивать творческие способности, воображение детей.
3.
Детисравнивают предметы по цвету, форме.
4.
Различают основные цвета и их оттенки.
5.
Складывают квадрат из нескольких частей.
6.
Отмечают
признаки
геометрических
фигур
(квадрата,
круга,
треугольника и т.д.).
3.
Научное обоснование, положенное в основу деятельности
Технология
развивающих
игр
направлена
на
развитие
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
и
создает
условия
для
опережающего развития способностей детей.
Данная
педагогическая
технология
не
является
инновационной
для
практиков дошкольного образования, так как педагоги уже не первый год ис
пользуют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Однако се
годня, в аспекте деятельностного подхода к образованию детей дошкольного
возраста, возникла необходимость говорить об использовании развивающих
игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как о техно
логии развивающих игр - специальном построении деятельности педагога,
когда все действия представлены в определенной последовательности и це
лостности, предполагается достижение определенного результата, ориенти
рованного на развитие способностей и формирование интегративных качеств
детей дошкольного возраста.
Технология развивающих игр основана на построении, моделировании
творческого
процесса,
создании
микроклимата
интенсифицирующего
развитие творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осущест
вляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор за
дач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков; квадратиков.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоского
рисунка, инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными спосо
бами подачи информации.
Таким образом, ребенка знакомят с разными способами передачи ин
формации. Задачи располагаются в порядке возрастания сложности и имеют
широкий диапазон трудностей: от доступных двух-трехлетнему малышу, до
непосильных взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх
позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть
развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
В данном процессе практически отсутствует обучение, в котором фор
мируются исполнительские черты в ребенке.
4.
Представление опыта
Набрав
младшую
группу
я
констатировала:
дети
на
38
%
имеют
темперамент – холерический, много гиперактивных детей. Исходя из моих
наблюдений я включила в свою работу развивающие игры Никитина.
Техническое оснащение:
- «Обезьянка»;
- «Сложи узор»;
- «Рамки и вкладыши Монтессори»;
- «Сложи квадрат»;
- «Уникуб».
В начале своей работы я отступила от плана деятельности и внесла игру
«Обезьянки», так как на данный момент у меня был только строительный
материал.
Я решила попробовать. Дети с удовольствием копировали мои действия с
кирпичиками
двух
цветов.
Данную
игру
мы
проводили
в
разных
видах
деятельности: в совместной деятельности, самостоятельной деятельности,
режимных моментах. Знакомство с игрой мы начали в летний период.
Я начала с рассказа сказки про «Мальчика и обезьянку».
Каждый играющий, т. е. «мальчик» и «обезьянки», берут по 2 кирпичика.
В начале игры «мальчик» поднимает оба кирпича вверх над головой и,
когда видит, что все «обезьянки» сделали так же,
быстро прячет руки
с
кирпичами под стол.
Игру
я
оживляла
одобрительными
замечаниями
в
адрес
«обезьянок»,
ставить кирпичики медленно или, наоборот, очень быстро, со стуком о стол
или, наоборот, очень осторожно, чтобы никто не услышал звука.
Фигуры
сначала
давала
легкие,
а
затем
усложняла
настолько,
что
с
последними не все будут справляться.
Ведущими назначала детей, которые находчивые и сообразительные.
В играх дети выполняли не только предложенные мною задания, но и
давала возможность самостоятельно находить другие варианты заданий игр.
При этом я учитываю принцип «от простого к сложному» и объединяю его с
принципом творческой деятельности «от самостоятельно по способностям».
Таким образом, я предоставляю возможность ребенку развиваться по
индивидуальной траектории.
Процесс
организации
развивающих
игр
обеспечивает
решение
не
скольких проблем, связанных с развитием творческих способностей:
1) развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих спо
собностей с самого раннего возраста;
2) их задания-ступеньки создают условия опережающие развитие спо
собностей;
3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до самого «потолка», ребенок
развивается более успешно;
4) развивающие игры могут быть разнообразны по своему содержанию,
создают атмосферу свободного и радостного творчества;
5) взрослый создает условия для развития детской самостоятельности,
не делать за него то, что он может и должен делать сам.
В процессе реализации педагогической технологии развивающих игр
ярко
прослеживается принцип
активности
ребенка
в
деятельности, ха
рактеризующийся высоким уровнем мотивации.
Рассмотрим мотивационную характеристику технологии и основные
этапы
ее
реализации,
на
примере
конструкта
игровой
образовательной
ситуации.
Мотивационная характеристика технологии
Постоянно обеспечивается игровая привлекательность игр: игры
должны быть на виду у ребенка, но не должны перейти в число очень дос
тупных и привычных.
Обеспечивается
интерес
и
желание
играть
за
счет
создания
ситуации некоторой (небольшой) недоступности игры.
Основные этапы технологии развивающих игр
Этап
Деятельность детей
Деятельность педагога
Предварительны
й
Обеспечивает доступность игр
для детей, их привлекательность
Ориентационный
Наблюдают
Предлагает вниманию ребенка
игру. Инициирует желание
ребенка поиграть через
наблюдение за игрой взрослого
Содержательно-
ориентационный
Рассматривают
игры. Интересуются
ими
Предлагает ребенку игры более
легкие, не доходя до трудных
(ориентируясь на возраст,
уровень развития ребенка, его
интерес)
Ценностно-
волевой
Осуществляют
свободную игровую
деятельность
Обеспечивает сменяемость
видов деятельности ребенка за
счет использования
разнообразных игр.
Обеспечивает эффект новизны,
на основе уже известного
(предлагает известные и новые
игры). Организует физическую
разминку, двигательную
активность в непринужденной
обстановке. Использует метод
«ледокола» - каждый день
начинает с уже освоенного,
затем предлагает неизвестное
более трудное. Осуществляет
образное «оживление» игровой
ситуации
Рефлексирующий
Оценивают свои
возможности в игре
и осуществляют
свободную игровую
деятельность с
играми все более и
более высокой
степени сложности
Осуществляет позитивную
оценку реально достигнутых
успехов ребенка в сочетании с
предвосхищающим настроем на
новые действия
В ходе реализации педагогической технологии развивающих игр очень
важна роль взрослого, причем она меняется на разных этапах освоения деть
ми новых игр.
В своей работе по реализации развивающих игр Никитина я учитываю
следующие методические советы:
- Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения.
Он
погружается
в
мир
игры,
в
котором
сам
волен
выбирать
сферу
дея
тельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы.
- Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью
сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.
-
Организует
предметную
среду,
оснащенную
развивающими
играми,
взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной
игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного об
щения по поводу заданий, предлагаемых в игре.
- Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрос
лого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. Взрослый
выступает в роли «консультанта».
- Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются.
-
Любое
достижение
ребенка
должно
положительно
оцениваться
взрослым.
- Подсказка - распространенная форма «помощи», но она только вредит
делу. Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полностью). Он
должен иметь возможность думать самостоятельно.
- Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него,
когда он сам может додуматься.
- Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый пе
реоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным зада
ниям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с
более легких заданий.
- Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил ин
терес к игре, нужно на время ее отложить.
В своей работе я ориентируюсь на следующие методы и приемы:
Игровые
методы: вхождение
в
воображаемую
ситуацию,
образное
оживление игровой ситуации; принятие роли и выполнение действии в соот
ветствии с принятой ролью; выполнение практических действий по получе
нию необходимой информации. Диалогические методы: беседа, «вопросы -
ответы», формулировка выводов. Методы обучения: показ способа действия
(после выполнения задания), проблемная ситуация, упражнение.
Я
предлагаю перспективный
план
развивающих
игр,
я
подчеркну
–
перспективный – так как ведущая цель: успешное развитие малыша, рост его
способностей через игру, а она должна приносить радость.
Сроки
Игра
Задачи
Продукт деятельности
1-ая
неделя
сентября
«Сложи узор»
С л о ж и т ь
у з о р
п о
образцу, используя один
цвет (СУ – А1)
Складывание
дорожек
и
квадратов одного цвета.
2-ая
неделя
сентября
«Сложи узор»
С л о ж и
к в а д р а т
п о
образцу (серия СУ – А2,
3, 4)
Складывание
к ва д р ато в ,
используя 4 цвета.
3-ая
неделя
сентября
« Р а м к и
и
вкладыши
Монтессори»
Сформировать
умение
узнавать
и
различать
форму
геометрических
фигур (зрительно).
Нахождение отверстия точно
такой
же
формы,
что
и
вкладыши.
4-ая
неделя
сентября
«Сложи узор»
Сложить узор по образцу
(СУ – А5, 6, 7, 8)
Складывание узора по карте-
образцу.
1-ая
неделя
октября
« Р а м к и
и
вкладыши
Монтессори»
Сформировать
умение
узнавать
и
различать
форму
геометрических
фигур
(зрительно
и
тактильно).
Нахождение отверстия точно
такой
же
формы,
что
и
вкладыши,
определяя
их
на
ощупь.
2-ая
неделя
октября
«Сложи узор»
Сложить узор по образцу
(СУ – А9, 10, 11, 12)
Складывание узора по карте-
образцу.
3-ая
неделя
октября
« Р а м к и
и
вкладыши
Сформировать
умение
обводить контур фигуры.
Умение
обводить
контуры
ф и г у р ы
п о
р а м к е
( с
Монтессори»
заданиями – усложнениями).
4-ая
неделя
октября
«Сложи узор»
Сложить узор по образцу
(СУ – А13, 14, 15, 16)
Складывание узора по карте-
образцу.
1-ая
неделя
ноября
« Р а м к и
и
вкладыши
Монтессори»
Сформировать
умение
обводить контур фигуры.
Умение
обводить
контуры
фигуры
по
вкладышу
(с
заданиями – усложнениями).
2-ая
неделя
ноября
«Сложи
квадрат»
Сформировать
представление
складывания квадрата из
н е с ко л ь к и х
ч а с т е й
различной формы (СК –
2, 3, 5)
Умение
складывать
квадрат
из
2
и
3
частей
различной
формы и цвета.
3-ая
неделя
ноября
«Сложи узор»
Сложить узор по образцу
(СУ – А17, 18, 19, 20)
Складывание узора по карте-
образцу.
4-ая
неделя
ноября
« Р а м к и
и
вкладыши
Монтессори»
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
обводить
по
контуру
и
ф и г у р ы
и
н ау ч и т с я
закрашивать,
не
выходя
за рамки.
Ум е н и е
з а к р а ш и в ат ь
и
заштриховывать
контуры
фигуры.
1-ая
неделя
декабря
«Сложи
квадрат»
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
складывать
квадрат
из
н е с ко л ь к и х
ч а с т е й
различной формы (СК –
4, 6, 7)
Умение
складывать
квадрат
из
2
и
3
частей
различной
формы и цвета.
2-ая
неделя
декабря
«Сложи узор»
Сложить узор по образцу
(СУ – А19, 20, 21, 22)
Складывание узора по карте-
образцу.
3-ая
неделя
декабря
« Р а м к и
и
вкладыши
Монтессори»
Продолжать
узнавать
рамки-вкладыши
н а
ощупь.
Нахождение отверстия точно
такой
же
формы,
что
и
вкладыши,
определяя
их
на
ощупь.
4-ая
неделя
декабря
«Сложи
квадрат»
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
складывать
квадрат
из
н е с ко л ь к и х
ч а с т е й
различной формы (СК –
8, 9, 10)
Умение
складывать
квадрат
из
3
и
4
частей
различной
формы и цвета.
2-ая
неделя
января
«Сложи узор»
Сложить узор по образцу
(СУ – Б1, 2, 3, 4)
Складывание узора по карте-
образцу.
3-ая
неделя
января
« Р а м к и
и
вкладыши
Монтессори»
Сформировать
умение
классифицировать
ф и г у р ы
п о
определенному
признаку.
Классифицирование рамок и
вкладышей по «сортам».
4-ая
неделя
января
«Сложи
квадрат»
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
складывать
квадрат
из
н е с ко л ь к и х
ч а с т е й
различной формы (СК –
11, 12, 13)
Умение
складывать
квадрат
из 3, 4, 5 частей различной
формы и цвета.
1-ая
неделя
февраля
«Сложи узор»
Сложить узор по образцу
(СУ – Б5, 6, 7, 8)
Складывание узора по карте-
образцу.
2-ая
неделя
февраля
«Обезьянка»
Развивать
конструктивные
способности.
Умение
моделировать
по
образцу ведущего.
3-ая
неделя
февраля
«Сложи
квадрат»
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
складывать
квадрат
из
н е с ко л ь к и х
ч а с т е й
различной формы (СК –
14, 15, 16)
Умение
складывать
квадрат
из 3, 4, 5 частей различной
формы и цвета.
4-ая
неделя
февраля
«Сложи узор»
Сложить узор по образцу
(СУ – Б9, 10, 11, 12)
Складывание узора по карте-
образцу.
1-ая
неделя
марта
«Уникуб»
Развивать
логическое,
аналитическое
мышление,
способность
к
решению
поисковых
задач,
развивать
память
и внимание, (У – 1, 2, 3,
4)
Умение складывать уникуб в
коробку
разными
способами
и выкладывать по образцу.
2-ая
неделя
марта
«Сложи
квадрат»
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
складывать
квадрат
из
н е с ко л ь к и х
ч а с т е й
различной формы (СК –
17, 18, 19)
Умение
складывать
квадрат
из
3,
4
частей
различной
формы и цвета.
3-ая
неделя
марта
«Сложи узор»
Сложить узор по образцу
(СУ – Б13, 14, 15, 16)
Складывание узора по карте-
образцу.
4-ая
неделя
марта
«Обезьянка»
Развивать
конструктивные
способности.
Умение
моделировать
по
образцу ведущего.
1-ая
неделя
апреля
«Уникуб»
Развивать
логическое,
аналитическое
мышление,
способность
к
решению
поисковых
задач,
развивать
память
и внимание, повышение
умственного потенциала
ребенка (У – 5, 6, 7, 8)
Умение
выкладывать
по
ка рт е - схе м е ,
и с п о л ь з у я
желтый и красный цвета.
2-ая
неделя
апреля
«Сложи
квадрат»
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
складывать
квадрат
из
н е с ко л ь к и х
ч а с т е й
различной формы (СК –
20, 21, 22)
Умение
складывать
квадрат
из
4,
5
частей
различной
формы и цвета.
3-ая
неделя
апреля
«Сложи узор»
Сложить узор по образцу
(СУ – Б17, 18, 19, 20)
Складывание узора по карте-
образцу.
4-ая
неделя
апреля
«Уникуб»
Развивать
логическое,
аналитическое
мышление,
способность
к
решению
поисковых
задач,
развивать
память
и внимание, повышение
умственного потенциала
ребенка (У – 9, 10, 11,
12)
Умение
выкладывать
по
карте-схеме,
используя
три
цвета.
1-ая
неделя
мая
«Сложи
квадрат»
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
складывать
квадрат
из
н е с ко л ь к и х
ч а с т е й
различной формы (СК –
Умение
складывать
квадрат
из
4,
5
частей
различной
формы и цвета.
22, 23, 24)
2-ая
неделя
мая
«Сложи узор»
Сложить узор по образцу
(СУ – Б21, 22, 23, 24)
Складывание узора по карте-
образцу.
3-ая
неделя
мая
«Уникуб»
Развивать
логическое,
аналитическое
мышление,
способность
к
решению
поисковых
задач,
развивать
память
и внимание, повышение
умственного потенциала
ребенка (У – 13, 14, 15,
16)
Умение
выкладывать
по
карте-схеме,
используя
три
цвета.
4-ая
неделя
мая
Развлечение
«Поиграем
в м е с т е
с
мамой!»
Развивать
творческие
способности,
в о о б р а ж е н и е
д е т е й
способность к решению
поисковых задач.
В процессе игровых образовательных ситуаций использую: сюрпризные
моменты, проблемные ситуации, создание ситуации успеха, чтение по схеме.
В младшем дошкольном возрасте мы использует такие игры:
«Сложи
узор» .
Эта
игра
представляет
собой
16
кубиков
с
ребром
размером
3
см,
где
каждая
грань
имеет
определенную
окраску.
Кубики
должны быть уложены в коробку (ее наличие обязательно). Вначале мы
рассматривали с детьми кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я
взяла четыре кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это
— желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем
зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала
разноцветной: синий, желтый, синий, жёлтый». Если ребенок отвлекались, то
знакомство с кубиками я переносила на следующий раз. Так технология
развивающих игр предполагает увлеченность и самостоятельность в игре.
Игры
с
кубиками
способствуют
развитию
пространственного
воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению
анализировать, синтезировать и комбинировать.
«Рамки и вкладыши
Монтессори». Она представляет собой 16 рамок с
вкладышами
в
виде
геометрических
фигур:
круг,
квадрат,
треугольник,
эллипс (овал), прямоугольник и т. д. Работа начиналась с показа вкладышей:
взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать
их ребенку. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на
однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на
лист
бумаги).
Показав
по
одной
фигурке,
можно
дать
их
ребенку
для
самостоятельных действий - пусть разглядывает и играет. Уместно будет
предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это
положить, а затем высыпать обратно. Постепенно ребенок познакомится со
всеми фигурами комплекта. Постепенно можно усложнять задания: обводить
контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом по вкладышам (это
сложнее).
«Сложи
квадрат» .
Игра
имеет
три
категории
сложности,
в
каждую
входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на
фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Сначала
детей
знакомлю
с
целым
квадратом,
затем
с
квадратом
из
двух
прямоугольников, из двух треугольников и разрезанный на две части по
ломаной линии. После чего начинаю игру с детьми. Детали мы раскладываем
по
кучкам
(в
каждой
-
части
одного
цвета),
и
предоставляю
ребенку
возможность действовать самому.
Эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения
целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать
сложную задачу на несколько простых.
«Уникуб» . Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
В набор входит 27 небольших кубиков. Грани каждого кубика выкрашены
таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким,
если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по
предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий.
Результативность
развивающих
игр
зависит,
во-первых,
от
системати
ческого их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр
в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.